На главную страницу сервера

М.А.Юсупова

Христианское зодчество Ферганской долины

(конец XIX - начало XX вв.)


     Христианство впервые было привнесено в Среднюю Азию в III веке н.э. Просуществовав здесь более чем одно тысячелетие, оно было вытеснено, как и другие религии, исламом, который стал единственным государственным вероучением. Церковь Александра Невского в Скобелеве (Фергана)
     Христианские общины вновь появились в Средней Азии в последней трети XIX века, что было связано с завоеванием Туркестана Россией и интенсивным строительством в крае "русских" городов и поселений.
     Наиболее широко этим строительством была охвачена Ферганская долина - один из богатейших природными ресурсами и древним культурным наследием регионов Средней Азии. Здесь, на завоеванной территории некогда могущественного Кокандского ханства, по высочайшему повелению российского царя Александра II в 1876 году была образована Ферганская область. Ее древние торгово-ремесленные центры - Коканд, Наманган, Маргилан, Андижан, Чуст и Ош - стали уездными городами новой области. В них началось строительство европейских частей - так называемых "русских" или "новых" городов. Они возводились по предварительно составленным регулярным планам, с добротными зданиями европейского типа.
     Так, планы Нового Маргилана (с 1907 г. - Скобелев, ныне Фергана), "русского" Андижана и "русского" Намангана были основаны на радиально-дуговой системе улиц, где от крепости лучами расходились прямые проспекты, соединенные поперечными дуговыми улицами. Это облегчало просмотр и обстрел радиальных улиц в случае движения по ним врага.
     В Коканде - бывшей столице одноименного ханства - европейская часть сложилась не рядом, а на территории позднефеодального города, так как здесь администрация решила остаться в удобном для нее недавно отстроенном величественном и обширном дворце Худоер-хана, расположенном в центре шахристана. Андижан. Городской собор Сергия Радонежского
     В каждом из этих "новых городов" в числе первоочередных сооружений - крепости, казармы, лазарета, тюрьмы, резиденции и правления уездного начальника и др. - предполагалось строительство православного храма. Позже, с развитием и ростом городов стали появляться и другие типы культовых сооружений.
     Поначалу, в походных условиях присоединения Туркестанского края, русские войска приспосабливали для церкви обыкновенную палатку. В период основания городов, до постройки специального здания, под церковь временно использовали существующие "туземные" сооружения. Например, в Коканде устроенная временно в тронном зале дворца Худоер-хана церковь святых Константина и Елены оставалась таковой в течение 32 лет, вплоть до 1908 года.
     До 80-х годов XIX века допускалось возведение церквей из сырца. Такими были первые церкви Ташкента и Самарканда (1868), а также первый молельный дом Ферганской долины в городе Ош, построенный в 1877 году. Позже строительный устав потребовал соблюдения двух обязательных правил: а) православные храмы строить из жженого кирпича; б) с ведома Туркестанской епархии.
     В православном культовом зодчестве Ферганской долины можно выделить следующие типы сооружений:
     1. Общегородские православные храмы.
     2. Церкви военные (по проектам военного ведомства).
     3. Молельные дома (небольшие, часто однокамерные сооружения).
     4. Часовни (в основном на кладбищах).
     Первые два типа имели ряд общих архитектурно-планировочных и конструктивных особенностей.
     Все православные церкви Ферганской долины, как городские, так и военные, были прямоугольными в плане, с выступающей на восток граненой абсидой. Последняя и небольшие входные ризалиты на остальных трех осях придавали плану слегка крестообразное очертание. Церкви состояли из основного молельного зала, алтаря с двумя ризницами, притвора с подвальными помещениями под ним, и паперти, над которой возвышалась колокольня. Для облегчения веса перекрытий, что было актуально при местной сейсмике, часто колокольня и барабаны куполов возводились деревянными. Купола, как и вся кровля сооружались из листового железа и покрывались масляной краской. Кирпичную фактуру фасадов украшали оштукатуренные детали рельефного декора, выделенного белым цветом. Церковная утварь, иконостас, часто и колокола, выписывались из Европейской России. Лишь для городских соборов Коканда и Намангана колокола были отлиты из старых медных пушек и орудий. Ош. Церковь Архистратига Михаила
     При строительстве церквей основные каменные работы выполнялись под руководством русских зодчих местными мастерами (усто). Вероятно, их искусство возведения традиционных для сейсмичной среднеазиатской зоны арочных конструкций было использовано при постройке церкви в Коканде, когда запроектированные железобетонные арки, из-за нехватки этого привозного стройматериала, в процессе строительства были заменены на кирпичные.
     Общегородские православные храмы. В русском градостроительстве храмы имели важное композиционное значение. Городскому собору отводилась центральная площадь, где он являлся ярким художественным и доминирующим высотным акцентом, ориентиром в окружающей застройке.
     В Коканде, Андижане и Намангане, подобно российским городам, перспектива центральной улицы вела к храму. В Новом Маргилане она вела к церковной площади, где собор находился чуть в стороне от оси проспекта.
