Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

За последние 11 лет в Россию въехало более 7, а выехало более 3 миллионов человек

10.01.2003 00:00 msk, Михаил Чернышов

Миграция 

По маршрутам, которыми когда-то везли из Китая в Европу драгоценные ткани, сегодня движутся мощные волны мигрантов. Волею судеб Россия оказалась в центре кочевого процесса. За 11 пореформенных лет к нам въехало более 7 млн., выехало - свыше 3 млн. человек. Внутри страны сменили место жительства 27 млн. наших сограждан. Получается, что каждый четвертый россиянин на себе испытал или испытывает все прелести, выпадающие на долю переселенца.

В середине 80-х годов минувшего века демографы полагали, что население СССР на рубеже тысячелетий составит 480 млн. чел. Между тем на сегодня нас осталось только 145 миллионов. Впервые за всю историю России на ее территорию хлынул столь мощный неконтролируемый поток иноземцев. И это при том, что титульное население уменьшается каждый год почти на 1 млн. человек, а за пределами страны в ближнем зарубежье все еще проживает 20 млн. россиян.

Если ничего в демографической динамике к лучшему не изменится, то к середине века население страны уменьшится уже до 80 миллионов. Таким "контингентом", предупреждают демографы, нынешнюю территорию России удержать точно не удастся. Наиболее вероятные территориальные потери - Дальний Восток и Сибирь.

Где лошадь? Где телега?

Заместитель председателя Госдумы РФ Владимир Лукин утверждает, что миграция и проблемы переселенцев превратились сегодня в один из самых сложных государственных вопросов. К сожалению, ничего в этой сфере толком не решается. Ситуация, напротив, все больше запутывается. Телега снова ставится впереди лошади. Сначала надо было разработать концепцию миграционной политики, говорит парламентарий, потом принимать закон. У нас первым появился закон, а теперь под него подверстывается концепция. Общественность в обоих случаях остается за бортом процесса.

Если подходить к проблеме формально, то некое подобие проекта концепции регулирования миграционных процессов все же существует. Проделана сия законодательная работа, как сказано в преамбуле, ради достижения социального процветания и экономического прогресса в стране. Въезд в Россию, отмечают авторы проекта, принял масштабный характер. Не всегда миграция осуществляется законно. В регионах наблюдается формирование иностранных общин. По численности и влиянию они приближаются к коренному населению. Государственный контроль над миграционными процессами отсутствует. В то же время сокращается прирост постоянного (титульного) населения России. Состав вновь прибывающих меняется. В первой половине 90-х годов было много мигрантов из СНГ и стран Балтии. Они восполняли более 70% естественной убыли населения. Теперь этот поток снизился. В 2001 году он дал менее 8% общей прибавки населения. Соответственно, считают авторы концепции, должна меняться и политика государства. Если вначале она состояла в том, чтобы оказывать первую чрезвычайную помощь мигрантам, то теперь "надо создавать условия для их нормальной жизни".

В реальности, к сожалению, все выглядит не таким шелковым. Минувший год, по мнению общественных организаций, представляющих интересы вынужденных переселенцев, стал самым черным в новейшей истории миграции. Хотя в бюджет-2002 и заложили "небывало большую сумму" помощи приезжающим - свыше 4 млрд. руб. (включая 1,4 млрд. руб. на жилищное обустройство), эффект получился нулевой. МВД, которому отвели роль главного забойщика в решении миграционных вопросов, занималось перестройкой аппарата. Деньги заморозили. Реально финансирование началось только в августе. И самое главное: сама "помощь" обставлена так, что каких-то значимых сумм переселенец на практике получить не может.

