Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Закономерны ли природные катаклизмы вследствие глобального потепления, или мы чаще стали обращать на них внимание?

02.02.2005 14:31 msk, Ольга Потехина

Закономерны ли природные катаклизмы вследствие глобального потепления, или мы чаще стали обращать на них внимание?

Как известно, цикличность восточного календаря, по которому Новый год празднуют в Китае, Японии и других странах Дальнего Востока, составляет каждые 12 лет. По странному стечению обстоятельств, 1969 и 2005 - годы Петуха - отличились особенно снежными и холодными зимами, сопровождающимися сильнейшими ветрами...

* * *

Словосочетание "резкоконтинентальный климат" по отношению к Южно-Казахстанской области (ЮКО) в этом году полностью подтверждается. Городские травмопункты переполнены, и жители области с ужасом наблюдают за столбиком термометра, неуклонно ползущим вниз. Особенно свирепствует зима в Сузаке и Байдибеке - там температура воздуха опускалась до минус 30 градусов, а скорость ветра достигала 25 метров в секунду.

Заграница не поможет

В связи с резким похолоданием подача природного газа из Узбекистана, который является его основным поставщиком на юг Казахстана, сократилась на 35 тысяч кубометров. В частности, город Чимкент недополучает порядка 10 тысяч кубометров в час. Сейчас потребление газа по области составляет 71 тысячу кубометров в час, а по городу - 42 тысячи. ТЭЦ-3, которая поставляет тепло в большинство чимкентских квартир, при нормативной поставке мазута в 200 тонн в сутки, вынуждена ежечасно потреблять дополнительно 25 тысяч кубометров газа. Ввиду ограничений, введенных со стороны Узбекистана, для предотвращения чрезвычайной ситуации в областном центре акимат (администрация) Южно-Казахстнаской области Казахстана выделил из резерва области дополнительные средства для оплаты мазута. Руководство области провело совещание с главами предприятий города и области по временному ограничению потребления газа на производственные нужды, что позволило в достаточном количестве обеспечить газом и население, и теплоисточники.

И еще одна неприятная новость поступила из компании КЕГОК (Межсистемные электрические сети, Чимкентский филиал): ввиду того, что высоковольтная линия электропередач в Кзыл-Ординской области на реке Сырдарья находится в аварийном состоянии, в ЮКО возможны ограничения в подаче электроэнергии на 30 мгВт в час. Сейчас областной акимат находится в поисках дополнительных источников энергии.

"Ситуация под контролем"

На пресс-конференции, прошедшей в областном акимате, представители комиссии по чрезвычайным ситуациям познакомили журналистов с обстановкой по ЮКО. Возглавляющий комиссию, заместитель Акима области Кенжехан Толебаев, рассказал о предпринятых мерах:

- Уже к 26 января была собрана вся информация о сложившемся положении. Несмотря на пургу, на перевале Одаманкулак были выставлены посты МАИ, и привлечены 7 единиц тяжелой техники со стороны Сузака и 6 - со стороны Байдибека. В расчистке этого объекта участвовало 40 человек. В период с 24 января по 1 февраля из снежных ловушек силами МЧС ЮКО из снежного затора было вызволено около 250 человек. Своевременные действия позволили избежать человеческих жертв.

- С 24 января заседания областного штаба по ЧС проводятся ежедневно. На перевале Шакпак 4 единицы тяжелой техники работают с 24 января (грейдеры, бульдозеры), столько же на перевале Машат и 5 единиц техники - на перевале Казыгурт, где проходит трасса Чимкент- Ташкент. Сейчас данные перевалы открыты для проезда. По автотрассам организовано 7 обогревательных пунктов. Техника, позволяющая держать перевалы открытыми, обеспечена запасом топлива. Всего по области на расчистку дорог и перевалов от снега привлечено 73 единицы техники и личный состав в количестве 180 человек. Для дорожных работ привлечена спецтехника из Чимкента, Арыси и Туркестана.

