Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Дети войны в хлебном городе

28.05.2010 12:57 msk, Санобар Шерматова

Узбекистан Культура и искусство 
Дети войны в хлебном городе

27 мая 2010 года в самом большом ташкентском кинотеатре «Панорамный» состоялся показ документального фильма, рассказывающего о судьбах детей, эвакуированных во время Великой Отечественной войны в Узбекистан. Просмотр картины был приурочен к Международному Дню защиты детей и был организован при содействии республиканского общественного фонда «Ты не сирота». Зрителями фильма «Дети войны» стали воспитанники детских домов Ташкента, ветераны войны и труда, кинематографисты. О том, как возникла идея создания фильма, и почему он решил обратиться к трагическим событиям войны, автор фильма, узбекский режиссер и сценарист Джасур Исхаков рассказывает обозревателю «Ферганы.Ру» Санобар Шерматовой.

- Так произошло, что мы познакомились с нашими будущими героями на похоронах известного ташкентского поэта, Народного поэта Узбекистана, Александра Файнберга, ушедшего из жизни в прошлом году, - говорит Джасур Исхаков. - За пять лет до этого я снял фильм об этом удивительном человеке. Но фильм видел лишь узкий круг людей. И практически премьера его состоялась при таких трагических обстоятельствах. Нас попросили показать его многочисленным друзьям и поклонникам таланта. Я говорю «мы», имея в виду мою жену, сценариста Мастуру Исхакову. Так мы познакомились с людьми с очень интересными судьбами. Многие из них попали в Узбекистан во время войны. Кто-то потерял родителей в пути, во время бомбежек поезда, другие были слишком малы, чтобы помнить, как их зовут. Каждый из них нашел здесь кров, приют, тепло и ласку. «Узбеки ни разу не упрекнули нас ни в чем. Жили они бедно, но всегда делили с нами последнюю лепешку. Мы никогда не делили людей на нации. Русский или украинец, еврей или узбек… все мы были братья» - это слова одной из героинь фильма Елены Бобер.

Война закончилась, но многие из беженцев решили остаться. Узбекистан стал для них второй родиной…

Сегодня это пожилые люди, за плечами которых трудные военные и послевоенные годы. Постепенно мы сблизились, узнавали все больше об их жизни. Личные истории стали обрастать новыми фактами, подробностями. Знакомство с этими людьми подтолкнуло нас к созданию фильма о детях войны. Отрадно то, что эта тема стала близкой и молодому поколению в лице нашего сына, продюсера, руководителя студии «PR-Media Tashkent» Сардора Исхакова, которому мы обязаны тем, что смогли работать над этим фильмом.

Режиссер и сценарист Джасур Исхаков
Джасур Исхаков – кинорежиссер, драматург. Лауреат Государственной премии Республики Узбекистан. По сценариям Д.Исхакова поставлены художественные фильмы: «Ясные ключи», «В стремнине бешеной реки» (2 серии), «Взлет разрешается» («Судьба»), «Прощай, зелень лета!..» (совместно с Э.Ишмухамедовым), «С любовью и болью» 4 серии совместно с Э.Ишмухамедовым и О.Агишевым). Автор сценариев и режиссер фильмов «Останься!..», «Проклятие золотого коня» (4 серии), «Охота для настоящих мужчин», фильма-сказки «Приключения в стране Чатранга». Сценарист и режиссер более тридцати документальных лент, анимационных фильмов. Автор ряда театральных пьес, рассказов и песен.

Документальный фильм «ДЕТИ ВОЙНЫ» - производство: «Piar-Media Tashkent», Республиканский Общественный Фонд «Аллея памяти». 2010 год. DVD-V, 35 мин. Лицензия Национального Агентства «Узбеккино» №49/10 от 19 апреля 2010 года. Создатели фильма: Автор сценария – Мастура Исхакова, режиссер – Джасур Исхаков, оператор - Сардор Исхаков, монтаж – Анатолий Храмов, музыка – Эола Пак и Румиль Вильданов, консультанты - Станислав Мансуров-Ковригенко и Василий Костецкий. Продюсер – Сардор Исхаков.

Судьбы детей войны, рассказы и воспоминания о том времени – это и есть главная тема фильма.

- Это ваша первая картина о войне?

