Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кто стоит за громкими покушениями на религиозных деятелей в Ташкенте?

04.08.2009 22:18 msk, Соб. инф.

Религия Узбекистан
Кто стоит за громкими покушениями на религиозных деятелей в Ташкенте?

31 июля 2009 года, приблизительно в 22:30 по ташкентскому времени было совершено покушение на известного проповедника, главного имама-хатыба (настоятеля мечети, главного среди духовных лиц мечети. – прим. ред.) столицы Узбекистана, религиозного деятеля Анвара-кори Турсунова. Согласно предварительным данным, полученным от последователей и учеников имама, покушение было совершено у его дома. Трое злоумышленников вызвали имама из дома, а когда тот появился у ворот, нанесли ему девять ударов ножом. Пять ударов попали в кисть и предплечье имама, а остальные - в область живота. Завязавшаяся потасовка и крики привлекли внимание соседей. Их неожиданное появление испугало нападавших, которые отбежали к поджидавшему их легковому автомобилю «Матиз» белого цвета и покинули место происшествия. В настоящее время следственные органы ведут поиски данного автомобиля.

Согласно источникам, близким к имаму, четвертого августа, спустя ровно пять дней со дня покушения, находившийся в коме Анвар-кори Турсунов очнулся. Нынешнее состояние имама оценивается как стабильное.

51-летний главный имам города Ташкента Анвар-кори Турсунов имеет большой авторитет среди верующих столицы Узбекистана. Он входит в число самых известных религиозных деятелей республики. Именно по этим причинам покушение на духовного лидера быстро распространилось эхом среди населения страны и стало поводом для появления разного рода домыслов и предположений.

Согласно некоторым неофициальным версиям, за покушением могут стоять представители экстремистских групп. По утверждению верующих, посещавших мечеть «Кукалдош» («Кукельдаш»), где во время пятничных молитв Анвар-кори Турсунов читал проповеди, в последнее время имам резко критиковал последователей ваххабизма и движения «Хизб ут-тахрир». По их убедительному мнению, вне всяких сомнений, за покушением стоят именно последователи движения «Хизб ут-тахрир».

Есть, по мнению местных верующих, и другая причина, которая могла вызвать неадекватную реакцию у сторонников запрещенного движения. Анвар-кори Турсунов на самом деле входил в группу религиозных экспертов, чьими услугами иногда пользовались представители Службы национальной безопасности Узбекистана и Комитета по делам религии при кабинете министров страны. Подобные ему эксперты выносят заключение по тем или иным ситуациям, вызывающим вопросы у следственных органов, а также по той или иной литературе. Однако представители духовенства абсолютно опровергают участие Анвара-кори Турсунова в вынесении вердикта относительно того, являются ли те или иные религиозные группы экстремистскими? Другое дело, что главный имам столицы читал критические проповеди в адрес таких групп, объясняя допускаемые ими ошибки в толковании некоторых религиозных правил.

Другим известным качеством авторитетного религиозного лидера было то, что он в числе прочих религиозных деятелей имел официальный доступ в пенитенциарные учреждения страны, где проводил беседы с осужденными за религиозные убеждения. По утверждению представителей духовенства, в большинстве своем эти беседы носили рекомендательный и объяснительный характер. То есть, религиозные деятели пытались объяснить тому или иному осужденному (как правило, ими являлись приговоренные за членство в движении «Хизб ут-тахрир»), что избранный ими путь нарушает истинный смысл и характер религии Ислама. Иногда во время таких бесед между официальными религиозными деятелями и осужденными сторонниками движения «Хизб ут-тахрир» возникали споры по отдельным богословским вопросам. В такие моменты официальные религиозные деятели принимались доказывать ошибочность толкований своих оппонентов, и, попутно напоминая, что если ошибка будет осознана, было бы не плохо подтвердить это письменно.

