Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Ташкент: Что носили в две тысячи девятом

03.01.2010 13:55 msk, А.Волосевич

Разное Узбекистан
Ташкент: Что носили в две тысячи девятом

Большое видится на расстоянии: разглядывая старые групповые фотографии 1920-1930-х годов, вдруг с удивлением обнаруживаешь, что уважаемые и степенные члены коллективов того времени все поголовно сидят босые, сверкая голыми пятками. Очевидно, наличие обуви тогда еще не успело стать условием, строго необходимым для пребывания в хорошем обществе. И ведь это было не так уж давно: еще живы старики, которые могут порассказать о той поре. Нынешняя манера одеваться, возможно, тоже когда-нибудь покажется смешной и нелепой - модные поветрия чрезвычайно изменчивы, и в прежнем виде не возвращаются уже никогда.


Джинсы forever! Фото ИА «Фергана.Ру»

Итак, основная особенность зимне-весеннего сезона 2009 года в Ташкенте: молодые женщины едва ли не через одну облачены в блестящие лакированные куртки из искусственной кожи, как правило, черного цвета, в высокие, туго обтягивающие голени, блестящие сапоги, и небрежно помахивают большими лакированными сумками, украшенными поддельными надписями известных мировых производителей и всевозможными металлическими вставками – замочками, кольцами, пряжками. «Блеск!» - восторженно прокомментировала бы героиня известного романа Ильфа и Петрова все это великолепие.


Фото ИА «Фергана.Ру»

Волна подобного стиля накрыла столицу Узбекистана с головой. Наблюдая за стайками блестяще-сверкающих, но совершенно единообразных девушек в высоких лакированных сапогах и с лакированными же сумками в руках, понимаешь, что большинство ташкентских модниц ревниво и бдительно наблюдают за тем, что носят их подруги.


Фото ИА «Фергана.Ру»

Нашествие одинаково блестящих женщин напомнило начало 1990-х, когда в Ташкенте буквально каждый второй расхаживал в красной или синей футболке с надписью «Boss» или «Shanel» в сочетании с синими спортивными штанами и черными китайскими тапочками, а если последних не было, то и с обыкновенными туфлями. В народе таких называли «инкубаторскими».

Сегодня модными тоже хотят быть все. А о том, что моду в Узбекистане формирует не что иное, как товарный ассортимент местных базаров, писали уже без счету. Поэтому нам остается лишь добавить, что партии соответствующего китайского, турецкого и малазийского товара заполняют рынки республики примерно через год или два после того, как аналогичные модели поступают в продажу в Европе и прочих передовых частях света.


Фото ИА «Фергана.Ру»

Собственно, зима 2009 года принесла с собой моду на болоньевые куртки китайского производства с меховой оторочкой на капюшоне. Аналогичные куртки стали пользоваться спросом и у мужчин. Таким образом, после более чем двадцатилетнего периода отсутствия состоялось триумфальное возвращение этого популярного в 1960-1970-е годы материала (когда-то его опоэтизировал даже Владимир Высоцкий: «Мои друзья хоть не в болонии…»).

Говоря о направлениях массовой моды в Узбекистане, нельзя обойти вниманием то обстоятельство, что этнический фактор играл и продолжает играть важную роль в предпочтениях того или иного стиля одежды и обуви. Эстетические вкусы и ориентиры одних этнических групп страны нередко не совпадают со вкусами других, что, впрочем, совершенно естественно. Так, например, блестящие куртки и сумки пришлись по душе узбечкам и таджичкам, однако не вызвали заметных симпатий у представительниц русскоязычного населения.


Фото ИА «Фергана.Ру»

Проявляются и региональные различия. Выходцы из областей республики, так называемые «областные», предпочитают одежду, которую они считают «приличной», то бишь темные костюмы, темные же брюки, остроносые туфли, а зимой - пальто, иногда с меховой шапкой. Ташкентцы по большей части одеваются менее формально – носят джинсы, куртки, кроссовки. Впрочем, постепенно эти различия размываются - разумеется, по той причине, что в выборе одежды провинция всегда ориентируется на город.