     Самой крупной в долине была церковь во имя Александра Невского в Новом Маргилане на 700 человек (1890-1899 гг., архитектор И.Р.Сакович, общие размеры 35х18.6 м, высота церкви с крестом - 30 м, была разрушена в 1936 г.). Возведенная на Соборной площади, напротив дома военного губернатора Ферганской области, в псевдовизантийском стиле, она имела кирпичную фактуру фасадов и план в форме православного креста.
     Поначалу авторство проекта этой церкви приписывали академику И.С.Китнеру, но в Историческом архиве Санкт-Петербурга автором этих строк был обнаружен ее подлинный проект с надписью "Проектировалъ Сакович".
     Над молельным залом церкви возвышался шлемообразный купол с четырьмя полусводами. Над западным входом возвышался меньший, но такой же по очертанию купол колокольни. Фасады собора украшали многочисленные полуциркульные проемы, фланкированные колонками с византийскими капителями - 18 окон в нижнем ярусе, 20 - в среднем и 8 проемов в барабане купола.
     Архитектура этого сооружения была весьма живописной по объемной композиции, но в то же время несколько тяжеловесной. В западном нефе были устроены хоры на двойных мощных сосновых балках. У юго-восточной стены алтарной части находилось захоронение (могила и надгробный памятник-плита) основателя и первого настоятеля церкви протоиерея Афанасия Рышкина (умер в 1896 г.). В соборе находились весьма ценные в художественном отношении иконы - св. Александр Невский и образ Богоматери-Избавительницы.
     Проекты андижанской (во имя Сергия Радонежского, на 300 человек), наманганской (Михаила Архангела, на 300 человек) и кокандской (св. Константина и Елены, на 500 человек) церквей (они были снесены в 1934-1937 гг.) разрабатывались по единому типу (возможно, на основе проекта деревянного молельного дома) ферганскими архитекторами И.Р.Саковичем, С.В.Лехановым и О.Васильевым. Затем эти проекты дорабатывались по замечаниям экспертов - сначала епархиального начальства, затем - известного туркестанского архитектора В.С.Гейнцельмана.
     Так, выстроенная в 1896 году четырехстолпная в интерьере церковь Андижана была взята за основу проекта наманганского собора. В последнем, по предложению В.С.Гейнцельмана, инженер Ильчин вместо четырехстолпной конструкции для перекрытия пространства церкви использовал четыре деревянные фермы, чем был "очищен от столбов" интерьер зала.
     Над андижанской и наманганской церквами возвышался небольшой лучковидный металлический купол на деревянном барабане в центре высокой кровли и небольшая главка на оси центрального входа - над колокольней. Размеры их плана примерно 25.1х23.5 м, высота с куполом - 23.5 м.
     Обстоятельства строительства кокандского городского собора не только интересны, но и в определенной степени типичны для русского культового зодчества Ферганской долины, и поэтому приведем их подробнее.
     В 1905 году, после долгих запросов, ходатайств и переписки, в Коканде по проекту О.Васильева, на частные средства и по смете на 75 тысяч рублей началось строительство церкви на 400 человек. Ее архитектура была более выразительной и цельной по объемной композиции, а размеры, возможно, более крупными, чем у андижанского и наманганского соборов. Над средней частью Кокандской церкви возвышались пять лучковидных вытянутых куполов - крупный в центре и меньшие по четырем углам. На оси главного входа выделялся отдельно расположенный, идентичный им по форме и размерам, купол высокой колокольни. Изящную архитектуру кокандской церкви дополняли вытянутые полуциркульные, в белых наличниках, проемы окон, дверей и арочной звонницы в колокольне.
     Творческий замысел О.Васильева отражен в его пояснительной записке к проекту: "Церковь во имя чудотворной иконы Божией Матери" спроектирована в духе "памятников русского деревянного зодчества XVII века, из коих наиболее типичные суть: церковь в селе Останкино, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, Иоанна Златоуста в Коровниках, с отделкою снаружи красным облицовочным кирпичом, фризы карнизов из майолики, пояски, наличники, колонки и цоколь из песчаника, пол из метлахских плиток, перекрытие железобетонное. Входные двери наподобие дверей Успенского собора в Москве".
     В процессе строительства "нижние и верхние подпружные арки, на коих установлен купольный парус", вместо железобетонных были сооружены кирпичными, в чем, как упоминалось, немалую роль сыграло мастерство узбекских каменщиков - усто.
     Для внешней отделки использовали привозной из России красный кирпич, а для второстепенных работ - новомаргиланский белый.
     В 1908 году изящное здание кокандской церкви было достроено и освящено. Но церковь не имела соответствующих колоколов. Еще в 1906 году священник кокандской церкви Венедикт Багрянский начал ходатайствовать о выдаче медных пушек из кокандского дворца Худоер-хана для отливки колоколов, но лишь в мае 1910 года через военного губернатора было получено разрешение взять медь пушек после снятия с них надписей для передачи последних в Туркестанский публичный музей. Из ханских пушек были отлиты 300-пудовый большой колокол, названный "Михаил Скобелев" (дабы при каждом ударе прославлять имя этого героя), и малые соответствующие ему колокола. Церковь снесена в 1934 году.