- С 26 января движение на дороге из Чимкента в Сузак на отрезке от Чаяна до Чулаккургана прекращено. Сейчас там сосредоточено около 40 единиц спецтехники. Особенно в тяжелом положении пока находятся поселки Одаманбулак, Алгабас. В поселке Алгабас, состоящем из 150 дворов, 30 домов по крышу занесены снегом. Ситуации на данном участке осложняется исключительными особенностями природного характера - из ущелья реки Арыстанды берет начало ветер, получивший за свой крутой нрав название Арыстанды Карабасты (черноголовый лев). Начинаясь в горах Каратау, по природной аэродинамической трубе этот холодный ветер дует со свойственной ему периодичностью и заканчивается за Шаульдером. В снежную зиму в Сузаке неизбежные природные явления - пурга и бураны рождают непроходимые снежные заносы. Как только успокоится ветер, люди и спецтехника приступят к расчистке сугробов.

Комиссия по чрезвычайным ситуациям организовала штаб по ЧС непосредственно в районном центре Байдибекского района в Чаяне. Этот штаб возглавляет начальник департамента по мобилизационной подготовке и ЧС Шаймерден Сатымбеков:

- Чтобы не допустить человеческих жертв, усилиями областного ГАИ дорога со стороны Чулаккургана и со стороны Чаяна закрыта. Сейчас из Чулаккургана в Чимкент можно попасть только через Жанатас и Тараз, что, конечно, значительно удлиняет путь. Два тягача по лини ЧС будут держать связь с сельскими округами Сузака и Байдибека для оказания экстренной помощи местным жителям, так как пока, на обычном транспорте, в те районы не добраться. Эти машины с врачами, проводниками и сельским акимом на борту уже отправляются на помощь в горное село Актас, откуда поступило сообщение о том, что местным жителям срочно требуется медицинская помощь.

Прогноз погоды на ближайшее время пока не позволяет расслабляться областным службам. Вторая декада февраля, обещают метеорологи, будет не менее сложной.

Забытые страницы истории Южного Казахстана

Под снежным саваном, под знаком Петуха

За последние сто лет самой страшной и непредсказуемой зимой в ЮКО была зима 1969 года. В те годы Южный Казахстан ковал для Союза валюту в виде каракулевых шкурок. Среди суеверных животноводов ходили разговоры о конце света. Молились Аллаху не только простые чабаны, на колени опускались коммунисты, председатели колхозов. В газете "Южный Казахстан" за тот год, разумеется, нет статистики понесенного ущерба, не говоря уже о погибших людях, ни о самом стихийном бедствии, от которого пострадали южные районы Казахстана и часть Узбекистана. За последние тридцать шесть лет об этом событии в прессе так никто и не вспомнил...

Зримые образы

- По заказу партийных боссов общесоюзного значения, - рассказывает Хусан Азимов, работавший в те годы ассистентом оператора на местном государственном телевидении, - той зимой были сделаны съемки с вертолета. Эти фото и кинопленки, разумеется, не показывали в новостях. Они были отправлены в Москву для того, чтобы партийные лидеры имели представление о масштабах бедствия, и, если эти материалы ещё сохранились, то сейчас, видимо, они находятся в одном из российских архивов.

Этюд южно-казахстанского художника, члена Союза художников СССР Федора Потехина - "Чабаны"

И все же одна иллюстрация нашлась. Среди сотен этюдов известного южно-казахстанского художника, члена Союза художников СССР Федора Потехина, написанных на природе, есть один совершенно необычный - не горы и не степи, а два чабана. Теперь, по прошествии стольких лет это произведение искусства можно назвать ещё и редким документом, свидетельствующим о стихийном бедствии.

