Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Нужда заставляет узбекских журналистов «продаваться». За это их лишают свободы

25.12.2006 11:56 msk, Соб. инф.

Узбекистан Общество

Уходящий год для Турахона Гафурова, андижанского журналиста с двадцатичетырехлетним стажем, оказался трагичным. Он был осужден за получение взятки - тридцати тысяч сумов (около двадцати семи долларов США). Как сказано в решении суда, Т.Гафуров требовал денег от администратора рынка Избаскенского района Андижанской области за материал, освещающий деятельность этой организации. Тот выполнил требование, но сдал журналиста в руки правоохранительных органов.

Между тем, коллеги Т.Гафурова утверждают, что он всегда был и оставался трудолюбивым и честным человеком.

- То, что он просил деньги, – правда. Но что тут плохого? – удивлен один из его коллег. – Он просил вознаграждение за свой труд. Не бесплатно же работать. Сейчас все журналисты берут деньги…

Получение вознаграждения за подготовку PR-материалов о деятельности различных предприятий и организаций для узбекских журналистов уже не в диковинку и, можно сказать, в порядке вещей. Хотя раньше это называлось взяткой и за это человека судили. Законодательство страны до сих пор квалифицирует такое деяние как взяточничество. Однако многие руководители предприятий и организаций, частных фирм, которые, так или иначе, имеют дело со средствами массовой информации (СМИ), закрывают на это глаза. Не в последнюю очередь и потому, что многие боятся журналистов.

По мнению местных наблюдателей, случаи взяточничества среди узбекских журналистов резко участились с появлением частных, негосударственных СМИ. Первое независимое телевидение открылось в 1991 году в Самарканде (СТВ). Затем в Ферганской долине появилось Андижанское молодежное телевидение (ныне – «Эхо долины - Ёшлар»). Эти телекомпании стали внедрять практику рекламных объявлений, музыкальных поздравлений и заказных материалов. Тогда впервые стали востребованными «умеющие приносить деньги» корреспонденты. С этого и началось хождение журналистов негосударственных СМИ по различным организациям и предприятиям в поиске денег.

- Частные телекомпании размножились как грибы после дождя, - говорит предприниматель Ш.Рахмонов. – Не успеешь проводить одного тележурналиста, подъедет другой. После съемок называют цену. Если откажешься давать, начинают угрожать выявлением и разоблачением недостатков. Приходится мириться: отдаем то, что требуют, и прощаемся.

Следует отметить, что роль СМИ в обществе лучше понимают люди, далекие от журналистики.

- Сегодняшних журналистов можно называть дипломированными попрошайками, - говорит руководитель одной из авторитетных фирм в Фергане Козимжон Улмасов. – По мировым стандартам, в каждом СМИ должны быть отделы рекламы и платных услуг, которые работали бы отдельно от творческих отделов. Ведь журналисты, в первую очередь, – творческие люди. Они должны думать о творчестве, а не о деньгах. Однако часто журналисты думают только о том, где и какая организация богаче, кто может дать больше денег…

Как выяснилось в ходе общения с разными людьми, многие жители республики не совсем ясно представляют миссию журналистов и их отличие от представителей различных шоу и других программ.

- Я почти не смотрю узбекские каналы, - говорит врач Г.Абдуганиев. – Потому что в них нет ничего интересного. Наши журналисты не работают над собой. Уровень их передач очень низкий, примитивный. Почему мы смотрим российские каналы? Потому что там интересные и разнообразные передачи. А наши журналисты только и делают, что хвалят тех, кто им хорошо заплатил.

По словам одного из старейших журналистов Ферганской долины, сотрудники средств массовой информации имеют «свою» цену в зависимости от того, в какой компании они работают. Дороже всех «стоят» собственные корреспонденты в областях информационной программы «Ахборот» («Новости») Национальной телерадиокомпании. За каждый сюжет, который делают для центрального телевидения, они берут до двухсот долларов США. За ними следуют региональные корреспонденты информационно-аналитической программы «Давр» («Время») телеканала «Ёшлар» («Молодежь»). За один сюжет они «просят» до ста долларов. Представители областных телекомпаний берут от пятидесяти тысяч сумов (около сорока долларов) за сюжет, а газетчики получают за один материал десять-двадцать тысяч сумов.

- С одной стороны, можно и нужно понять журналистов, - считает старейшина узбекской журналистики. - Потому что сегодня везде и во всем каждый вынужден выживать сам. Зарплаты и гонорары корреспондентов низкие и на жизнь их катастрофически не хватает. Но когда СМИ получают деньги за обычную информацию и материалы, которые имеют право на бесплатный эфир, это уже наглость. Ну, в какой стране вы видели, чтобы за информационные материалы брали деньги?

Аксакал также отметил, что сегодня скрытую рекламу о себе заказывают и сотрудники правоохранительных органов. Тогда как по долгу службы они обязаны пресекать подобные явления.

Если сегодня иностранцы посмотрят узбекское телевидение, у них может сложиться впечатление, что узбекистанцы живут в раю, - настолько местные телеканалы заполнены хвалебными материалами, в основном подготовленными «на заказ». Журналисты, занятые сегодня в основном набиванием своих карманов, не пишут ни одного критического материала, не готовят телесюжеты на злобу дня. Это и привело к тому, что население Узбекистана разочаровано работой местных журналистов. А, между тем, работа «на заказ» приводит и к иным печальным последствиям. Если бы не такая практика, то журналист с солидным стажем Турахон Гафуров не сидел бы сейчас за решеткой из-за каких-то тридцати тысяч сумов.