Фото ИА «Фергана.Ру»

Повседневный стиль одежды лета 2009 года характеризовался следующими новациями. Во-первых, очень модный два-три года назад камуфляж (армейские штаны, бейсболки, майки и рубашки) окончательно канул в прошлое и одежда пятнистых расцветок, в основном, лишь донашивалась.


Фото ИА «Фергана.Ру»

Во-вторых, на протяжении всего лета женщины и девушки в Ташкенте активно носили шорты – как длинные, так и совсем короткие, - намного чаще, чем годом раньше. За другие города Узбекистана мы в этом смысле, правда, поручиться не можем, а консервативную узбекскую провинцию модные веяния такого рода вообще не затрагивают.


Фото ИА «Фергана.Ру»

Относительно процесса ношения шортов мужчинами можно отметить, что поколение молодых ребят, освоивших этот предмет гардероба лет 10-12 назад, по-прежнему продолжает его эксплуатировать, будучи уже взрослыми дядями, разъезжающими в собственных автомобилях. Шорты, как правило, носятся длинные – почти до колен, а то и ниже. Более взрослые надевают их гораздо реже.


Фото ИА «Фергана.Ру»

Любопытно, что в Узбекистане шорты вообще освоили, в отличие, например, от Северного Кавказа и Закавказья, где короткие штаны до сих пор воспринимаются как оскорбление самого понятия мужественности, попрание общественной морали, богохульство и святотатство. Впрочем, в последние годы даже там их стали носить «продвинутые» люди, работающие в представительствах западных компаний, живущие в соответствующем окружении, передвигающиеся не в общественном транспорте, а в своих машинах, и имеющие свои места встреч – кафе, клубы; то есть избавленные от ежедневных тупых комментариев перебравшихся в города «областных».


Фото ИА «Фергана.Ру»

Еще одной приметой массовой моды ушедшего лета стали черные лосины, надеваемые под юбку. В Ташкенте в них была едва ли не каждая вторая узбечка, наводя на подозрения о том, что этого ходового товара в столицу пригнали, по меньшей мере, состав.


Фото ИА «Фергана.Ру»

Поэтому если кто-нибудь соберется снимать фильм, действие которого будет происходить в Ташкенте в 2009 году, то для его реалистичности одной из героинь обязательно придется ходить в черных лосинах. Тут, кстати, снова проявилось различие в этническо-эстетических предпочтениях: армянки, татарки, кореянки и русские их не носили.


Фото ИА «Фергана.Ру»

К слову, о кореянках. В значительной мере именно смелым представительницам этого народа в середине 1990-х годов удалось переломить отношение к модной европейской одежде: они из принципа одевались как хотели даже тогда, когда заполонившая города некультурная деревенщина орала и свистела вслед каждой, кто выглядел не так, как, по их мнению, должна была выглядеть «правильная» женщина.


Фото ИА «Фергана.Ру»

Так вот кореянки упрямо игнорировали эти вопли и завывания и, как ни в чем не бывало, продолжали вести себя так, словно они находятся не в Центральной Азии, а где-нибудь на Западе или очень-очень дальнем Востоке.


Фото ИА «Фергана.Ру»

Постепенно внешний облик городских женщин перестал вызывать такое возбуждение и сегодня в Узбекистане выбор одежды в общем-то считается частным делом каждого, не вызывая особого ажиотажа.


Фото ИА «Фергана.Ру»

В мусульманской религиозной одежде, которую сегодня носят многие женщины, существуют свои модные течения, определяемые фасоном, материалом, покроем и так далее. В последние годы одетых подобным образом женщин в Ташкенте стало так много, что, по сообщению сайта «Голос Свободы», минувшей осенью власти попытались даже уменьшить их количество.


Фото ИА «Фергана.Ру»

В конце сентября сотрудники милиции развесили на крупных рынках Ташкента объявления, запрещающие ношение религиозной одежды в общественных местах. В них указывалось, что это обусловлено 1-й частью статьи 184 административного кодекса Узбекистана, вследствие чего граждане, появившиеся в религиозной одежде в общественных местах, будут оштрафованы на сумму от пяти до десяти минимальных зарплат или подвергнуты административному аресту на пятнадцать суток. При внимательном прочтении административного кодекса оказалось, что статья 184 предусматривает совсем иное административное наказание и за иное административное правонарушение, а именно за «изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественному порядку и безопасности граждан».


