Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

С введением «антиалкогольного» постановления водка в Узбекистане стала дефицитом

08.05.2007 10:05 msk, Соб. инф. (Ташкент)

Экономика Узбекистан
С введением «антиалкогольного» постановления водка в Узбекистане стала дефицитом

С 1 мая пьющая и выпивающая часть населения Узбекистана пребывает в состоянии шока: из свободной продажи полностью исчез алкоголь. И если несколько дней назад нескончаемые ряды бутылок с винными и водочными наклейками красовались на полках большинства продуктовых магазинов, то сегодня от водки, вина, ликеров и коньяков не осталось и следа: их словно сдуло ветром. Происходящее можно смело уподобить временам сухого закона в США или началу горбачевской кампании по борьбе с алкоголизмом. Напомним, что 16 марта было опубликовано президентское постановление «О мерах по дальнейшему улучшению алкогольной продукции в розничной торговле», предусматривающее новые правила торговли спиртными напитками и направленное, как говорится в документе, на «усиление охраны здоровья граждан, предотвращение ввоза и торговли на потребительских рынках некачественной, несертифицированной алкогольной продукцией». Согласно новым положениям, торговать спиртным разрешается только юридическим лицам, имеющим специальные лицензии. Последние выдаются комиссиями, созданными при хокимиятах (администрациях) областей и г. Ташкента. Для получения такой лицензии необходимо иметь уставный фонд в размере пятидесяти минимальных зарплат в сельской местности и ста «минималок» в городе.

Кроме того, продавать алкоголь отныне можно только в специализированных магазинах или в отдельных торговых залах, оснащенных кассовыми аппаратами. Торговая площадь этих залов должна быть не менее 25 квадратных метров в городе и 15-ти – в сельской местности. А главное, магазины, торгующие спиртными напитками, должны быть не менее чем за полкилометра удалены от образовательных, дошкольных и религиозных учреждений. Кроме того, они не должны располагаться на остановках общественного транспорта, возле станций метро, в общественных местах и местах отдыха населения, на территории лечебно-профилактических, спортивно-оздоровительных учреждений, аэропортов, вокзалов и автостанций. За нарушение этих правил юридические лица могут быть лишены права на торговлю и подвергнуты штрафу в размере 200-300 минимальных зарплат (2-3 тысячи долларов).

Следует заметить, что производимые в Узбекистане водка, бренди и прочие спиртные напитки (кроме вин) являются, без всякого преувеличения, отвратительнейшим пойлом. 90 процентов этих спиртосодержащих жидкостей невозможно пить без содрогания. Поэтому необходимость контроля над качеством местного алкоголя назрела давно – уже лет 15 назад. Однако повальное исчезновение алкоголя объясняется не повышением претензий к его качеству, а тем, что специализированных пунктов по продаже спиртных напитков не создали, а торговать ими в прежних местах запретили. В результате если неделю назад в 2,5-миллионной столице Узбекистана вино и водка лились рекой, то сейчас ни того, ни другого не видно. Скорбные лица алкоголиков, по привычке околачивающихся возле магазинов, отражают всю глубину постигшего их несчастья.

Впрочем, уже сегодня алкоголь начинают активно продавать нелегально, из-под полы. Разумеется, с соответствующей торговой наценкой. «Если надо – сделаем», - вполголоса обещает мне продавец, едва лишь я поинтересовался наличием водки в одном из ташкентских продуктовых магазинов. На самом видном месте этого заведения была выставлена батарея пивных банок и бутылок, призванных восполнить дефицит более крепких напитков. Ограничения пока не распространились на торговлю пивом, поскольку в Узбекистане оно считается напитком безалкогольным.

Непривычно опустевшими выглядят бесчисленные бары, кафе и буфеты, торгующие спиртным на разлив. Многие из них закрылись. Как надеются их владельцы - временно. Некоторые собираются вскоре обзавестись лицензией и разливать местную водку и прочую мерзость на законных основаниях. «Еще 3-5 дней и я надеюсь, что мы получим лицензию, и снова будем торговать», - говорит буфетчица издательского комплекса «Шарк».

Ее оптимизм может не оправдаться. Новым порядком предусматривается не только наличие уставного фонда, но и ежемесячный кассовый план в 5 миллионов сумов (4 тысячи долларов). А это по силам не каждому бару, кафетерию или магазину.