- Третья по счету. Я работал с патриархом узбекского, да я думаю, и мирового кино, Маликом Каюмовым, недавно ушедшим из жизни. В 1995 году я участвовал в работе над его фильмом о роли Узбекистана в Великой Отечественной войне. По разным оценкам, на полях сражений погибло от 500 до 600 тысяч солдат и офицеров узбекистанцев (больше, чем военные потери такой державы, как США). Наша республика была еще и крепким тылом, одним из центров оборонной промышленности: здесь выпускались танки, самолеты, бомбы и снаряды, здесь производился хлопок, из которого не только шили военную одежду, но и производили порох, без которого воевать нельзя. На фронт отправлялись сухари, консервы, продовольствие, сухофрукты. Работали эвакуированные из западных областей страны заводы, на которых за станками стояли в большинстве женщины и дети. Молодое поколение всего этого не знает. Малик Каюмович, фронтовой оператор, видевший войну собственными глазами, чуть не потерявший обе ноги после ранений, хотел рассказать честно, без прикрас, как это было. Помню наши беседы, длившиеся часами, во время которых я узнавал то, что ни в каких книжках прочитать невозможно. Понятно, что в фильме ничего этого нет. Но есть позиция в построении фильма, выборе документальных кадров. Мы использовали фронтовую хронику, и от многих кадров Малик Каюмович Каюмов отказывался, считая их приукрашенными.

Работа с Мастером для меня была хорошей школой, не говоря уже о том, что я много узнал о войне. Тема меня захватила так, что к 60-летию Победы я уже самостоятельно начал работать над новым фильмом и невольно прикоснулся к теме эвакуированных в Узбекистан детей. Но фильм был о воинах–узбекистанцах и тружениках тыла. К большому сожалению, картина до зрителя не дошла, осталась на полках хранилища. Но уже тогда я задумывался, что тема эвакуированных детей, нашедших здесь приют и тепло – тема отдельного фильма.

- Чем она вас привлекла?

- По официальной статистике наша республика приняла в те годы около полутора миллионов людей, в том числе почти 300 тысяч детей. Приезжали целыми заводами, фабриками, творческими коллективами. Но кроме этого, к нам люди добирались своим ходом, спасались от бомбежек и голода. Помните повесть Александра Неверова «Ташкент – город хлебный»? Она вышла в 1925 году, и рассказывала о мальчишках, отправившихся в сказочный Ташкент за хлебом, чтобы спасти от голодной смерти родных. Книга была очень популярна, и про «хлебный город» знали многие. С начала войны в Среднюю Азию везли эшелонами детей, родители которых погибли, воевали или остались на оккупированной территории. И вот такой эпизод. На станцию прибывает поезд, и в одном из вагонов обнаруживают мертвых детей. Дорога дальняя, на каком–то пункте забыли открыть и покормить. И тогда первый секретарь ЦК Узбекистана Усман Юсупов говорит: «Все, больше дети никуда не поедут. Останутся здесь. Прокормим!». Конечно, это было волевое решение, идущее вразрез с полученным указанием. Но по-человечески я его понимаю. Кто знает, чем могла закончиться для измученных детей дальнейшая дорога?

Кадр из фильма Дети войны
Кадр из фильма «Дети войны»

В Узбекистане их приняли по-особенному. Я далек от того, чтобы сравнивать наше гостеприимство с другими республиками Средней Азии, где тоже находили приют тысячи и тысячи эвакуированных людей. В те годы все работали на фронт. Но я хотел рассказать о своей стране, ставшей родиной для тысяч сирот. Один из героев картины называет Узбекистан «страной спасения». Эти рассказы поражают, заставляют взглянуть на вроде бы известные факты с другой стороны… Обычные люди, мои земляки, сами обремененные семьями, приходили на вокзал, услышав, что нужна помощь привезенным детям. Брали измученных детишек за руки, вели домой, усаживали за общий, очень скромный дастархан, поровну делили хлеб между своими и чужими. Все эти рассказы есть в фильме. Слушаешь свидетельства этих детей войны и начинаешь осознавать меру добра и высокой нравственности, которыми жили тогда наши матери, отцы и деды. Я не режиссировал, не подсказывал, да это и невозможно сделать. У каждого из героев фильма своя история, личное отношение к тем, кто дал им кров, тепло, пищу, а иногда и свои фамилии, кто воспитал их, дал образование и выпустил во взрослую жизнь.

