Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан обеспокоен началом переработки ураносодержащих отходов на Карабалтинском горнорудном комбинате в Киргизии

13.10.2004 12:56 msk, Сергей Ежков, независимый журналист

Анализ
Узбекистан обеспокоен началом переработки ураносодержащих отходов на Карабалтинском горнорудном комбинате в Киргизии

Серьезная озабоченность состоянием экологии в Центральноазиатском регионе была высказана 13 октября участниками круглого стола, проведенного в Ташкенте под патронатом Госкомприроды Узбекистана.

Поводом для обсуждения назревших проблем, судя по всему, стала реализация братской Киргизией контракта, предусматривающего переработку 1800 тонн ураносодержащих отходов на Карабалтинском горнорудном комбинате. Напомним, что контракт с компанией British Nuclear Fuels был подписан еще в феврале этого года, но претворение его в жизнь началось лишь на нынешней неделе.

Детально знакомясь с цифрами, подготовленными рядом узбекских неправительственных организаций, специализирующихся на экологической безопасности, понимаешь, что повод для повышенного беспокойства в Узбекистане действительно есть, и весьма серьезный.

В северных районах Таджикистана находятся 12 так называемых хвостохранилищ, где в настоящий момент находится свыше 10 миллионов тонн радиоактивных отходов. Радиационный фон в здешних шахтах, при норме 57 микрорентген в час, достигает тысячи микрорентген в час, а вода, скапливающаяся в хранилищах зимой, испарясь летом, оседает на почву в виде радиоактивной пыли.

Более тридцати урановых могильников, расположенных преимущественно вблизи рек, формирующих Сырдарью, насчитывается в Киргизии. Особое беспокойство экологов вызывает отвал, находящийся в Джалалабадской области этой страны. В случае оползня, что здесь отнюдь не является редкостью, река Майли-Су, протекающая по территории трех соседних государств, будет буквально наводнена радионуклидами и сопутствующими им другими вредными веществами. Подсчитан и вероятный ущерб от подобной ситуации: в зоне активного заражения окажутся 2,5 миллиона граждан Узбекистана, около миллиона таджиков и свыше двадцати тысяч киргизов.

Не самым лучшим образом складывается экологическая ситуация и в Казахстане. На 19 предприятиях этой страны скопилось 200 тысяч тонн слаборадиоактивных отходов урана, а в озере Кошкар-Ата, что неподалеку от Актау, порядка 400 миллионов тонн токсичных и радиоактивных отходов...

Читатель, внимательно ознакомившийся с приведенными выше цифрами, естественно, ужаснется, и есть, чему. Это на первый взгляд, Центральная Азия - некая благодатная территория, где можно полакомиться прекрасными персиками, дынями и арбузами. На самом деле весь регион буквально испещрен экологическими минами замедленного действия.

В том же Узбекистане, о котором местные экологи за круглым столом предпочитали не говорить, целый ряд таких же ураносодержащих отвалов и ядомогильников, представляющих серьезную угрозу здоровью людей. Ядомогильники, кстати, находятся вблизи Туркменистана и "по самые уши" напичканы пестицидами, не использованными при дефолиации хлопчатника. (Переработка одной тонны подобного препарата, по оценкам международных экспертов, обойдется Узбекистану в 3,5 тысячи долларов, а, сколько тысяч тонн пестицидов захоронено и, в каком состоянии находятся сами захоронения, сегодня, наверное, ведает только Аллах.).

Словом, когда получаешь информацию не только из официальных узбекских источников, как правило, перекладывающих вину за состояние экологической среды на соседей по региону, понимаешь, насколько серьезна проблема в целом и насколько неэффективны методы ее разрешения. При безусловном обилии различных документов межгосударственного значения, касающихся охраны окружающей среды, отсутствует координация действий и консолидация усилий в этом направлении.

Это признал в частной беседе и посланник регионального экологического центра Артур Вахитов. Более того, как и автор этой публикации, он высказал мягкое недоумение по поводу того, что региональное обсуждение экологической безопасности проводилось... без участия представителей соседних государств, этакий междусобойчик.

Что здесь сказать? Получив приглашение на заседание круглого стола, ваш покорный слуга, естественно, спросил, что станет доминантой обсуждения. И получил четкий и недвусмысленный ответ: киргизы начинают переработку ураносодержащих отходов. Вы представляете, к чему это может привести?

Далее шли расхожие фразы про угрозу международного терроризма, про то, как можно будет пустить поезд с отходами под откос и второй Чернобыль. Голос на том конце провода был энергичен и убедителен, а я, слушая собеседника, почему-то думал про соринку в чужом глазу и известное бревно в собственном...

Думал и приходил к выводу, что путь взаимных претензий и обвинений, отнюдь не самый продуктивный, а "круглые столы", проводимые без участия всех заинтересованных сторон, это обычное сотрясание воздуха, не более. Согласитесь, можно сколь угодно рассуждать об экологической безопасности на так называемом местечковом уровне, но без политической воли, без искреннего желания руководителей всех государств Центральной Азии общими усилиями изменить ситуацию положительный результат явно проблематичен.

Неправильно думал, наверное, непатриотично...