- Этот этюд Федя написал в Сузаке зимой 1969 года, - вспоминает жена художника, - по понятным соображениям, там не было журналистов. Но он был художник, и когда до города дошли слухи о том, что в степях замерзают целые отары, и вместе с ними гибнут чабаны, не дожидаясь, когда закончится бедствие, Федя поехал в самое пекло. Он хотел увидеть и написать образы людей, попавших в экстремальные обстоятельства. Из этой поездки он вернулся в шоковом состоянии.

Не на жизнь, а на смерть

Историк С.Е.Толыбеков в своей книге "Кочевое общество казахов" об отношении кочевников к зиме писал: "Каждый казах прекрасно знал, что зима, зимнее кочевание, зимняя пастьба скота - самое трудное в жизни кочевника, поэтому зиму сравнивали с вооруженным до зубов врагом, говоря "идет зима, волоча за собою меч". Они воевали не на жизнь, а на смерть с природной стихией, с морозами и снежными буранами, за сохранение своего процесса производства, источника существования, единственного богатства - скота, путем перекочевывания с места на место по земле, на которую не было никакой частной собственности. Будучи неприкрепленными к земле, занимаясь отгонным животноводством, они всегда находились под угрозой внезапного разрушения производительных сил, массовой гибели скота от природной стихии"

Первые месяцы 1969 года стали трагическим подтверждением этих слов. В конце января по всей области прошёл дождь, а через день ударил мороз. Выпавшие осадки превратились в толстый ледяной панцирь, а затем пошел снег. За считанные дни высота снежного покрова превысила 1,5 метра. Подножный корм, на который рассчитано исторически сложившееся в ЮКО отгонное животноводство, стал недоступен. С конца января, весь февраль и март стояли морозы 30-40 градусов. Прошли сильнейшие бураны. Связь с зимовками прервалась. Колонна тракторов и бульдозеров, которая расчищала дорогу на Сузак, до места назначения добралась лишь на 12 сутки вместо обычных 2-3 дней. Начался массовый падеж скота.

В эти дни с метеорологической станции Ленгерского района пришло сообщение - высота снежного покрова выше двух метров, работать невозможно, станция приостанавливает свою деятельность. Из штаба отгонного животноводства в Кзылкумах докладывали - выпас и передвижение скота невозможны!

В своих мемуарах В.А.Ливенцов, который в те годы был первым секретарем чимкентского обкома партии, написал: "Когда нам с председателем Верховного Совета Казахстана Ниязбековым удалось на вездеходах добраться до центральной усадьбы совхоза "Алгабас", где почти неделю работали бульдозеры, пробивавшиеся в Сузак, мы ужаснулись увиденному. Только дымоходные трубы и вершины деревьев торчали из-под толщи снега! В домах круглосуточно горели лампочки, поскольку солнечный свет в заваленные снегом дома не проникал. Непрерывно дули сильные бураны и верховой снег, сливался с поземкой, превращая окружающее пространство в сплошной воющий мрак".

Только самолетом можно долететь

Необходимо было спасать от голода миллионы овец, большинство которых были ценнейших каракулевых пород. На помощь животноводам пришла авиация. Было задействовано 35 самолетов чимкентской авиации спецприменения. Когда стало понятно, что маленькие АН-2 не спасут положение, на помощь Южному Казахстану из Витебска и Ферганы прислали 10 военных самолетов АН-12 грузоподъемностью 20 тонн. Между собой летчики окрестили эту операцию "Золотой баран".

- Такой зимы не ожидал никто, - вспоминает военный летчик чимкентского объединенного авиаотряда, ныне пенсионер Петр Стоногин. - Я в числе других летчиков присутствовал на совещании в обкоме, где секретарь обкома Ливенцов заявил, что в нашей области погибло 1 миллион 200 тысяч голов скота. По указанию Брежнева из России - из Новосибирска, Омска шли эшелоны с прессованным сеном. На погрузку и разгрузку сена были откомандированы и колхозники, и студенты, и рабочие с чимкентских заводов.

