Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Художественная фотография в Узбекистане: Негатива больше, чем позитива

27.05.2009 15:10 msk, Павел Кравец

Разное Узбекистан
Художественная фотография в Узбекистане: Негатива больше, чем позитива

Фрагмент фотографии Умиды Ахмедовой «У окна». Майданак

В Екатеринбурге в преддверии встречи глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая состоится 15-16 июня, в Фотографическом музее «Дом Метенкова» прошел Фестиваль фотографии стран ШОС «Грань веков». На современных фотографиях, выполненных в самых разных стилях, - природа, культура и сегодняшняя жизнь Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, России и Китая. Узбекистан представляли пять фотографов из Ташкента и Бухары: Умида Ахмедова, Эрнест Куртвелиев, Леонид Кудрейко, Шавкат Болтаев и Зилола Саидова. Они и поделились с корреспондентом «Ферганы.Ру» своим взглядом на современную отечественную фотографию.


Зилола Саидова. «Уличная сценка», Бухара

Эрнест Куртвелиев: - Мой фотографический опыт начинался еще при Союзе со старой пленочной школы с реактивами и печатью на фотобумаге, и все, кто застал то время, владеют своеобразным миксом технологий: прежней и современной цифровой. Сегодня появилась новая волна фотографов, «свободных» от знаний старой школы: у них цифровые камеры, позволяющие на месте анализировать съемку. С одной стороны это плюс, поскольку за последние пять-шесть лет появилось много молодых фотографов, которым, казалось бы, нужны лишь навыки работы на компьютере. Доступность цифровых компьютерных технологий позволяет стремительно развиваться фотографии, сегодня нет прошлых технических проблем, не нужно проявлять пленку, печатать фотографии, сегодня открывается больший простор для творчества. Но с другой стороны, облегчение обработки отснятого материала приводит к массовости увлечения фотографией, и иногда теряется ее художественный смысл. Возможность творить «чудеса» в фотошопе порой приводит к тому, что фотография теряет свою документальную ценность. Отличительной чертой документальной фотографии является отражение действительности. Я не приемлю в документальной фотографии монтажа, когда, например, берется пейзаж из одного кадра, а облака из другого. Уникальность документальной фотографии, на мой взгляд, заключается в том, что ты смог поймать эту «правду», сумел запечатлеть ее. Конъюнктура рынка привела сегодня к тому, что в Узбекистане не очень востребована жанровая фотография, что в целом снижает ее уровень. В тоже время наблюдается большой спрос на свадебные, постановочные и прочие фото, мало связанные с истинным предназначением фотографии, ее документальностью.


Леонид Кудрейко, из серии «Сукок»

Умида Ахмедова: - Профессиональные фотографы в Узбекистане востребованы не часто и не так, как, скажем, в России, Казахстане или Киргизии. Например, многие организации, не доверяя профессионалам, и, скорее всего, экономя, сами делают фотографии для рекламных щитов, иногда используя цифровые «мыльницы», в результате чего появляется реклама, уродующая внешний вид столицы. У узбеков есть поговорка: «Даже воробья должен резать мясник». Так и в случае с фотографией – ею должны заниматься профессионалы.

Обидно и другое: в нашем мегаполисе многие фотографы совершенно не имеют возможности публиковаться, чего не скажешь о соседних странах. Чаще всего у нас бывают какие-то маленькие «междусобойчики», на которые приходят лишь друзья, знакомые и редкие зрители со стороны. Мне кажется, что на всем постсоветском пространстве довольно низка культура восприятия фотографии – может, за исключением Прибалтики – они ближе всех к Европе, где восприятие этого вида искусства всегда было на ином уровне. Может быть, поэтому фотографов у нас зачастую не воспринимают всерьез. Простой пример. Говорю соседке, оканчивающей медицинский институт, о фотографе с мировым именем, она смотрит на меня с удивлением: мол, певцы, художники – это понятно, но фотограф?! В понимании нашего обывателя, фотограф – это человек, делающий фотографии на паспорт, снимающий семейные торжества и свадьбы.

