Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Немецкая волна: «Между народом и правительством Узбекистана образовалась огромная пропасть»

25.05.2005 09:34 msk, dw-world.de

Во вторник в Ташкенте партия «Эрк» провела пресс-конференцию, на которой ее руководство выступило с заявлением. Узбекистанские оппозиционеры требуют от руководства республики допущения международных организаций к проведению независимого расследования трагических событий в Ферганской долине. Ранее этого уже потребовали Европейский Союз, ряд международных правозащитных организаций и т. д. Однако пока официальный Ташкент намерен направить в Андижан лишь комиссию парламента страны. Но насколько независимым получится их расследование? Оппозиция и правозащитники настроены на этот счет (мягко говоря) скептически. Но передам слово нашей корреспондентке в Ташкенте Наталье Бушуевой. Она подробнее расскажет о встрече членов партии «Эрк» с журналистами, а также о том, какие еще новые подробности событий «кровавой пятницы» стали ей известны:

Оппозиционная партия «Эрк» требует от властей разрешения на независимое расследование международными организациями трагических событий в Андижане. Об этом заявили представители партии во вторник на встрече с журналистами. Как отметил в интервью «Немецкой волне» председатель партии Атаназар Арипов, цель пресс-конференции - донести до мировой общественности истинную картину происходящего. С последними новостями из Андижана на пресс-конференцию приехали сотрудники неправительственной незарегистрированной организации по защите прав больных и врачей «Анима- Кор». Работники организации составляют списки погибших в «кровавую пятницу», однако, по их словам, сейчас это сделать невероятно сложно. Как отметил заместитель руководителя организации Фарид Янгильдин, люди боятся рассказывать о том, что произошло в пятницу, 13 мая:

«В первые дни, когда мы ходили по домам, составляя список, люди ничего не боялись, сами нас информировали о том, сколько людей погибли в той или иной семье. Оказалось, что в некоторых семьях умерло по три, пять и даже по семь человек. Но потом все стало по-другому. Сейчас люди все скрывают, потому что представители махаллинских комитетов и милиции ходят по домам и заставляют людей держать рот на замке и молчать о том, сколько в той или иной семье умерло людей».

Между тем, руководитель общественной организации «Анима-Кор», врач-патологоанатом Гульбахор Тураева своими глазами видела огромное количество трупов в школе номер 15 города Андижана:

«Я успела насчитать 400 трупов, потом мне запретили там находиться. Но там мертвых было намного больше. Поэтому я сказала в интервью журналистам, что их было приблизительно 500. Но на самом деле их было больше. В основном это были мужчины. У кого-то не было руки, у кого-то черепа, у кого-то ноги. Все это было ужасно».

Только в одном небольшом районе Андижана, по подсчетам Гульбахор Тураевой, погибли 110 человек:

«В одной махалле было 50 умерших, по 2-3 человека из одной семьи. В соседней маххалле погибло 60 человек. Итого 110 человек нет в живых с одного небольшого участка!»

Большие проблемы, по словам Гульбахор Тураевой, возникают с оказанием медицинской помощи раненым:

«Простым жителям Андижана делали первичную хирургическую обработку и отправляли домой, на произвол судьбы. А так называемых акромистов они отправили в одну из районных больниц. Они там лежат в отделении хирургии. Врачам приказали, чтобы им не оказывали должную медицинскую помощь. Они ждут помощи от правозащитных организаций. Откуда поступил подобный приказ, я не знаю».

Кроме того, как отмечают сотрудники общественной организации «Анима-Кор» из Андижана, их тревожит то, что медицинские работники отказываются от помощи международных организаций в лечении жертв трагедии:

«От помощи, которую предлагает Красный крест, швейцарское посольство, международные организации представители Облздрава отказываются. Они говорят, что сами справятся. Меня, как врача, это очень волнует. Потому что это люди! Не важно, враг ли это, друг ли, представитель милиции или так называемый акромист! Я хочу, чтобы им помогли!»

На пресс-конференции свое мнение в отношении андижанских событий высказал и председатель оппозиционной партии «Эрк» Атаназар Арипов. По его словам, власти сейчас активно пытаются скрыть правду от народа. Яркий пример тому новостные программы государственных СМИ, однобоко освещающие события в Андижане:

«Очень подозрительно, что власти скрывают правду. Это означает, что им есть что скрывать! Началась широкая пропагандистская компания в поддержку политики президента и очернительство будто бы экстремистов-организаторов этой трагедии».

Между тем вот что говорят очевидцы последствий трагедии. Корреспондент «Немецкой волны» встретилась с украинским журналистом телекомпании «Интер» - Русланом Ярмолюк . Киевский журналист рассказал, что в субботу - 14 мая - ему чудом удалось попасть в Андижан. И вот что он увидел на центральной дороге города, ведущей к площади перед хокимиятом:

«Дорога в крови, на ней лежат мозги, всякие внутренности человеческие, детские туфельки, много детской одежды. Там люди стали рассказывать, как с этого места трупы грузили на камазы и куда-то увозили. Многие искали родственников среди тел, которые не успели вывезти. Всего там было, когда мы приехали, 19 трупов. Среди них две женщины. Примечательно было то, что в каждом человеке было по три отверстия в черепе. Вокруг в истерике ходили женщины и искали своих детей».

Как вспоминает еще один очевидец андижанских событий, руководитель узбекистанского бюро лондонского Института по освещению войны и мира Галима Бухарбаева, войска стреляли в людей, собравшихся на площади, сознательно и на поражение:

«Они стреляли не только из БТР. Сверху сидели люди в черном, в черных камуфляжах и в черных бронежилетах. Эти люди стреляли из автоматов. Они стреляли по толпе на площади. Не было попытки найти человеческое решение, никто не задумался, почему тысячи людей собрались на площади, террористы ли это, или просто народ?!»

После андижанских событий, по мнению председателя оппозиционной партии «Эрк» Атаназара Арипова, между народом Узбекистана и правительством возникла огромная пропасть. Властью, как считает оппозиционер, недовольны почти все жители страны. А потому основная задача партии «Эрк», по словам Атаназара Арипова, сейчас такова: «Направить этот высокий протестный потенциал населения в русло мирного сопротивления диктатуре».

Наталья Бушуева, «Немецкая Волна»

Оригинал публикации - здесь