Иван Лубенский, бывший в ту пору командиром эскадрильи авиации спецприменения рассказывает:

- За день я делал до 5 вылетов. Вначале надо было найти отару - она лежит занесенная снегом. Тысячи голов скота. В районах бедствия летчики гасили скорость до минимальной и снижались до 50 метров, так как с большой высоты сбрасывать сено было нельзя - тюки разбивались, а ветер сводил на нет все усилия. Поначалу животные боялись самолетов, но инстинкт самосохранения - настолько сильная вещь, что, однажды поняв взаимосвязь между гулом самолета и сеном, заслышав знакомые звуки, как собаки бежали за самолетом и лошади, и бараны. В общей сложности ежедневно авиацией доставлялось около 200 тонн сена.

"Манна" небесная

Для спасения животных люди снимали с юрт кошмы, одеялами завешивали открытые части кошар, в ход пускались и все имевшиеся ковры. Эти экстраординарные меры позволили уберечь от гибели часть поголовья. За зиму практически полностью погибло поголовье джейранов, сайгаков и кабанов, обитавших в пойме Сыр-Дарьи, а также огромное количество зимовавших там птиц. Дикие животные, которым приходилось ещё хуже, чем домашним, едва стоя на ногах от голода, в надежде на помощь сами шли к людям.

На дальних отгонах чабаны замерзали не только поодиночке. Летчики рассказывали об одном случае, когда нашли юрту, полностью занесённую снегом. Откопав дверь, люди вошли и увидели страшную картину: отрезанные от внешнего мира, чабан, его жена и дети, все замерзли сидя вокруг потухшего очага.

В сухих приказах чимкентского областного управления сельского хозяйства эта трагическая история начинается лишь 11 февраля с командировок зоотехников "по вопросам зимовки скота" в Алгабасский, Кызыл-Кумсий, Чардаринский, Келесский, Бугунский и Сузакский районы. О неординарности событий говорит только небольшая приписка - "доставить самолетом". В дополнение к первым, далее идут приказы о продлении сроков пребывания зоотехников "в целях недопущения падежа скота от простудных заболеваний". Но скот погибал не только от голода и "ОРЗ". Изголодавшиеся животные набрасывались на падавшую с неба пищу и погибали в мучениях, так как ослабшие от голода желудки не всегда могли переварить промерзшее, сухое и жесткое сено.

Пост фактум

В конце марта началось таяние. Когда щедрое южное солнце растопило снега на огромных территориях, началась новая беда. Вся равнина от села Темирлановки до Туркестана протяженностью около 100 км ушла под воду. 10 тысяч овец снесло потоком воды в зоне Арысьтуркестанского канала. Половодье в нескольких местах разрушило железнодорожные магистрали Москва - Ташкент и Арысь - Алма-Ата. Железнодорожное сообщение было приостановлено. И это только начало списка последствий зимы, которые тоже не обошлись без человеческих жертв, не говоря уже о гибели животных.

Бердалы Актуов, заведующий отделом каракулеводства "Юго-Западного научно-производственного центра сельского хозяйства", который был не только очевидцем всех этих событий, но и непосредственным участником, сказал, что на восстановление поголовья овец после этого стихийного бедствия Южному Казахстану понадобилось около 10 лет.

Все чимкентцы старше 45 лет хорошо помнят ту зиму, но до сих пор мало кто из городских жителей знает, с чем именно было связано внезапное изобилие мороженой баранины в магазинах.

Автор статьи выражает признательность всем, кто принимал участие в работе над этим материалом и особенно сотрудникам Южно-Казахстанского областного государственного архива.

Ольга Потехина, специально для Фергана.Ру

Справка:

Из отчета Чимкентского областного управления сельского хозяйства с финансовыми результатами за 1969 год:

В списке, состоящем из 51 совхоза, в графе плановая прибыль - более 15 миллионов рублей, в графе фактическая прибыль - прочерк, в графе убытки - 34 с половиной миллиона рублей.