И все же, несмотря ни на что, профессиональные фотографы занимаются выставочной деятельностью, стараются участвовать в конкурсах. Слава Богу, прошлый год был для нас плодотворным. Это и выставки в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Бишкеке. И хочется, чтобы Узбекистан, который мы представляем за рубежом, поддерживал наших фотографов. Без этой поддержки нам очень тяжело выходить на международный уровень.

«Фергана.Ру»: - В чем должна заключаться такая поддержка?

Эрнест Куртвелиев: - Прежде всего, в организации фотоконкурсов при поддержке каких-то государственных фондов, организаций, которые стимулировали бы творческий процесс.


Эрнест Куртвелиев. «После уроков», Муйнак

Умида Ахмедова: - Да, для развития фотографии в Узбекистане необходима постоянная поддержка со стороны государства. Сегодня же многие объявляемые фотоконкурсы проводятся так: фотографии не возвращаются, авторские права не соблюдаются, призы тоже непонятно какие. В итоге ты догадываешься, что кому-то нужно было сделать календарь, и он просто «на халяву» получил большое количество фотографий, отобрав из них нужные. Как правило, в таких конкурсах уважающие себя профессионалы не участвуют.

Иногда и зарубежные организации совершенно непрофессионально проводят фотоконкурсы и на скорую руку издают каталоги, как это было с каталогом фоторабот, посвященных экологической катастрофе Арала. По-хорошему, для издания, поднимающего столь серьезную проблему, нужно было на конкурсной основе отобрать несколько фотографов, направить их в долгосрочную экспедицию для сбора материала, и потом фотографы и экологи могли бы отобрать нужные фотографии для каталога и выставки, которая бы показала бы всю боль Аральской трагедии.

Эрнест Куртвелиев: - Сегодня же из-за непрофессионального отбора, которым может заниматься какая-нибудь девочка, не имеющая никакого представления о фотографии, выходят каталоги с примитивными работами, по которых потом судят о состоянии фотографии в Узбекистане. Люди видят непрофессиональные работы – и начинают неверно оценивать творческий потенциал наших фотографов. А как еще судить, если все буклеты, плакаты и билборды абсолютно примитивны?

Чаще всего уровень профессионализма настоящих мастеров не зависит от технического оснащения. Например, Александр Шепелин, у которого, насколько мне известно, техника еще советских времен, не перестает удивлять нас своими шедеврами. У него всегда очень малобюджетные проекты. Зачастую люди, обладающие большими средствами, супер-аппаратурой, дальше попсовой фотографии не идут.


Шавкат Болтаев, из серии «Среднеазиатские цыгане»

«Фергана.Ру»: - Как много, на ваш взгляд, профессиональных фотографов в Узбекистане?

Эрнест Куртвелиев: - Словосочетание «профессиональный фотограф» многогранно, профессионалом нужно быть, снимая и свадебные фотографии. Это определенный круг людей, есть рекламные фотографы, фотожурналисты. О жанровой фотографии мы уже говорили – ею серьезно занимаются немногие, поскольку она сегодня недостаточно востребована. Поэтому профессионалы, чьи имена известны, часто вынуждены менять направление работы: чтобы выжить, им приходится зарабатывать исключительно коммерческой фотографией. Не у всех хватает сил и средств снимать что нравится. Есть и молодые фотографы, которые через год-два достигнут определенного уровня. Отрадно, что сейчас растет новая генерация, которую привлекает хорошая жанровая, документальная фотография, а не просто цветочки-бабочки.

Леонид Кудрейко: - По большому счету говорить о состоянии фотографии в нашем государстве сложно, потому что профессия фотографа, как уже говорилось, не востребована. Осталась небольшая группа людей, которая пытается серьезно заниматься этим делом. Скажу о себе: профессиональной фотографии я отдал двадцать пять лет, и если до девяносто пятого года еще можно было говорить о «жизни» фотографии, то сейчас у нас осталось всего несколько журналов, которые сотрудничают с профессиональными фотографами. В последнее время я работал в одном из столичных журналов, и мне пришлось оттуда уйти, поскольку там сложилось достаточно сложное и проблематичное отношение к фотографии, в первую очередь из-за непрофессионального редакторского подхода. Нет смысла заниматься творческой фотографией, работая в прессе, где сегодня царит полный абсурд. Там нет профессионалов, редакторами работают люди с «левым» образованием, диктуют свои условия. Если бы у меня за плечами не было многолетнего опыта работы в журналах и газетах, знания технологии журнальной и газетной верстки, возможно, я бы ко всему относился легче. Сегодня большинство материалов передирают из Интернета и суют в журнал, и это считается нормальным. Раскройте любую газету – вы в этом убедитесь.


