Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Банки Узбекистана выдают частным предпринимателям не более 10 минимальных зарплат

09.06.2004 08:44 msk, Андрей Кудряшов

Экономика
Банки Узбекистана выдают частным предпринимателям не более 10 минимальных зарплат

В последние годы складывается впечатление, что банки Узбекистана и их клиенты - частные предприниматели попали в замкнутый круг. Первые, отвечая на возрастающие претензии своих клиентов, месяцами ожидающих выдачи зарплат, жалуются на нехватку наличных средств. Дескать, многие несознательные предприниматели изо всех сил стараются осуществлять финансовые операции в обход официальных каналов, скрывают доходы, не инкассируют выручку.

Предприниматели, в свою очередь, упрекают банки в отказе возвращать им однажды положенные на счет наличные деньги. Вот что, например, сообщил по этому поводу в письме в редакцию «Ферганы.ру» частный предприниматель из Ташкента:

"Созданное мной частное предприятие занимается оказанием компьютерных услуг. При этом мы не ведем никаких операций с наличностью, хотя это крайне не просто в нашей отрасли бизнеса, имеющий дело со множеством мелких индивидуальных заказчиков. Все взаиморасчеты с нашими клиентами или партнерами осуществляем только безналично, через банковские счета.

С мая месяца 2003 года наше ЧП стало испытывать крайние трудности с получением зарплаты для сотрудников. Хотя ныне действующее законодательство Узбекистана на словах позволяет предпринимателям извлекать со счета наличность в пределах месячного оборота их предприятий, на деле банк, в котором я обслуживаюсь, сообщил мне об "устном распоряжении" Центрального Банка Узбекистана "не выдавать частным предпринимателям наличных денег свыше 10 минимальных окладов".

Минимальный оклад в Узбекистане сейчас составляет 5440 сумов ($5,4) х 10 = 54400 сум ($54,4). Согласитесь, что этих денег при существующем уровне цен явно недостаточно и на зарплату одного квалифицированного специалиста.

Как человек законопослушный, я обратился за разъяснением в Центробанк. Тот переадресовал мою жалобу банку, клиентом которого я являюсь. В результате я получил официальный ответ, полностью подтверждающий юридическую правомочность моих претензий. Но и только. Ситуация не изменилась.

Сотрудники банка в частной беседе со мной еще раз сослались на устное распоряжение Центробанка, не подтвержденное никакими печатными постановлениями в публикациях республиканских СМИ. Круг замкнулся.

Министерство юстиции Узбекистана, куда я обратился за консультациями, рекомендовало мне подать на банк судебный иск. Однако адвокаты, которых я попытался привлечь к этому делу, судиться с банком категорически отсоветовали, не видя в подобном иске никаких реальных перспектив.

В конце концов, после длительных прений, благодаря моей личной сговорчивости, удалось найти компромисс... Письменно отказавшись от всех своих жалоб, я, "в виде особого исключения" с недавних пор получил возможность снимать со своего счета несколько большую, хотя и жестко фиксированную сумму наличности. По слухам, такой же привилегией кроме меня в этом банке пользуется еще один частный предприниматель, прошедший через еще большие мытарства. Но многие тысячи остальных предпринимателей, например, мои ближайшие партнеры по бизнесу, сегодня находятся в прежнем катастрофическом положении, фактически не имея возможности пожинать плоды своего труда..."

При встрече с журналистом «Ферганы.ру» предприниматель, написавший это письмо, не обнаружил и тени личной обиды на банк. Наоборот, он сообщил подробности о том, какие собственные трудности, по его мнению, вынуждают банк ущемлять законные интересы клиентов.

Он рассказал, что, по словам сотрудников банка, Центробанк устанавливает перед подотчетными ему банками "месячный план" по сбору и передаче наличности, за невыполнение которого следуют очень жесткие административные санкции, и высказал предположение, что это обстоятельство, о котором не известно широкой общественности, так же вынуждает руководство банков "экономить" наличность, всеми способами урезая ее выдачу.

Многомесячные задержки и прочие затруднения с выдачей зарплат в Узбекистане, как мы уже не раз писали, сегодня испытывают не только частники, но и предприятия государственного сектора, за исключением, разве что, стратегических отраслей экономики, например, в золото- и горнодобывающей промышленности.

По мнению самих предпринимателей, а также независимых экономистов, искусственный дефицит наличности служит сегодня своеобразным инструментом сдерживания инфляции, в частности стабилизации на относительно невысоком уровне курса доллара, после конвертации, введенной правительством Узбекистана осенью 2003 года под давлением ЕБРР. (Невысоким курс доллара в Узбекистане можно считать лишь относительно прежнего курса "черного рынка", существовавшего до введения конвертации. В соседних странах - Казахстане или Кыргызстане курс доллара относительно национальных валют во много раз ниже. - прим. редакции.)

Озабоченность такой политикой Центробанка не раз за последние месяцы высказывал, например, известный экономист Виктор Ивонин, отвечая на возмущенные звонки слушателей в еженедельной передаче "Бизнес-клуб" на одном из каналов узбекского радио.

- Сегодня можно сказать, что если вы положили свои деньги в банк, обратно уже не получите даже малую часть, - сказал Ивонин в одном из выпусков "Бизнес-клуба" в апреле этого года.

Если принять за истину версию об искусственном сдерживании инфляции и курса доллара, руководство страны можно попытаться понять. Трудно прогнозировать к каким последствиям могло бы сейчас привести обвальное падение курса национальной валюты в атмосфере социального неблагополучия и всеобщего недовольства. Однако и нынешний дефицит наличности, а зачастую полная невозможность ее получения все больше загоняют реальную экономику в глубокую "тень", то есть служат благодатной почвой для процветания коррупции. Те же предприниматели, которые, следуя благим призывам официальной идеологии, стремятся работать легально, открыто и честно, оказываются в чрезвычайно стесненных условиях, их энтузиазм выдыхается, экономика неуклонно стагнирует.

- Мелкий рынок, особенно в сфере услуг и торговли, уже еле теплится, - сказал нам герой нашей статьи. - Поневоле возникают мысли о перенесении деятельности куда-нибудь, где существуют более благоприятные условия.

Так умы деловых людей и нажитые их трудом капиталы вопреки всем административным препонам, "естественно" перетекают в страны и регионы с более либеральными рыночными условиями. А официальная идеология, устами прессы, все настойчивее призывает отдать силы будущему процветанию своей страны. И хочется последовать ее красноречивым призывам. Но наряду с правильными и красивыми словами должен быть однажды предпринят какой-то реальный шаг, который разорвет или хотя бы ослабит этот порочный, замкнутый круг.