Состоявшийся минувшим летом Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту мигрантов констатировал: из 8,6 млн. мигрантов, приехавших в Россию после распада Советского Союза, только 1,6 млн. получили официальный статус. И всего лишь 500 тыс.дождались весьма скромной помощи от государства. Министр по делам Федерации Владимир Зорин совсем недавно дал свою трактовку происходящего. У него получается, что из всех приехавших с официальным статусом вынужденного переселенца проживают в стране около 500 тыс. граждан и у 16 тыс. человек сохраняется статус беженца. А что с остальными? Этого, похоже, не знает никто.

В текущей демографической ситуации есть еще один неожиданный поворот сюжета. Уже подсчитано: реально на вывоз людей, не оформивших свой статус пребывания, потребуется 4 млрд. руб. Но в новом бюджете таких денег уже нет. На все миграционные дела заложено лишь 2 млрд. руб. В связи с этим усиленно прорабатывается идея возложения расходов по депортации "на работодателей", то есть тех, кто принимает на работу мигрантов без документов. Но для этого как минимум надо хоть как-то "засветить" теневую экономику. Именно в ней сосредоточена основная масса нелегалов.

В не ангажированных властью СМИ все ныне происходящее в переселенческой сфере называют затмением государственного разума. Вынуждены с этим категорически не согласиться. Никакого затмения нет. Есть расчетливое выжимание чиновником своего интереса из ситуации. Известно, например, что российское гражданство можно "купить" в неофициальном порядке за тысячу долларов. Если перемножить эту сумму на число неустроенных людей, то как раз и получим - примерную, конечно, - "цену вопроса".

Этюды в черно-белых тонах

Есть демографические расчеты, показывающие, что в России за Уралом сосредоточено до 60 процентов ресурсов всего мира. А плотность титульного населения там менее трех человек на квадратный километр. У зарубежных соседей в этом регионе населенность примыкающих к нам территорий почти в 60 раз выше. Уже только по этим причинам наш Дальний Восток и Сибирь испытывают мощное миграционное давление. Свои факторы, побуждающие людей приезжать к нам, работают на казахстанском, кавказском, украинском направлениях. Разнородность приезжего люда рождает два полярных мнения о миграции. Она как бы одновременно и благо, и зло для страны. Но ведь кто-то должен заниматься отделением зерен от плевел?

Между тем так называемая "позитивная" миграция все более сокращается, "негативная", напротив, нарастает. Данный фактор уже давно создает ощутимую угрозу национальному рынку труда, содействует экспансии теневой экономики в стране. По данным Минтруда, официальное число иностранцев, занятых в российской экономике, на сегодня всего около 300 тыс. человек, фактически же, и в министерстве не отрицают этого, оно раз в десять больше. Россия, считают в ведомстве, не готова принять такое количество людей, обеспечить их необходимыми условиями проживания и труда. И вообще, приезжие не панацея от экономических неприятностей. Надо в первую очередь развивать собственные трудовые ресурсы, особенно учитывая рост внутренней безработицы.

Если посмотреть миграционную картину, скажем, по Москве, то получается, что примерно 48% всех приезжих занято в торговле, 30% - в строительном секторе и чуть больше 10

% - в сфере услуг. Большинство мигрантов находятся в столице свыше пяти лет. Основная причина приезда - примерно у 70% - необходимость заработка. В то же время около 40% приезжих хотели бы обосноваться в столице на условиях ПМЖ. Средний заработок приезжего повысился сегодня до 250 долл./мес. Чуть меньше половины мигрантов считают, что на рынке труда не являются конкурентами москвичам, поскольку занимают те трудовые ниши, куда жители столицы не стремятся.

Существуют также отдельные исследования РАН по мигрантам из СНГ. Таковых на сегодня насчитывается 3,5 млн. человек. Эти люди, среди прочих приезжих, имеют самый высокий образовательный ценз. Около половины - с высшим образованием. Но мало кто работает по специальности. Демографы называют эту категорию людей "мигрантами кризиса". По данным Минфедерации, состав приезжающего на заработки контингента выглядит сегодня так: Украина - 32%, Китай - 13%, Турция - 7%, Вьетнам - 7%, Молдова - 5%. Миграционная профориентация в целом по стране несколько отличается от московской. В ведомстве считают, что больше всего среди приезжих строителей (34%), торговлей заняты только 16%, в промышленности - 13%, в агросекторе и лесопереработке - 10%. Считается также, что все вместе иностранные рабочие и предприниматели вывозят из страны до 8 млрд. долл. Впрочем, эта ведомственная цифра не у всех вызывает доверие.

