Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Постсоветская монокультура или Еще раз о том, как в Узбекистане собирают хлопок

29.10.2003 00:00 msk, Николай Кошкин

Экономика
Постсоветская монокультура или Еще раз о том, как в Узбекистане собирают хлопок

"Особенно трудным выдался нынешний год для хлопкоробов Узбекистана - суровая, затяжная зима с холодами, дождливая, переменчивая весна, жаркое и сухое лето... " Кто не помнит этих "крылатых" фраз из газетных репортажей, радио, кино и тележурналов 70-90 годов? Осенью этого года из новостей ташкентского телевидения начали потихоньку исчезать ежедневные "вести с полей" - сводки о темпах хлопкоуборочной компании. "Битва за урожай" разворачивается без привычного пафоса. Хотя климатические условия в последнее время стали действительно необычными. Похолодания и проливные дожди, продолжавшиеся чуть ли не до середины июля, замедлили вегетацию, отодвинув сроки созревания хлопковых коробочек на несколько недель.

Однако, весенние дожди компенсировались хорошей погодой осенью. Созревание и раскрытие коробочек задержалось почти на месяц, и сейчас страда в самом разгаре. Но крестьяне, из-за рыночных трудностей занятые собственными проблемами, не особо торопятся выходить на поля. Сборщикам хлопка платят по-прежнему очень мало, так как очень низки государственные закупочные цены на сырец. Отдельные "лихачи" пытаются провести хлопок контрабандой в соседний Казахстан, но в связи с недавнем постановлением правительства о борьбе с контрабандой хлопка, спецслужбы следят за перемещением каждой тележки с "белым золотом".

Скромен и энтузиазм сборщиков. Местами властям приходится прибегать к неэкономическим мерам его стимуляции. К примеру, в Зардарьинском районе Джизакской области в кишлаках, населенных нерадивыми хлопкоробами, местная администрация по вечерам отключает электроэнергию, а пенсионерам задерживают выплату пенсионных пособий, угрожая, что пенсия вообще может быть удержана "в счет несданного хлопка".

Впрочем, есть еще у хлопковой страды традиционный "людской ресурс" - дети, ученики сельских школ. Если студенты столичных вузов, обучение в которых для большинства из них стало платным, теперь в основной массе проводят осенний семестр в аудиториях, то школьники из небольших поселков и районных центров целиком заняты сбором хлопка как и пять, десять, пятнадцать лет назад. Отъехав всего несколько километров от кольцевой автострады Ташкента, мы обнаружили на хлопковых полях Юкори-Чирчикского района учащихся школы №21, привезенных сюда из соседнего Паркентского района, где на богарных холмах хлопка не выращивают, зато есть дешевая рабочая сила - мальчишки и девчонки в защитного цвета комбинезонах, охотно позирующие перед фотокамерой с наплечными мешками, доверху набитыми белой ватой.

Думают, вероятно, что вот они тоже стали героями какого-нибудь репортажа о передовиках производства, как некогда, в свой черед, их старшие братья и сестры, отцы.

Погода пока еще стоит относительно теплая, слегка пасмурная, но без обложных ливней, жидкой, по колено, грязи, ночных заморозков и промозглого ветра. В лучах осеннего солнца искрит на лету паутина. Настроение хоть и не идиллическое, но какое-то сентиментальное. Дети не учатся, шастают в сапогах между грядок от зари до зари. Но трагедии в этом никто не ощущает. Жители узбекского села по простоте душевной не видят в своем положении ничего особенного. Получается просто жизнь. Обыденность с привкусом неизбежности.

Может быть, лет через пять-семь, то есть уже для следующего поколения горожан фразы - "мы познакомились с ним на хлопке...", "а помнишь, на хлопке, на третьем курсе...", "когда нас всем классом возили на хлопок..." - потеряют всякое объективное содержание. Это произойдет только в том случае, если на селе осуществится переход земли в руки частных владельцев. Учет тенденций рынка и капризов климата заставит землевладельца решать самостоятельно, какие культуры, когда и в каких количествах сеять, выращивать, каким способом и какими силами собирать урожай.

До сих пор же дехкане в Узбекистане рождаются хлопкоробами.