Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

В Узбекистане продолжается "золотая лихорадка"

19.06.2002 00:00 msk, Артур Самари

Тысячи людей, несмотря на риск, занялись нелегальной добычей золота; в свое оправдание они говорят о безработице и низких заработках в Узбекистане, превративших их в старателей поневоле.

В дневное время в кишлаках Кизилча и Нурота Навоийской области Узбекистана трудно найти кого-нибудь дома, практически все восьмитысячное население - и стар, и млад, и мужчины и женщины - заняты подземельным трудом, добычей золота.

Функции и обязанности среди искателей золота четко поделены, молодые мужчины занимаются выкапыванием глубоких ям, выносом земли и песка, а женщины, дети и люди престарелого возраста заняты более легким трудом - промывкой выкопанного из шахт песка.

При всей заманчивости, добыча золота является очень тяжелым трудом, по словам жителя кишлака Кизилча Хамзы Рузметова, ежедневно ему приходится выкапывать и промывать около тонны земли.

"Обычно копаем до 5-6 метров, а иногда и до 14 метров в глубину, на что уходит примерно неделя. Из такой ямы в сутки извлекаем до 100 ведер песка, при этом нет гарантии, что там можно найти золото. Чтобы добыть 1 грамм золота, надо промыть около двух тонн песка", - говорит Хамза Рузметов.

По его словам, 1 грамм золота они продают в среднем за 8-10 тысяч сумов (примерно $8-10), в месяц могут добыть всего 4-5 граммов золотых крупинок. "Обычно золото продаем своим посредникам, а те перерабатывают его ювелирам или зубным техникам в столице Ташкенте и других городах", - говорит Хамза Рузметов.

Трудоспособное население кишлаков стало переквалифицироваться на новую работу в массовом порядке из-за резкого падения уровня жизни в последние пять лет.

Некогда районы Самаркандской и Навоийской областей славились животноводством, благодаря чему люди жили и кормили свои семьи. Эта отрасль сельского хозяйства умерла здесь в результате последних засушливых сезонов, из-за того, что государство в погоне за урожаем хлопка и достижением зерновой независимости резко сократило посевы кормовых культур, в результате нечем стало кормить скотину, и люди остались без работы, без средств к существованию.

Именно тогда многие навоийцы и самаркандцы пошли на поиск золотых крупинок в заброшенных шахтах, где прежде вели разведку и добычу золота крупные золотодобывающие компании - Навоийский горно-металлургичекий комбинат, узбекско-американское совместное предприятие "Зарафшан - Ньюмонт" (Zarafshan - Newmont).

По словам известного геолога Хакима Тилляева, Зарафшанская долина Навоийской области является самым крупным месторождением золота в Узбекистане, она была разведана и освоена во времена Советского Союза.

Добыча золота объединила людей многих профессий, к примеру тот же Хамза Рузметов всю жизнь работал строителем, занимался животноводством имел 70 баранов, сейчас из этих баранов осталось всего 7, остальных пришлось продать из-за постоянной нехватки денег. Теперь как и большинство его односельчан, он работает под многотонным слоем земли, который в любую минуту может обрушиться.

"Если работать в колхозе, то можно в месяц заработать всего 10 тысяч сумов (примерно $10), и то колхоз эти деньги не дает. Занимаясь добычей золота, в месяц можно заработать от 20 до 25 тысяч сумов (примерно $20-25)", - говорит Хамза Рузметов.

По его словам, это не большие заработки, но продавая добытое золото, сельчане имеют наличные деньги, за которые могут купить продукты питания хотя бы первой необходимости.

По словам некоторых старателей из Самаркандской и Навоийской областей, власти не препятствуют их занятию, хотя года 2-3 назад они пытались остановить нелегальную добычу золота, исходя из действующего законодательства Узбекистана.

Согласно нему, как и в советские времена, производство золотых приисков является монополией государства, а частные лица не имеют право добывать золото, нарушители закона могут быть оштрафованы или осуждены на три года лишения свободы.

Жители Кушрабадского района Самаркандской области до сих пор помнят собрания, где местные власти вместе с работниками прокуратуры предупреждали сельчан, что незаконная добыча золота поведет их в тюрьму.

И действительно, воспитательные мероприятия властей не ограничились только собранием, на три года был осужден один из старателей 50-летний Истам-ака в 2000 году, по мнению его "коллег" его осуждение скорее имело показательное значение, для устрашения других.

Но эта мера государства никого не испугала, так как по словам золотоискателей у них нет иного выбора, они не видят для себя других возможностей для заработка.

Это понимают, видимо, и местные власти в областях. Они предпочитают не препятствовать работе старателей, так как знают, что пока ничего не могут предложить людям взамен, и не хотят накалять и без того напряженную ситуацию.

Помощник хокима Самаркандской области Шухрат Саттаров сказал корреспонденту IWPR, что в первые слышит о старателях, о добыче золота: "О чем вы говорите, я ничего не знаю о каких-то старателях".

Хоким Кушрабадского района Самаркандской области Бахриддин Хамраев сказал, что в настоящее время такой проблемы в области нет: "В прошлом действительно были случаи незаконной добычи золота, но сейчас этим никто не занимается", - сказал Бахриддин Хамраев.

По мнению самих же старателей, им никто не запрещает искать золото, так как знают, что это бесполезно. "Наверное, власти тоже поняли, что угрозы не остановят людей", - говорит "золотодобытчик" Икромжон А., бывший учитель местной школы.

Не останавливают старателей и то, что поиски золота сопряжены с опасностью для их жизней, что каждый из них рискует погибнуть под обвалами. По словам опытного старателя Владимира Ежова из Кушрабадского района Навоийской области, чаще жертвами этого промысла оказывается молодежь, которая, увлекшись добычей, забывает об опасности.

"Последнее такое событие случилось в местечке Ханбанды, где в результате обвала погибло примерно 4-5 человек. Однако установить точную цифру всех погибших невозможно, никто не занимался такой статистикой", - говорит Владимир Ежов.

Многие "золотоискатели" из-за постоянной работы в сырости уже болеют ревматизмом, однако не думают прекращать опасную для здоровья работу. "Лучше болеть, но зарабатывать на хлеб, чем оставить детей голодными", - говорит Икромжон А., который тоже не думает прекратить добычу золота, несмотря на ревматические боли в суставах.

По мнению некоторых специалистов, Узбекистан должен легализовать труд индивидуальных золотодобытчиков. Геолог Хаким Тилляев считает, что если государство не может помочь этим людям с трудоустройством, тогда надо узаконить их труд как индивидуальную трудовую деятельность.

Но видимо сегодня государство далеко от легализации индивидуальных золотоискателей, но и не хочет препятствовать их работе, перекладывая заботу о людях на плечи природы, которая выдавая крупицы золота хоть как-то компенсирует социальную необустроенность и спасает от голода семьи многих старателей.

========================

Артур Самари - независимый журналист из Узбекистана.