Привет из Силиконовой долины

Если к уже покинувшим страну трем миллионам образованных россиян каждый год добавляются десятки (если не сотни) тысяч выпускников российских вузов, уезжающих в Германию, Израиль, США и другие страны Запада, то меняется не только этнический, но и образовательный состав населения страны. Примечательно, что федеральная власть до сих пор пытается найти что-то "положительное" в исходе российского интеллекта. Дескать, пусть их едут: подзаработают там, поднаберутся опыта, а потом, глядишь, и вернутся. А еще наши чиновники очень любят порассуждать о том, как трудно устроиться россиянину на Западе, как сложно адаптироваться и какой дискриминации в зарплате он там подвергается.

Однако вот на что обращают внимание западные аналитики: ни одно федеральное ведомство палец о палец не ударило, чтобы помочь уехавшим соотечественникам в обустройстве на новом месте, скажем, по линии Международной организации труда (МОТ) или соответствующих структур ЕС. Такая возможность в принципе существует. Она не требует никаких бюджетных затрат с нашей стороны. Нужны лишь минимальные административные усилия. Но будет ли наш чиновник этим заниматься за здорово живешь? Поэтому фактически вся зарубежная помощь переселенцам идет мимо наших интеллектуальных (экономических) эмигрантов.

Не всегда хорошо владея языком страны пребывания, не зная западных технических стандартов, особенностей новейшей техники, на первых порах российские переселенцы действительно получают меньше, чем специалисты коренных национальностей. Все так. Но есть и другое, о чем крайне не любят распространяться российские власти. Даже низкая западная зарплата позволяет россиянину практически уже в первые два-три года работы за рубежом обзаводиться собственным жильем, автомобилем, оплачивать учебу детей и медицинские услуги. Имеются также западные демографические исследования, показывающие, что через 3-4 года выходцы из России, как правило, достигают по зарплате среднего уровня местных жителей, а еще через 5-7 лет значительно их обгоняют. Увы, сырьевой России такие люди не нужны.

Все потуги рождения проекта миграционной концепции сводятся по сути пока к двум вещам, впрочем, уже окрещенным "революционными", Это карта мигранта и новая квота на въезд. В текущем году, как следует из заявления Владимира Зорина, в Россию въедет 540 тыс. человек. Из них 90 тыс. отведено для Москвы и 140 тыс. для столичной области. Если еще раз вспомнить о прозрачности наших границ, то смысл установления именно такой квоты один: лишь шестая часть из всех реально прибывших, а может, и менее того, получит относительно легальный статус. За всеми остальными будет продолжена ведомственная охота со всеми вытекающими из этого последствиями.

Демографы утверждают: только для компенсации "естественной убыли" титульного населения нужен въезд не менее миллиона человек в год. И такая динамика должна сохраняться не менее десяти лет. С состоянием титульного населения мы сегодня попали в абсолютно беспрецедентную ситуацию. Среднестатистический показатель прибавления численности населения в мире - 15 человек на тысячу в год. В США - 5,6 человека. В так называемых "депопуляционных" странах Европы прибыли нет, а убыль держится на уровне 0,1-0,7 человека. В России же этот отрицательный показатель составляет уже 6,6 человека. Кого же приглашать в страну?

Если исходить из принципа, что Россия все же должна остаться Россией, то прежде всего соотечественников из стран СНГ. Из Америки и Западной Европы к нам точно не поедут. Но и из ближнего зарубежья далеко не все теперь стремятся вернуться на историческую родину. Как полагают, численность этого притока может составить максимум 300 тыс. человек/год. Да и то при условии, что российские ведомства не будут создавать тому все новых искусственных препятствий.