Леонид Кудрейко, из серии «Сукок»

Поэтому сейчас стало еще сложнее зарабатывать. В настоящее время я вынужденно занимаюсь исключительно рекламной фотографией. Но если в других странах это хорошо оплачиваемая работа, то многие наши руководители, с которыми мне приходится сталкиваться, говорят: «Э, возьму «цифру», сам сниму. Зачем тебе деньги платить?». О чем можно говорить с такими людьми? А ведь сейчас их большинство.

Я не хочу сказать, что существует один лишь негатив, но позитивного, к сожалению, сегодня очень мало. Что-то снимаем, что-то делаем, что-то отправляем… Сложно говорить об этом. Всю технику приходится покупать по мировым ценам. Отдать за аппаратуру три-четыре тысячи долларов для многих просто нереально, а ждать, пока аппаратуру купит редакция, бесполезно, тем более что многие редакции обнищали и обходятся простыми «мыльницами» за полторы сотни долларов.

Нет нормальных учебных заведений, готовящих фотографов. Правда, существует какой-то кинофотофакультет, но мне было достаточно увидеть людей, окончивших это заведение, чтобы сделать соответствующие выводы. Простые ребята, приходящие на наши мастер-классы, больше знают. Понятия не имею, чему учат в подобных заведениях, о какой истории фотографии рассказывают. Все это больше похоже на фиктивное обучение «для галочки». Поэтому здесь только единицы могут профессионально заниматься фотографией и остаться на плаву. Но несмотря ни на что, бросать эту профессию я не собираюсь, потому что слишком много ей отдал, и заниматься чем-то другим не хочу.


Зилола Саидова. Обряд обрезания у мусульман, Бухара

«Фергана.Ру»: - Но ваше творчество и творчество ваших коллег все же востребовано – вы же участвовали в фестивале «Грань веков», в других международных проектах?

Леонид Кудрейко: - Там это кого-то интересует, здесь же не интересует никого. Находились даже люди из числа руководителей, которые, глядя на наши работы, говорили: «Вы что, это там показываете?» Но жесткого отбора наших работ здесь, слава Богу, не было. Другое дело, что организаторы местных выставок никогда не покажут фотографии, отражающие настоящую жизнь. А вот улыбающихся детей – пожалуйста.

Жизнь есть жизнь, и фотография должна правдиво отображать все ее стороны. Но иногда в фотографии начинают искать политическую подоплеку, умышленно желая подогнать этот вид искусства под определенные стандарты. В любом уголке любого государства можно отыскать то, во что можно ткнуть пальцем, но я считаю, что фотография не должна быть орудием в руках политиков разных мастей, а должна отображать жизнь такой, какая она есть на самом деле, не приукрашивая ее – но и не очерняя. Поэтому, повторяю, не хочу заниматься ничем, кроме того, что мне нравится, что считаю своим долгом и чему посвятил свою жизнь.

В феврале прошлого года у нас была интересная выставка в Санкт-Петербурге, на которую пришло много народа, что было очень приятно мне и моим коллегам. Нас хорошо встретили. Любой выезд нашей группы – это контакты для будущего творческого сотрудничества. Так, после выставки в Екатеринбурге в «Доме Метенкова» нами заинтересовался и Дом фотографии из Нижнего Новгорода. В конце прошлого года мы приняли участие в международной выставке в Бишкеке, которая была посвящена водным проблемам региона и проходила под эгидой ООН. В этой среднеазиатской «эпопее» приняли участие наши соседи: Казахстан, Киргизстан, Таджикистан. Для нас это интересно, посмотрим, что будет дальше.


