Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Иран обеспокоен активностью США в Центральной Азии

30.04.2002 00:00 msk, Иван Муравьев

По информации из компетентных источников в правительстве Узбекистана, визит президента Ирана Мохаммада Хатами вызван в первую очередь крайней обеспокоенностью военной и политической активностью США в центральноазиатском регионе.

Более всего Иран тревожит практически полное отсутствие сведений о существе узбекско-американских консультаций, включая, естественно, их военно-технический аспект. Хатами небезразличны намерения Ислама Каримова сделать из Узбекистана некий армейский форпост США, откуда малопрогнозируемые янки теоретически могут нанести удар по любому государству Азии, чья политика якобы не соответствует общечеловеческим ценностям или же угрожает американским интересам.

Пресс-конференция, устроенная в резиденции узбекского президента, не пролила света на основные темы переговоров, затронутые в ходе визита в Ташкент иранского президента. Каримов был максимально корректен, что, по свидетельству людей, хорошо его знающих, отражало явное недовольство результатами встречи. За обычными в подобных случаях дежурными фразами об укреплении взаимоотношений, преимущественно в сфере транзита грузов через Узбекистан и Иран, ощущались раздражение и некоторая нервозность. И то, и другое, по мнению наблюдателей, вызвано осведомленностью Ирана о перспективах значительного расширения американского военного присутствия в Узбекистане. Ведь именно на нем настаивают многочисленные посланцы Джорджа Буша.

Например, есть основания предполагать, что уже в нынешнем году численность американского воинского контингента в Узбекистане возрастет до 10 тыс. человек. На его территории могут разместить подразделения ПВО, космического, воздушного и наземного слежения, ракетные комплексы регионального радиуса действия, полк военно-транспортной авиации. То есть военная база Ханабад имеет все шансы превратиться в мощный американский бастион с хорошо развитой инфраструктурой. Не исключено, что разведка Ирана располагает данными и о перспективах создания в Узбекистане разветвленной сети военных складов.

На пресс-конференции иранский лидер был крайне сдержан в оценках уровня двусторонних контактов. Отметив, что Иран выступает против международного терроризма в любых его проявлениях, Хатами заметил, что военные успехи США в Афганистане были бы невозможны, если бы не поддержка Ираном на протяжении ряда лет лидеров Северного альянса. Не выразил он и своего отношения к движению "Хизбут тахрир аль Ислами", в чьи цели, как известно, входит создание единого исламского халифата. В противовес гостю Каримов жестко заявил, что в его стране по-прежнему будут преследовать активистов этого движения. "Эта организация ставит перед собой радикальные экстремистские цели", - отметил узбекский лидер.

Итогом ташкентской встречи на высшем уровне стало подписание сторонами совместного заявления. В рамках документа намечены регулярные консультации между министерствами иностранных дел. В числе намерений - совершенствование транспортных коммуникаций, в частности магистральной системы между Ташкентом и иранским портом Бендер-Аббас. Узбекистан и Иран также выразили стремление к восстановлению и реконструкции дорог в Афганистане, что позволит придать более высокий статус приграничному узбекскому городку Термез.

В целом встреча Каримова и Хатами не произвела впечатления знаковой. Со стороны Узбекистана это скорее попытка притупить бдительность влиятельного, экономически и политически сильного соседа, нежели искреннее желание заиметь в регионе надежного соратника. Достаточно сказать, что Каримов сразу же после пресс-конференции перепоручил иранского коллегу окружению, а сам предпочел встречу с японскими парламентариями и бизнесменами.