Политика в отношении прочих переселенцев и иностранной рабочей силы должна строиться на том, чтобы направить миграционные потоки в наименее освоенные с экономической точки зрения регионы - районы БАМа, Крайнего Севера, другие малонаселенные места. С точки зрения безопасности государства следует исключить расселение иностранных граждан в таких стратегически важных районах, как Ставропольский и Красноярский края, Хабаровская область, Приморье. Нет нужды в использовании иностранной рабочей силы в подавляющем большинстве регионов европейской части страны и на Урале.

Кого нам не хватает?

Власти, судя по всему, все еще полагают, что весь вливающийся в страну поток рыночная экономика сама распределит как надо. Между тем в "цивилизованном" мире подобной стихийной саморегуляции уже давно не найти. Идет тщательнейшая фильтрация приезжих. Приглашают в страну или дают возможность въезда людям только нужных профессий в рамках четко очерченных государственных потребностей. Что у нас? В нашей неформальной экономике никаких приоритетных направлений по сути нет.

Есть тем не менее демографические расчеты, показывающие, что Россия смогла бы сравнительно безболезненно ежегодно принимать в дополнение к русскоязычным мигрантам из СНГ до 200 тыс. человек из Китая, Северной Кореи, Вьетнама, до 400 тыс. из Индии, до 80 тыс. из исламских стран, 20 тыс. из Африки. Опять же при определенных условиях. Если говорить, скажем, о китайцах или корейцах, то их не следует расселять в Приморье и вдоль Транссиба, где уже сейчас концентрация названных этнических групп превысила безопасные пределы.

При этом возникает вопрос: поедут ли мигранты в те регионы, откуда уезжает даже титульное население? Безусловно, не поедут, если государство всерьез не возьмется за создание реальных стимулов для таких переселенцев или сезонных рабочих. Тут надо вспомнить, что и царская Россия, и СССР смогли осваивать пространство за Уралом, лишь сочетая методы экономического стимулирования и административного воздействия. Силовых рычагов уже нет. Значит, остаются только экономические. Но нужны реальные средства, а не набор пустых деклараций.

Ведомственные разработки пестрят самыми разнообразными вариантами миграционного планирования, предложениями об организации и рациональном размещении по территории страны этнических поселений и другими интересными вещами. И все на уровне теоретических умствований. Но вот самые простые житейские резоны. По сведениям, которые поступают с мест, можно сделать заключение, что российский рынок труда - без миграционного элемента - выглядит примерно так: при общей 10%-ной безработице сохраняется спрос на ряд профессий. Нужны юристы, врачи, учителя, инженеры, станочники. При этом разброс в предлагаемых зарплатах не поддается никакому уразумению. В Карелии, скажем, в горнодобывающей промышленности рабочий получает в среднем 230 долл. в месяц, на лесоповале - 130 долл., врачам - при острейшем дефиците на эту категорию специалистов - предлагаются лишь тысячерублевые "ставки", то есть тридцать с небольшим долларов.

Нас же в данном случае интересует несколько другое: стыкуется ли приведенная картина спроса на труд хоть как-то с прибывающей в страну мигрантской массой? Начиная с 2006 года в стране начнется особо резкое сокращение численности трудоспособного населения, что подхлестнет приток людей извне. По некоторым подсчетам, к 2010 году количество только зарегистрированных мигрантов может возрасти уже до 20 млн. человек. В основном это будут выходцы из Азии. Чем они займутся: действительно созидательным трудом или дружно вольются в ряды преступных группировок?

* * *

Подпишитесь на ежедневный полнотекстовый дайджест СМИ России и СНГ "Центральноазиатские новости", чтобы быть в курсе всех событий региона!

Содержание последнего выпуска здесь. Условия подписки - здесь.