Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Гонения на кришнаитов в Казахстане: религиозный конфликт или борьба за собственность?

27.04.2006 14:06 msk, Андрей Гришин (Алма-Ата)

Религия
Гонения на кришнаитов в Казахстане: религиозный конфликт или борьба за собственность?

О том, что самая большая община кришнаитов в Центральной Азии осталась буквально без крыши над головой, мы сообщали в заметке "Религиозные свободы в Казахстане: У Алма-атинских кришнаитов отобрали землю" (ИА "Фергана.Ру", 14.04.2006). Суть конфликта представителей нетрадиционной для Казахстана религии с властями в том, что 50 гектаров сельскохозяйственной земли, на которой жили и зарабатывали на жизнь алма-атинские кришнаиты, решением Карасайского районного суда Алматинской области были переданы в ведение районной госадминистрации. Таков оказался итог судебной тяжбы, длившийся полтора года между Акимом Карасайского района Алматинской области Б.Кутпановым и Областным земельным комитетом по управлению земельными ресурсами (в качестве истцов) и ответчиком - "Обществом сознания Кришны". Сегодня мы публикуем специальный фоторепортаж о текущих событиях и рассказываем подробности конфликта.

Фото ИА Фергана.Ру
Фото ИА Фергана.Ру

В то время как Астана готовится ко Второму Съезду лидеров мировых и традиционных религий под патронатом президента Казахстана Н.Назарбаева, под Алматы начался снос поселения Общества сознания Кришны.

Проблемы у кришнаитов с местными властями, представленными акимом (мэром) Карасайского района, начались практически с момента их появления в поселке. Поначалу, когда адепты религии скупали заброшенные и никому не нужные дачи, облагораживали территорию вокруг запущенного озера, разбивали цветники и восстанавливали ферму, вопросов к ним не имелось. Однако экзотичность их религии и слишком не вписывающийся в обстановку внешний вид заставляли относиться к ним априори с недоверием. Тем более, что, по сравнению с всеобщим запустением, царившим в поселке, поселение кришнаитов служило немым укором в адрес поселкового акима. Поэтому районная и поселковая власть, позволяя покупать и ремонтировать дачи и облагораживать территорию, одновременно препятствовала законной приватизации земель и строений.

За пять лет кришнаитам так и не удалось встретиться с акимом района, чтобы обсудить возникшую ситуацию: акима поселка также никто не знает в лицо. Ни одно ведомство не стало принимать от них документы на приватизацию. Когда же территория и ферма оказались приведены в порядок, поля стали приносить урожай, а стоимость дач и земель выросла в десятки раз, тогда и власть стала проявлять интерес к нетрадиционной религии. Правда, по-своему.

Фото ИА Фергана.Ру
Фото ИА Фергана.Ру

Первые иски местного акимата удалось отбить ввиду явной неграмотности оформления самих исков (это были вынуждены признать даже судьи). Какие-то свои недочеты пришлось устранить и кришнаитам – закрыть цех по производству сладостей, засыпать фундамент, заложенный было под грандиозный храм Кришны. Однако последние иски местных органов власти суд рассмотрел и принял сторону истца: изъять у кришнаитов первые пять дач в пользу местного акимата без выплаты компенсаций. В стадии рассмотрения находятся еще 12 дел по 12 дачам, иски по отъему остальных дач, фермы и земель готовятся. В течение тяжбы в прессе несколько раз развязывались кампании против нетрадиционной религии. Основные доводы: они уводят в свою веру мусульман и запугивают местных жителей, чтобы отнять у тех дома под свои надобности.

Коренные жители поселка тоже страдают из-за необычного соседства: им также не дают приватизировать свою недвижимость, объясняя «подождите немного, изгоним кришнаитов и тогда будет можно».

Фото ИА Фергана.Ру
Фото ИА Фергана.Ру

25 апреля к первой даче, подлежащей по суду к отъему, подогнали бульдозер. Не логично, но прекрасное двухуровневое строение акимат решил пустить под снос, никак не комментируя свои действия. Уже известно, что этот участок будет продан под… другую дачу. Вообще же, по слухам, аким Каскеленского района скоро сменит свою должность, поэтому спешит – с момента судебного решения до начала активного разрушения построенного кришнаитами прошла всего неделя.