Шавкат Болтаев, «Священная Бухара»

«Фергана.Ру»: - Насколько востребованы профессиональные фотографы в соседних с нами странах?

Леонид Кудрейко: - В Казахстане они более крепки материально. В Киргизии, быть может, ситуация чуть лучше, чем у нас, и молодежи там легче пробиваться. Но в серьезных выставках, в основном, принимают участие взрослые люди, много лет занимающиеся профессиональной фотографией, а молодые фотографы в них практически не участвуют.

«Фергана.Ру»: - Каковы отношения вашего сообщества с Ташкентским Домом фотографии?

Леонид Кудрейко: - По большому счету в Узбекистане нет ни одной структуры, которая бы по-настоящему поддерживала профессиональных фотографов. Да, Ташкентский Дом фотографии, пожалуй, одно из немногих мест, где что-то происходит, но эта структура поддерживает, в основном, любителей. В Ташкенте сегодня сложился определенный круг людей, занимающихся творческой фотографией и участвующих в международных выставках, благодаря Умиде, которая находит информацию об этих выставках в Интернете. В основном, это выходцы из «Панорамы» - был в советские времена такой фотоклуб. Мы собирались по пятницам. Люди всех возрастов, от пенсионеров до подростков, приносили фотографии, обсуждали их. Попал я туда в первый раз в восемьдесят третьем году, и меня поразило количество людей, атмосфера клуба. Тогда проводились тематические занятия, всевозможные конкурсы. Фотографии отправлялись на конкурсы в Москву, в Ленинград, мы переписывались с другими клубами. В клуб входили писатели, врачи, ученые, которые были фотографами-любителями…

Умида Ахмедова: - Костяк представителей профессиональной узбекской фотографии сложился именно в «Панораме»: Виктор Ан, Владимир Жирнов, Марат Балтабаев, к сожалению, ныне покойный Анатолий Рахимбаев, и многие другие, чьи имена известны далеко за пределами Узбекистана. Кто-то остался, другие разъехались по миру. Руководил клубом легендарный Михаил Штейн. Все держалось на его энергии, организаторском таланте. После развала Союза его унесла волна эмиграции, и сейчас у нас с ним, к большому сожалению, нет никаких контактов.

Леонид Кудрейко: - Штейн был своеобразным человеком, похожим на библейского отшельника с развевающейся бородой и шевелюрой. Он стремительно двигался, когда слушал собеседника, теребил свою бороду и мог внезапно, словно распрямившаяся пружина, вскочить с кресла и разразиться эмоциональной тирадой… Малознакомые люди удивлялись, конечно…

Умида Ахмедова: - Только сейчас мы можем по-настоящему оценить, сколько хороших фотографов вышло из клуба «Панорама». Михаил Штейн был нашим «гуру», и умел вселять уверенность молодым фотографам, но, порой нелицеприятно резал «правду-матку». При нем в 1985 году я получила серебряную медаль ВДНХ СССР на Всесоюзном фотоконкурсе, посвященном сорокалетию Победы, и в этом, в первую очередь, его заслуга. Тогда он вместе с москвичами, специально приехавшими для отбора работ, «перелопатил» кучу фотографий. У него всегда был миллион планов, и в то время он был одним из основных движителей узбекистанской фотографии. Может быть, после этой публикации он все же откликнется? Миша, ау, мы тебя любим и помним, тебя нам не хватает, отзовись! (Смеются).


Умида Ахмедова, «Байсунский мечтатель»

Сегодня профессиональные и начинающие фотографы собираются по пятницам в Музее кино, организовав здесь неформальный фотоклуб, где старшие передают свой опыт младшим. Куратор музея Олег Карпов, отдавший много лет фотографии и принимающий активное участие в организации фотовыставок, попытался подытожить сказанное коллегами.

Олег Карпов: - Когда фотографов много, но они существуют отдельно друг от друга, сами по себе, то начинает казаться, что их вроде бы и нет. Заслуга Штейна состояла в том, что он пытался все структурировать, объединяя разных людей, и это ему вполне удалось. От советского прошлого остались такие структуры, как Союз Кинематографистов или Союз Художников, но они уже «мертвые», хотя по инерции и пытаются функционировать. Они не объединяют существующие силы, а, наоборот, их разобщают.