Фото ИА «Фергана.Ру»

Через несколько дней, очевидно, признав, что была допущена ошибка, власти пошли на попятную, и сотрудники милиции в спешном порядке двинулись снимать развешанные ранее объявления. Так что эта попытка закончилась ничем, и сегодня в столице Узбекистана, особенно в районе «старого города», женщин и девушек в хиджабах (мусульманских головных уборах) по-прежнему очень много.


Фото ИА «Фергана.Ру»

Еще одним примечательным моментом лета стало то, что в Ташкенте и некоторых других городах республики, прежде всего расположенных в Ферганской долине, у девушек вдруг вошли в моду национальные тюбетейки белого цвета, расшитые яркими цветастыми узорами.


Фото ИА «Фергана.Ру»

Носили их непременно с косами или даже с целой копной мелких косичек, то ли накладных, то ли своих собственных. В столице девушек в таких тюбетейках было немало, а в Ферганской долине еще больше (что и указывало на происхождение этой моды).


Фото ИА «Фергана.Ру»

Еще кусочек в общую мозаику года: снова носят бусы, преимущественно, крупные. До этого их можно было видеть лишь на пожилых женщинах, и то не слишком часто. Однако ныне бусы вновь стали модным украшением и их с удовольствием вешают на шею и женщины среднего возраста и молодые девушки.


Фото ИА «Фергана.Ру»

А вот традиционные черно-белые тюбетейки, которые пару десятилетий назад в обязательном порядке таскала едва ли не половина мужского населения Узбекистана, ташкентской молодежью уже забыты. Сегодня их надевают в основном пожилые люди; молодого человека в таком головном уборе почти безошибочно можно идентифицировать как постоянного жителя сельской местности. Любопытно, что в этом году почему-то заметно поубавилось и количество шляп и бейсболок. Чем вызвано это таинственное явление, неизвестно.

Осенне-зимний сезон 2009-2010 года в целом продолжил тенденции предшествующего и не привнес каких-либо ощутимых изменений в общий облик мужской одежды. Спрос на ввозимые из Китая куртки с капюшонами, отороченными натуральным мехом, по-прежнему остается высоким; единственным заметным новшеством можно назвать входящие в моду мужские полупальто.

Другим любопытным явлением, которое раньше не наблюдалось, во всяком случае, в массовом порядке, стала популярность толстовок и олимпиек с надписью «Россия» поперек спины, их в Ташкенте носили не только русские, но даже узбеки. Конечно, можно предположить, что все это было вызвано завозом крупной партии подобного товара (ведь моду в Узбекистане создает базар), но ведь и предложение тоже ориентируется на уже существующий спрос. А о том, что подобный спрос в Узбекистане имеется, красноречивым образом свидетельствуют продающиеся на базарах традиционные узбекские чапаны (теплые стеганые халаты) со златошвейной надписью «Россия» и двуглавым орлом, раскинувшим свои крылья и увенчанные короной головы по всей ширине спины.

Прекрасная половина человечества в этом сезоне по-прежнему щеголяет в высоких блестящих сапогах. Кроме того - внимание, еще одна новация! – растет спрос на короткие шубки с меховой оторочкой из натурального и искусственного меха. Отметим, что модные два-три года назад дубленки и полу-дубленки из искусственной кожи и аналогичных материалов, постепенно отходят.

И, наконец, отметим такую деталь, как снова вошедшие в моду высокие каблуки, на которых ташкентские дамы без устали бегают и зимой и летом.


Фото ИА «Фергана.Ру»

В целом, зимняя одежда в Узбекистане окрашена в темные тона, поскольку яркие здесь воспринимаются как нечто несерьезное, не подобающее солидному человеку, и в этой связи не слишком приветствуются. Так что основной цвет зимней толпы в Ташкенте – черный. Таковым он в ближайшие десятилетия, по-видимому, и останется.

* * *

Что нас ждет в новом модном сезоне, какая, по мнению arabio.ru, будет мода весна-лето 2010-2011? Модельеры уже приготовили свои коллекции, и уже скоро мы их увидим в магазинах.