Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Колыбель древней культуры в ущелье Сармыш или Сокровищница наскальных изображений

09.11.2005 10:34 msk, Андрей Кудряшов (Ташкент)

История Узбекистан Туризм
Колыбель древней культуры в ущелье Сармыш или Сокровищница наскальных изображений

Галереи из четырех тысяч наскальных рисунков каменного и бронзового веков украшают обрывы ущелья Сармыш, рассекающего таинственный горный кряж Каратау на юго-восточной окраине пустыни Кызылкум в Узбекистане. Необычный вид этих гор, темным гребнем вклинивающихся в охристые пески по дороге на перевал Кара-карга между Навои и Нуратой, уже издали настораживает внимание самого опытного путешественника, обещая встречу с чем-то прежде неведомым.

Сверкающие на солнце геометрически правильные вершины - конусы древних вулканов - окольцованы размеренными, словно рукотворными каменными террасами с нависающими карнизами. Вблизи - это черное месиво скал, арок и гротов из раскрошившихся кристаллических сланцев. Лишь вдоль потока, змеящегося по дну ущелья, растет колючий кустарник и невысокие деревца. Воздух тут первозданно чист, а студеные воды реки питаются многочисленными родниками, не иссякающими с доисторических времен, когда в здешнем оазисе возникли зачатки человеческой культуры.


Ученые связывают феномен Сармыша с рубежом неолита и эпохи бронзы. Обилие воды и успешная охота на горных козлов, оленей, муфлонов и диких быков, приходивших на водопой из пустыни, множество пещер, пригодных для зимовки, очевидно, сделали жизнь древних людей относительно безбедной, подготовив условия для перехода к оседлому образу жизни, развитию земледелия и обработки металлов. Первобытные культы, по-видимому, в это же время начали трансформироваться в религиозное мировоззрение.


Петроглифы (от греч. petros - камень и glyphe - резьба, вырезывание) - древние изображения, высеченные на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях.

Многочисленные петроглифы разнообразны по своим сюжетам, стилю и технике исполнения. Одни нарисованы растертой на жиру охрой, а другие выбиты на зеркальной поверхности сланцевых скал, вероятно, уже с помощью металлических инструментов. Наиболее древние из рисунков, датируемые приблизительно девятым тысячелетием до нашей эры, отражают мир первобытных охотников, окруженных потенциальной добычей или враждебными хищниками.

Позднее появляются ритуальные сцены и сцены быта, а также домашние животные: собаки, овцы, верблюды, среди которых, кстати, встречаются и трехгорбые.


Изображены и абстрактные фигуры, пока не истолкованного происхождения. Возможно, это - культовые или религиозные символы. Далее следуют рисунки уже исторического сакско-скифского периода - вооруженные воины и правители. И, наконец, присутствуют надписи арабской вязью XII-XVIII веков нашей эры, когда урочище стало прибежищем общин суфийских дервишей и местом паломничества их последователей. Исследователи утверждают, что среди тысяч петроглифов Сармыша невозможно найти и двух одинаковых.

Наибольшее любопытство туристов, посещающих Сармыш по маршрутам туристической фирмы "Uzbekistan for You", по словам специалистов этой компании, вызывают рисунки "инопланетян": человеческие фигуры, как будто облаченные в скафандры, некоторые даже с двумя головами. В начале 90-х годов прошлого века, в пору повального увлечения жителей постсоветского пространства НЛО и мистикой, в уфологических изданиях было множество публикаций "очевидцев" летающих тарелок над пустыней Кызылкум и, особенно, в районе гор Букантау. Уфологи, разумеется, не преминули связать этот ажиотаж с петроглифами, на их взгляд, подтверждающими, что район посещался пришельцами из космоса с древнейших времен, что было "зафиксировано" авторами наскальных рисунков.


Однако необычные изображения на скалах Сармыша могут иметь и куда более прозаическую трактовку. Например, "инопланетянин в скафандре" с двумя головами, кроме прочих особенностей снабжен явно подчеркнутыми половыми признаками. В первобытных и древних культурах подобное преувеличение мужских достоинств традиционно связывается с изображениями племенных вождей, глав рода или жрецов. Гипертрофированный фаллос в данном случае - символ власти. У вождя много жен, много детей, он в прямом смысле - отец народа. Венчающий его фигуру, "скафандр с двумя головами", может быть изображением короны или царского венца, выполненный с той степенью достоверности, на которую был способен каменный или бронзовый резец древнего живописца.


На фото "двухголового инопланетянина", сделанного корреспондентами агентства "Фергана.Ру", рядом с "пришельцем" можно увидеть вполне "гуманоидную" подругу. Скорее всего, на петроглифе изображен именно вождь племени со своей супругой-"царицей".

Впрочем, уфологи и мистики имеют полное право на собственное прочтение сюжета и веру в чудесное. Тем более, что аномальные и просто необычные явления действительно нередки в Каратау, где имеются богатые залежи редких руд, множество подземных источников, чрезвычайно сложный рельеф и особенный микроклимат.

Эта местность полна загадок, порой пугающе таинственна. Но самое привлекательное в ущелье Сармыш все же то, что и сегодня оно представляется взгляду почти таким же, каким было на заре цивилизации.