Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Малообеспеченные узбекские семьи используют священный месяц Рамадан, чтобы немного подзаработать

27.10.2005 17:35 msk, Мухсина Хамидова, Андижан

Религия

Благословенный месяц мусульманского поста - Рамадан - стал для малообеспеченных узбекских семей поводом немного улучшить свое материальное положение.

Согласно исламской традиции, многие взрослые и дети с первого дня мусульманского поста ходят по домам и распевают песню во славу Рамадана.

Пение - неотъемлемая часть празднования священного месяца Рамадан и по местной традиции не принято отпускать певцов с пустыми руками.

Однако, старожилы города Андижан на востоке Узбекистана жалуются, что сегодня за давней исламской традицией скрывается простое попрошайничество: распевая священную песню, люди попросту добывают себе пропитание.

Жители Андижана, всегда с улыбкой и радостью встречавшие "певцов Рамадана", в последние годы и особенно в этом году, заметили, что "певцов" стало слишком много.

Нередко за вечер в один и тот же дом приходят несколько групп поющих детей. Гостеприимство простых людей теперь довольно часто сменяется раздражением. Но прогнать "певцов" они не могут: это не по-мусульмански.

"Певец Рамадана" 13 летний Авазбек Джураев из кишлака Хакан не скрывает, что неплохо подрабатывает на священных чувствах мусульман.

- Богатые семьи обычно дают деньги, но вообще мы берём всё, что дадут: хлеб, самсу, фрукты, - говорит он. - После завершения ритуала песнопения мы делимся "добычей", но мне достаётся больше, чем другим.

Узбекистан - государство с 25-миллионным населением, так и не сумевшее за четырнадцать лет независимости провести успешные рыночные реформы. По мнению независимых экcпертов, именно беспросветная нищета заставляет многих узбекистанцев промышлять попрошайничеством.

По словам независимого социолога Баходира Мусаева, "сегодня основная масса населения Узбекистана живет одной заботой - как продержаться ещё один день. В обществе нарастает отчаяние и неверие в завтрашний день".

Но многие жители Андижана не испытывают сострадания к тем "певцам", которые, по их мнению, эксплуатируют религиозную традицию в собственных корыстных интересах.

Пенсионер Садикжан Рахманов считает подобное поведение святотатством, тем более, что тексты песен очень сильно изменены.

- В прежние времена песня действовала на людей как-то по-особому. Она была такой чистой и возвышенной, что хотелось плакать, когда её слышишь. А послушайте, что распевают дети сейчас. Какую-то белиберду, - возмущается Рахманов.

По словам исламских теологов, история песнопений Рамадана уходит корнями во времена самого пророка Мухаммеда. Каждое утро перед восходом солнца сподвижники пророка ходили из дома в дом, будили людей и поздравляли их с наступлением священного месяца, распевая песню Рамадана. Слова песни передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Некоторые исламские религиозные деятели отказываются признать, что распевание священной песни Рамадана превратилось сегодня в форму попрошайничества.

- Тот, кто пришёл к вам с песней Рамадана, не нуждается в подачках. Рамадан не воспевается от нужды, - говорит преподаватель исламского училища имени Саида Мухиддина Махдума в Андижане Ганижан Кори Касымов. - А то, что сегодня дети произвольно меняют текст песни Рамадана - не их вина, считает Касымов. Их просто как следует не научили. Моя претензия больше относится к родителям и преподавателям религиозных дисциплин. Это наша обязанность - научить своих детей исконным словам священной песни.