Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Продлевая свою власть до 2020 года, Рахмонов ставит всесоюзный рекорд

27.05.2003 00:00 msk, Санобар Шерматова

Политика
Продлевая свою власть до 2020 года, Рахмонов ставит всесоюзный рекорд

Таджикский президент Рахмонов, похоже, намерен поставить рекорд политического долголетия, оставшись у власти до 2020 года. В стране нашла наконец свое разрешение громкая политическая интрига последних месяцев: назначена дата проведения референдума, который должен внести поправки в действующую конституцию. На суд избирателей 22 июня будет предложено около 30 изменений. Самую острую дискуссию вызвала поправка к 65-й статье Основного Закона, регламентирующей срок президентства. По нынешней конституции президент Эмомали Рахмонов не имеет права участвовать в следующих выборах, которые должны состояться в 2006 году. Предложенная несколькими депутатами поправка даст возможность нынешнему президенту избираться еще два раза, причем на семилетний срок, по рецепту генерала де Голля. Понятно, что если референдум состоится, то ответ избирателей будет положительный. Поэтому в Таджикистане уже считают, что Рахмонов оставил себя на посту президента до 2020 года.

Эта ситуация заставляет задуматься над старым вопросом: в какой степени американское влияние скажется на политических процессах в республиках с традиционно жестким автократическим правлением? В Москве давно прогнозировали, что рано или поздно политическая элита Средней Азии вступит в конфликт с требованиями, которые обычно предъявляет Запад к своим партнерам. Но не сделает ли Запад исключение для Средней Азии?

Наблюдатели гадают: для чего Рахмонову понадобилось решать вопрос за три года до выборов? Понятно, что нынешняя политическая ситуация в стране - слабые соперники при наличии пропрезидентского большинства в парламенте - благоприятствует принятию нужного для Рахмонова решения. Но есть и другой момент, который заставил президента поторопиться, - это фактор Запада.

Не на "домашних" избирателей была рассчитана та многоходовая игра, которую вели таджикские власти. Еще в конце прошлого года, по информации оппозиционного журналиста Додожона Атовуллоева, в бюджет была внесена "закрытая" статья расходов на будущий референдум. По словам журналиста, в кулуарах президентского дворца живо обсуждали, какой способ продления полномочий не подвергнется критике Запада -провести решение через парламент или вынести на референдум. К весне метод легитимации был выбран -референдум.

В самой республике и за ее пределами развернулась острая дискуссия, все ждали, что же скажет сам Эмомали Рахмонов, - а он молчал. Судя по всему, пауза нужна была для того, чтобы прозондировать мнение политиков на Западе. Как утверждают таджикские эксперты, если бы глава республики получил от них критические сигналы, он публично осудил бы депутатскую инициативу, дистанцировавшись от идеи "несменяемости".

Но в том-то и дело, что международный момент был выбран правильно. Как раз в конце прошлого года Эмомали Рахмонов впервые (в отличие от остальных глав республик Средней Азии) нанес визиты в США и Европу: атмосфера, в которой проходили визиты, ясно продемонстрировала, что отныне Запад намерен считаться с таджикским лидером и делает на него ставку в деле укрепления своего влияния в регионе. Расчет оказался верным, и реакции со стороны западных партнеров на идею "несменяемости" не последовало.

Возможно, такое отношение связано прежде всего с тем, что для американцев Центральная Азия -новый регион, неожиданно "упавший" к ним в руки благодаря операции в Афганистане, и они сами еще толком не знают, что же делать с этим "подарком". Ни США, ни европейские страны пока еще не сформулировали принципы своей политики на этом пространстве. Поэтому приходится гадать, что будет превалировать в отношениях с этими режимами - политическая целесообразность или принципы демократии.

Но уже сейчас можно говорить о неких правилах игры. Так, на Узбекистан, где стоят американские войска, и, видимо, на Таджикистан, который надо еще вывести из-под влияния России, будет оказываться мягкое давление в направлении к демократизации общества. Киргизия и Казахстан находятся в другом списке. В их "группе" требования соблюдения прав человека и смены президентов будут жестче. И лишь Туркмения, судя по всему, уже безоговорочно занесена в "черный" список.