Они делятся и военными впечатлениями – иногда страшными. Блокадники, дети из Ленинграда помнят, как их бомбили, когда ехали по тающему льду «дороги жизни», как погибали едущие впереди. Эвакуированные из Украины вспоминают, как дотла разбомбили поезд, в котором они ехали на восток, и железнодорожное полотно было усеяно трупами. Теперь я думаю, хорошо, что мы успели снять этих немолодых людей, зафиксировать их живые свидетельства.

Работая над этим фильмом, я осознал, что нельзя снимать такие фильмы с холодным сердцем.

описание
На фото: Продюсер фильма Сардор Исхаков получает приз из рук Вячеслава Никонова.

На международный конкурс «Русский мир — память сердца», посвященного 65-летию Великой Победы, было представлено более 700 фильмов из многих стран. Документальный фильм «Дети войны» из Узбекистана (производство «Piar-Media Tashkent» и Республиканский Общественный Фонд «Аллея памяти») стал призером конкурса, награжден поездкой в Москву и Специальным Дипломом жюри. Было отмечено, что фильм наполнен высоким гуманизмом, поднимает важную тему традиционных дружеских отношений между народами. Фильм рекомендован для показа на ТВ каналах России

- А что для вас война?

- Война затронула почти все семьи в Узбекистане, в том числе и мою. Два брата моей матери отправились на фронт и погибли. Один был прекрасный художник, подавал большие надежды. Другой мой дядя увлекался писательством. Они ушли совсем молодые. Третий брат, дядя Санджар, вернулся, мы его звали дядей Сашей. Он был разведчиком, прошел всю войну, был награжден орденами и медалями. Но потом попал в штрафбат, награды все отобрали. Воевал до конца войны, вернулся. Уже в 70-ые годы обратился в военный архив в Подольске, и его восстановили в правах, вернули все ордена. Я хорошо помню его рассказы, мы на них, можно сказать, выросли. Он никогда специально не заводил разговоров: «Вот, сейчас я расскажу вам про войну». Как и многие фронтовики, он не любил её вспоминать. Рассказывал к случаю, как-то, нечаянно. Как в атаку поднялись 600 человек, а после атаки в живых осталось 17. И вот теперь я понимаю, через что он прошел. Подвиги старшего поколения не должны быть забыты. В том числе и тех, кто воспитал военных сирот. У нас в фильме есть кадры памятника кузнецу Шамахмудову и его жене. Шамахмудовы – это олицетворение узбекского народного характера, наших обычаев гостеприимства, толерантности, отзывчивости к чужому горю и человеческой доброты. И мы гордимся такой историей!

- Вы собираетесь продолжать эту тематику?

- Скорее всего, да. Ведь с детьми войны происходило много чего уже в мирной жизни. Многие переехали в США, на землю «обетованную», Израиль, в другие страны. Но до сих пор они вспоминают свою вторую родину, Узбекистан, с благодарностью и нежностью. Я лично знаю этих людей. А многие остались жить в Узбекистане. Картина так и кончается: «В фильме снимались жители Ташкента», и идет перечисление героев нашей картины. Все со своими судьбами, со своей историей. Столько всего интересного связано с ними, что уложить в одну картину невозможно.

Кадр из фильма Дети войны
Кадр из фильма «Дети войны»

- Вы показывали картину в российском посольстве. Как его смотрели зрители?

- Да, просмотр оказался премьерным. «Дети войны» показывали в канун Дня Победы. Была сильная реакция. Основная часть зрителей - люди нашего, послевоенного поколения. Многие не могли сдержать слез. И никто не ушел с показа. Я понял, что эта тема востребована.

- Где можно увидеть фильм?

- На международном конкурсе «Русский мир-память сердца», посвященного 65-летию Великой Победы, картина «Дети войны» получила специальный приз жюри. Председатель жюри Вячеслав Никонов, он же Президент фонда «Политика», посмотрев фильм, рекомендовал его для показа на телеканалах России. Будут показывать картину на Украине, в Белоруссии. Кроме этого, Фонд «Русский мир» выставит его на своем сайте.

Кадр из фильма Дети войны
Кадр из фильма «Дети войны»

- Чем собираетесь заняться теперь?

- В той же манере повествования, то есть, через интервью, воспоминания людей, хронику, хочу рассказать о том, свидетелем чему был сам. О ташкентском землетрясении 1966 года. Уже нашел бывших строителей, поднимавших Ташкент из руин. Закончив возводить дома, они остались в нашем городе, связали свою судьбу с Узбекистаном. Им уже по много лет и хочется успеть их поспрашивать о том времени, о том Ташкенте.