     Военные церкви. Они появились в начале XX века, когда в Петербурге при Главном штабе по высочайшему повелению была учреждена особая комиссия для разработки проектов военных церквей. Сооружения этого типа имели четкую и предельно рациональную планировочную структуру и, в отличие от "светских" дробных форм и декора городских соборов, обладали большей стройностью, строгостью, а иногда и вкусом. Конкретную выразительность, легкость и возвышенность их объемной композиции придавали большой купол (в крупных церквах) над алтарной частью и высоко взметнувшийся шатер колокольни над входной частью здания.
     В Ферганской долине были построены и сохранились два таких памятника. Один - крупная общегородская военная церковь во имя св. архистратига Михаила, возведенная в 1910 году в приграничном городе Ош. Ее проект, разработанный комиссией как особый тип военной церкви, образцовой не по роскоши и убранству, а по вместительности и экономичности сооружения, был одобрен Николаем II и, прежде чем быть рекомендованным для городов Ош и Термез, апробирован при постройке церкви 148 пехотного Каспийского полка.
     Второе здание этого типа - новомаргиланская бригадная церковь св. Николая Чудотворца на 400 человек - была возведена в 1903 году по другому проекту названной комиссии, впервые апробированному при строительстве военной церкви в городе Керки в 1899 году. Это было типичное для православного культового зодчества сооружение, над призматическим объемом которого в западной части живописно возвышалась пирамида шатровой колокольни. Колокольня этой церкви, а также колокольня и большой купол ошской церкви были снесены в 1930-е годы, однако основные корпуса хорошо сохранились.
     Молельные дома. Первый в Ферганской долине молельный дом, служивший временной церковью Михаила Архангела, был построен в 1877 году в городе Ош из сырца. Постройка без колокольни сохранилась до наших дней.
     Остальные молельные дома возведены в начале XX века из жженого кирпича. Они очень схожи по примитивной архитектуре и планировочной структуре - прямоугольные в плане сооружения с двухскатной кровлей и главным фасадом со шипцовой стеной. В плане по сторонам от главного входа размещались ризницы, в центре молельный зал, на востоке выступала граненая абсида. Из сохранившихся в Ферганской долине сооружений этого типа можно назвать молельные дома в городах Ош, Новый Маргилан и Коканд.
     Необычна судьба одного из таких сооружений Нового Маргилана. Поначалу это был лютеранский молельный дом типа небольшой церкви, о чем свидетельствовала надпись на старонемецком языке на фотооткрытке. Позже, скорее всего в годы первой мировой войны, когда немецкая диаспора терпела притеснения по всей России, церковь поменяла хозяев. Ныне в этом здании разместилась православная церковь Сергия Радонежского.
     В Фергане имеются еще две постройки начала XX века, связанные с христианством. Это лютеранская кирха (ул. Саккокий) и римско-католический костел (ул. Бурса). После снятия крестов в 20-е годы они были приспособлены для других целей. К счастью, оба здания сохранились.
     Часовни. Эти сооружения имели малые размеры, но выделялись своей необыкновенно живописной вертикальной объемной композицией. Часовни располагались в ядре загородных русских кладбищ, где доминировали по высоте и хорошо просматривались в перспективе аллеи через входной арочный портал.
     Как правило, это были подквадратные в плане, однозальные, крытые куполом сооружения с глухой восточной стеной и тремя входными проемами на остальных фасадах. В их декоре читались крупные православные кресты.
     Ныне сохранилось два сооружения этого типа. Первое из них - новомаргиланская часовня с кирпичной фактурой фасадов, увенчанная шатровым куполом с небольшим луковичным куполком в его завершении. Судя по дробному рельефному декору фасадов и оформлению кровли, близким к чертам городских церквей Намангана и Андижана, возможно, эта часовня была также возведена в конце XIX века и по проектам тех же архитекторов - С.В.Леханова, И.Р.Саковича и др.
     Второе сооружение - андижанскую часовню, по ее неорусскому стилю, популярному в России и Туркестане в начале XX века, можно датировать 1910-ми годами. В эти же годы в России было возведено наиболее близкое к андижанской часовне по архитектуре сооружение - храм-памятник на Куликовом поле, построенный по проекту А.В.Щусева в 1913 году.
     В Андижане была еще одна часовня, возведенная в 1898 году на военно-городском кладбище. Она значительно пострадала при землетрясении 1902 года, после чего была разобрана и сохранилась лишь на фотографиях.
     Таким образом в конце XIX - начале XX веков в Туркестане усилиями российских зодчих и местных строителей был создан ряд выразительных по облику памятников культовой архитектуры. Наиболее ценные из них - главные городские соборы на центральных площадях, так же как и ряд крупных мечетей и медресе, снесены в 30-е годы - в годы ''бульдозерного атеизма". Между тем многие церкви были построены настолько прочно, что их - например, по свидетельству очевидцев, новомаргиланскую - приходилось взрывать динамитом.
     В настоящее время для нужд верующих реставрируются старые и строятся новые культовые сооружения - мечети, церкви, костелы и др. В частности, в Ферганской долине отреставрирован ошский городской храм и восстанавливается ряд квартальных сооружений".



Вернуться на главную страницу