«Во всех магазинах есть подобный план, - рассказывает хозяйка одной из продуктовых лавочек. - Но чем больше ты в банк отправляешь денег, тем больше тебе начисляют налог. А месячный план по сдаче выручки в банк в пять миллионов – это слишком много. Один магазин находится в центре города, другой на окраине, а кассовый план для них устанавливается одинаковый, исходя из величины помещения. Поэтому я буду вынуждена отказаться от торговли спиртным, тем более что особого дохода мне это не приносило».

Особенно примечателен тот пункт новых правил, где говорится, что специализированные магазины по продаже спиртных напитков должны располагаться не ближе чем за полкилометра от школ, дошкольных и религиозных учреждений. Но, например, в Ташкенте отыскать такое место очень трудно – разве что в самом центре столицы. А большинство магазинчиков, торгующих вином и водкой, находятся в местах пересечения потоков людей – на остановках, возле выходов из метро, поблизости от базаров, в спальных районах. Теперь торговать алкогольной продукцией их хозяева уже не смогут, поскольку все эти места располагаются или на остановках общественного транспорта или там, где неподалеку находится школа или детсад. Строительство специализированных магазинов в центре столицы для мелких узбекских коммерсантов является задачей непосильной – свободная продажа земли в Узбекистане не предусмотрена и хокимияты выделяют ее, как правило, тем, кто обладает необходимыми связями. То есть, владельцы мелких магазинчиков фактически вычеркиваются из сферы доходной торговли алкогольной продукцией. Не нужно иметь дар пророка, чтобы предсказать, что вскоре она будет монополизирована лицами, имеющими непосредственное отношение к властным структурам.

О том, что настоящая цель «антиалкогольного» постановления заключается не только в декларируемой борьбе за улучшение качества спиртных напитков, говорит и то, что о повышении этих самых стандартов качества речи не идет. Да и опыт показывает, что с монополизацией производства алкоголя его качество не только не улучшается, но наоборот, становится хуже. Так называемая «заводская» водка – настоящая отрава, которую мгновенно бы запретили в любой другой стране (показательно, что статистика алкогольных отравлений в республике является закрытой). Но в Узбекистане власти предпочитают вести борьбу не с предприятиями-монополистами, выпускающими всевозможные алкогольные суррогаты, а с реализаторами этой продукции.

«В последнее время мы брали водку с государственной базы - по перечислению, за безналичный расчет – и она была нехорошая, - вспоминает хозяйка продуктовой лавочки. – Гораздо хуже, чем та, что продавалась на оптовом рынке, пока ее не запретили там продавать».

Вплоть до вступления в силу новых правил в Узбекистане существовал своеобразный план по обеспечению высокого уровня продаж алкогольных напитков. Обязанности следить за его выполнением возлагались на областных и районных хокимов. То есть, реализация низкопробного алкоголя, производимого предприятиями-монополистами, целенаправленно поддерживалась на высшем государственном уровне. Разумеется, без лишней огласки. Это приносило огромные доходы лицам, контролирующим в республике производство спиртного. Поэтому предполагать, что у Ислама Каримова вдруг открылись глаза, и он решил свернуть производство всего этого винно-водочного моря, было бы, по меньшей мере, наивно. Речь идет отнюдь не о сокращении производства, а лишь о том, чтобы сосредоточить его сбыт в нужных руках. Иначе говоря, подавляющая часть продукции, произведенной компаниями-монополистами, отныне будет еще и сбываться торговыми предприятиями-монополистами.

Впрочем, высказываются предположения и о том, что главной целью президентского постановления было даже не желание монополизировать рынки сбыта (это побочный эффект), а очередной шаг в борьбе с внебанковским оборотом денежных средств, которую Ислам Каримов вот уже много лет ведет для поддержки искусственно завышенного курса доллара. Именно по этой причине в 2002 году власти республики обложили импортные товары непомерными пошлинами и налогами, а позже закрыли границы с соседними странами. Проблема снятия с банковских счетов своих денег для предпринимателей Узбекистана продолжает оставаться одной из самых сложных. Сегодня выплата комиссионных за «обналичку» доходит до 30 процентов от общей суммы. А фирмы, реализующие алкоголь, как раз имели дело с наличными деньгами и часто оказывали услуги подобного рода. Теперь исчезает и эта лазейка, позволяющая предпринимателям вызволить средства, надолго замороженные на банковских счетах.

Конечно, само по себе искоренение торговли алкоголем возле школ, детсадов, больниц и в спальных районах можно только приветствовать. Однако вряд ли кто-нибудь специально поедет в центр города из-за бутылки вина или водки. А это значит, что скоро всюду откроются подпольные точки торговли или «самопальным» алкоголем будут приторговывать таксисты. О том, какого качества будет эта продукция, не хочется даже и думать…