Шавкат Болтаев. «Похороны», из серии «Бухарские евреи»

Примером тому может быть и Ташкентский Дом фотографии, который вместо того чтобы собирать людей, работает по принципу «Разделяй и властвуй». Кого-то стравливают друг с другом, кого-то привлекают подачками, и в результате возникают никому не нужные конфликты на пустом месте. В то же время из любого человека там могут сделать «пристойного» фотографа, лишь бы он пришелся ко двору. Для этого нужно лишь «нащелкать», затем отобрать и качественно напечатать фотографии, а при хорошей подаче дизайнера можно и альбомы издавать.

Между тем многие фотографы не осознают, что у них есть общие задачи, которые невозможно решить в одиночку. Есть выставки, где просто необходимо выступать единой командой. Например, для организации прошлогодней выставки в Питере пришлось объединиться большой группе людей: участие в выставке сначала предложили бухарцам, но они одни ее бы не потянули. Питерцы тоже потом признались, что живут разрозненно: у них имеются различные центры и неформальные объединения фотографов, художников, но при необходимости они объединяются для воплощения тех или иных идей.

Что же касается наших молодых, то среди них, действительно, достаточно талантливых фотографов, и я могу сразу назвать несколько имен. Это Варя Соболева, Ильер Нематов, сделавший выставку во французском центре имени Виктора Гюго, и, кстати, участвовавший в питерской выставке. Александр Барковский, известный в Узбекистане и за его приделами видеохудожник. Сегодня он - номер один в арт-фотографии, и ничего подобного здесь больше никто не делает. Появляются ребята и из Художественного колледжа имени Бенькова. Демонстрирует большой потенциал целая команда ребят из Архитектурного института, они занимаются фотографией и видеоартом. Как школа, Архитектурный институт сейчас стоит выше кинооператорского факультета Театрального института, который совершенно захирел, готовя студентов по устаревшим советским программам.


Эрнест Куртвелиев. «Старый мулла», Бухара

Говоря об уровне узбекской фотографии в целом, по моему мнению, сегодня мы выглядим существенно лучше и казахов, и киргизов, и таджиков, поскольку людей, занимающихся творческой, а не коммерческой фотографией, у нас гораздо больше. Там же, особенно в Казахстане, все меньше людей готовы работать бесплатно – в отличие от нас. Видимо, наши фотографы, поставленные в жесткие финансовые условия, знают, что они все равно за свое творчество ничего не получат, и работают исключительно для себя, создавая интересные художественные вещи. А известно, что профессиональные фотографы, которые не снимают «для себя» просто ради тренинга, быстро деградируют.

«Фергана.Ру»: - Каково, на ваш взгляд, будущее узбекской фотографии?

Олег Карпов: - Сильная коммерциализация нам не грозит, особенно в связи с кризисом, который пока не дошел до нас в полной мере. Ясно одно: платить больше, чем сейчас, за фотографию не будут, в отличие от Казахстана, где более востребованы рекламные фотографии и выпускается много полиграфической продукции. Выходы за пределы нашей страны на Запад тоже нереальны, поскольку нас там никто не ждет: из-за кризиса рынок сужается. Причем от такого «вторжения» западные рынки жестко защищены на государственном уровне. Нас же никто не защищает и не поддерживает, поэтому пробиваются редкие одиночки - и разово. На любительском уровне многие, и особенно молодежь, будут снимать для себя, поскольку современная техника становится все более доступной, у людей имеются «мыльницы» и телефоны со встроенными фотоаппаратами. А те, кто видят, что у них что-то получается, покупают, по возможности, более серьезную аппаратуру. Но очевидно, что у большинства фотографов перспектив мало, зарабатывать фотографией смогут немногие, да и то, в основном, на свадьбах или фотографируя граждан на паспорта. И конечно же, творчество в фотографии не умрет никогда…

Павел Кравец (Ташкент).