Подобная деятельность главного имама узбекской столицы, по мнению местных верующих и представителей духовенства, уже даёт основание полагать, что за покушением стоят представители тех религиозных групп, кто был абсолютно не согласен с мнением Анвара-кори Турсунова. При этом представители духовенства и приближенные имама категорически опровергают версию о том, что конфликт мог возникнуть из-за патронажа на «подведомственной» ему территории того или иного вида бизнеса. По утверждению последователей имама, у Анвар-кори Турсунова не было никакого бизнеса, а свой основной доход известный богослов получал, принимая участие в религиозных обрядах. Это - венчание молодых, обрезание и чтение проповедей на обрядах праздничного застолья, в дни великого поста в месяц Рамадан, во время разговения.

Между тем, покушение на известного проповедника и главного имама столицы Узбекистана разоблачило другое тщательно скрываемое силовиками столицы покушение. Согласно выявленным фактам, 16 июля сего года был убит 37-летний заместитель директора медресе (религиозное учебное заведение) «Кукельдаш» по вопросам просвещения Аброр Аброров.

Согласно следствию, убийство А.Абророва произошло в тот момент, когда он говорил по мобильному телефону у входа в подъезд своего дома на массиве Сергели-6 города Ташкента. Нападавшие нанесли ему семь ножевых ударов в область груди и два удара тупым предметом в область лица. От полученных ранений А.Аброров скончался на месте, а возбужденное силовиками уголовное дело быстро покрылось завесой тайны. Однако из достоверных источников «Фергане.Ру» стало известно, что был составлен фоторобот одного из нападавших, а по делу было задержано 147 человек. В настоящее время выясняется их причастность к данному убийству.

Примечательно, что в момент нападения в кармане А.Абророва находилась крупная сумма денег - около двух тысяч трехсот долларов США, 50 Евро, 13.500 узбекских сумов (приблизительно 8-9 долларов США), пластиковая карта с 60.000 сумов (приблизительно 43 доллара США) и ключи от автомобиля. Ничего из того, что было в кармане у убитого, нападавшие не тронули. Вследствие данного факта верующие и представители духовенства напрочь отклоняют версию о нападении с целью грабежа. Последнее обстоятельство также вызвало у духовенства подозрение, что за нападением стоят представители запрещенных религиозных групп.

По словам одного из верующих, хорошо знавшего Аброра Абророва, заместитель директора медресе имел два высших религиозных образования. После окончания Ташкентского Исламского Университета молодой парень прошел обучение в самом престижном в исламском мире университете Ал-Азхар в Египте. Владение достаточно прочными знаниями в области религии позволило молодому человеку сделать быструю карьеру. Более того, он был одним из немногих молодых знатоков религии, из-за чего его иногда также привлекали к участию в экспертной комиссии при определении или вынесении экспертного заключения.

Медресе Кукельдаш расположено на высоком холме в районе площади Чорсу. Строителем медресе считается везирь ташкентских ханов (1551-1575 гг.), прозванный Кукельдаш ("молочный брат хана"). В конце XVIII века медресе использовалось как караван-сарай, в 1860 г. служило кокандским ханам крепостью, а также местом казни (с верхнего парапета на выстланную камнем площадку сбрасывали в мешках уличенных в неверности жен).

В отличие от представителей духовенства и влиятельных религиозных деятелей, кто сегодня с особым вниманием следит за дальнейшим состоянием находящегося в реанимационном отделении республиканского центра неотложной медицины главного имама города, следственные органы из числа представителей МВД страны и Главного управления милиции города Ташкента пока воздерживаются от выдвижения каких либо версий.

Их позицию полностью поддерживают и представители общества, которые призывают воздерживаться от необдуманных и непроверенных версий, которые могут нанести серьёзный вред следственным мероприятиям и стать причиной ненужных арестов.

Правозащитники призывают силовиков и следственную группу тщательно проверить и изучить каждую версию, прежде чем выносить окончательно решение, напоминая, что каждое неправильное решение может стоить чьей-то покалеченной жизни.

Соб. инф.