Последователи учения Кришны, которых в поселке постоянно проживает не менее семидесяти человек, собрались у приговоренного дома. Несмотря на то, что все вещи были вынесены, люди приняли решение просто так собственность не уступать. Учение Кришны отличается миролюбием, поэтому адепты, приняв сидячую позу, заняли проулок, ведущий к дому с твердым намерением не пропускать бульдозер. Между тем возник первый конфликт: одного из «преданных (так кришнаиты называют последователей учения) несколько раз крепко ударил здоровый гражданин, в котором признали акиматовского «бастыка» (начальника). «Я не обезьяна, чтобы меня снимали» – прокомментировал «бастык» свои действия и дальше наблюдал за происходящим уже из окон служебной «Нивы». Остальные участники действия (полиция, судебные исполнители, кришнаиты) о себе были, видимо, иного мнения и снимать себя позволяли.

Фото ИА Фергана.Ру
"Я - не обезьяна, чтобы меня снимали". Фото ИА Фергана.Ру

Местная полиция в составе всего десяти человек явно не имела алма-атинского опыта по разгону мирных демонстраций, и обе попытки начать задержания закончились провалом. Кроме того, под речитатив «Харе Кришна» у полицейской «Газели» отвалилась дверь, так что смысл задержания исчез сам по себе. Судебные исполнительницы, приказали бульдозеристу «под их ответственность» ехать через сидящих, однако, у бульдозера внезапно заглох мотор. Оба происшествия тут же увязали с проявлением чудес Кришны.

Поняв, что сами ничего сделать не смогут, полицейские отступили, пообещав позже пригнать ОМОН. Однако в тот же день шло нешуточное противостояние между жителями поселка «Бакай» (которых также лишали жилья) и правоохранительными органами, куда были брошены все силы. А на следующий день оппозиция в Алматы планировала проведение митинга с непременным присутствием всех силовых структур. Так что, скорей всего, еще один день кришнаитам удастся выиграть.

Кстати, чтобы действие властей в глазах общественности не выглядело как "война религий", к месту событий подвезли Рыскуль Жуниспаеву - сотрудницу департамента внутренней политики акимата Карасайского района. По ее мнению, само существование Общества сознания Кришны незаконно, так как они неправильно зарегистрированы. Кроме того, заявила она, дачи не должны использоваться как общежития. Ее мнение на все 100% совпадает с мнением других представителей властей: дачи изъять, а «кришнаиты пусть будут в Индии». Так перевел одну из ее фраз «преданный», владеющий казахским языком.

Фото ИА Фергана.Ру
Фото ИА Фергана.Ру

Сами кришнаиты уверены, что изъятие у них недвижимости происходит исключительно по религиозным мотивам. Основания для таких выводов у них имеются. Ведь из всего множества дач и дачного недостроя, стоящего десятки лет, акимат имеет виды исключительно на те дачи, где проживают кришнаиты. Храм возводить им не позволили, в то время как рядом на сельском поле возводится мечеть.

Местные жители, по их словам, уже вполне приноровились к сосуществованию с представителями экзотической религии. На выходные из Алматы в кришнаитское поселение приезжают отдохнуть обычные горожане, привлеченные природой, ведической кухней и йогой, музыкой и необычными церемониями. Для Карасайского района, где вообще нет никаких туристических «фишек» (если не принимать во внимание верноподданеческий музей президента Назарбаева) деревня кришнаитов могла бы стать той самой единственной приманкой для любителей экзотики. Однако местному акиму это, видимо, невдомек.

Как и большинство казахстанцев, пострадавших от власти, карасайские кришнаиты уповают на президента страны, но больше - на своего бога Кришну. Проблема лишения граждан земель и жилья в Алматы, интернационализируясь, выходит сегодня на определенно иной уровень. В последнее время все больше этнических и религиозных групп, не говоря уже о гражданах, преследуемых по политическим мотивам, выступает с жалобами на действия государства.

Конфликты на почве социального неравенства переходят в боевые действия. Об этом говорит и известный феномен «Шанырака». Казахстан, некогда считавшийся "уютным домом для всех", начинает терять свой образ, казавшийся ранее столь незыблемым.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Религиозное объединение "Общество сознания Кришны" зарегистрировано в Казахстане с 1996 г. Кришнаиты проповедуют ненасилие по отношению к живым существам, придерживаются вегетарианства. Представители Общества сознания Кришны были участниками I съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане в 2003 г., где всему миру было заявлено о духовном единстве религий в Казахстане. Теперь, накануне II съезда, запланированного на сентябрь 2006 г., казахские вайшнавы сталкиваются с фактом религиозной нетерпимости на уровне местной исполнительной власти, в то время как президент Назарбаев стремится утвердить в стране принципы демократического государства и толерантности к различным религиозным традициям.