Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

К 2000-летию Маргилана. «За один шелковый занавес, сотканный в Маргилане, стоит отдать все земли Бухары»

22.03.2006 09:36 msk, А.Куприн

Ферганская долина

В Ферганской долине, да и во всей Центральной Азии большинство городов возникают, видимо, вырастая из мелких поселений. Хотя, разумеется, это не исключает возможности, так сказать, одномоментного их возникновения, то есть закладки сразу их как города.

Проблема - что считать поселением, а что городом - до сих пор активно обсуждается в науке и не считается окончательно решенной. Причем, не только в теоретическом аспекте, но и в практическом, когда приходится так или иначе обозначать тот или иной археологический объект.

Для средневековья, со времен утверждения ислама, в большинстве случаев существовал четкий признак именно города – наличие в нем пятничной соборной мечети (жума-мечети).

Если поселение или город с момента возникновения фигурируют в письменных источниках, то здесь в определении древности города последнее слово за историками. Если нет, то, как и в случае с датой основания Маргилана, все решают археологи.

В письменных источниках Маргилан впервые фигурирует у арабских географов ал-Истахри, ибн-Хаукаля и ал-Мукаддаси.

В одном из лучших произведений арабской средневековой науки «Китаб-ал-масалик ва-л-мемалик» («Книга путей и стран») крупнейшего географа X века Абу-л-Касима ибн-Хаукаля в разделе «Города и рустаки Мавераннахра» мы читаем: «Фергана – название страны, которая представляет собой обширную провинцию, содержащую богатые города и селения. В Мавераннахре нет селений, превышающих по величине ферганские; иногда по причине многолюдства, а также из-за обилия скота и пастбищ, пределы селения достигают одного дневного перехода».

Далее географ сообщает, что столицей Ферганы является город Ахсыкет (с населением примерно 40 тысяч жителей). Вторым по величине городом во времена ибн-Хаукаля была Кува, а третьим – Ош.

Перечисляя девять округов страны Ферганы, автор относит город Маргилан вместе с городами Зендералин, Беренг, Уштикан, Андукан к округу Нижняя Несья, подчеркивая, что все они (вместе с городами Верхней Несьи) располагаются на луговой равнине.

Скорее всего, как и другие города средневековья, Маргилан тоже имел трехчастное деление: цитадель правителя (арк), шахристан (т.е. собственно город) с крепостными стенами и воротами по периметру и рабат (предместье).

Судя по всему, Маргилан уже тогда был довольно заметным ремесленным центром и особенно славился своими шелковыми тканями.

У другого историка того же X века, мы встречаем фразу (помня, естественно, о некоторой доле цветистости и эмоционального перебора в литературных сравнениях той поры): «За один шелковый занавес, сотканный в Маргилане, стоит отдать в качестве дани все земли Бухары».

Такой высокий уровень шелкоткачества мог опираться только на глубокие традиции и опыт многих поколений мастеров.

Уровень духовных достижений в городах Ферганы той эпохи был тоже значителен. Достаточно вспомнить известный на весь исламский мир многотомный религиозно-правовой трактат «Хидаи» Бурхунуддина Маргилони.

С XIV века значение Маргилана как крупного и богатеющего ремесленного центра с обширной земледельческой округой еще более возрастает.

Вспомним здесь, что великий Тимур никогда не отдавал во владение своим сановникам города и земли Ферганы, а управлял ими лично сам.

Маргилан эпохи Тимуридов (XV в.) высвечен во всемирно известном автобиографическом труде Бабура «Бабур-наме». Читаем у него о Маргилане: «Это хороший город, полный всякой благодати. Гранаты и урюк обильны и хороши. Есть один сорт граната, который называют донакалан; в его сладости чувствуется легкий приятный (кислый) привкус абрикоса.

Имеется там еще сорт урюка, из которого вынимают косточки, а вместо них кладут внутрь плода ядрышки и сушат; называют его субхони, он очень вкусный».

Далее Бабур замечает, что самые знаменитые в Мавераннахре кулачные бойцы – из Маргилана. Не забывает он упомянуть, что дичь там хорошая и белые кийики (дикие козлы) "попадаются близко".

Упоминание о дичи не случайно, ведь большинство правителей той эпохи были заядлыми охотниками, вспомним, например, об особом пристрастии к охоте с хищными птицами великого Улугбека.

И действительно, это только в XX веке Ферганская долина стала сплошным оазисом, а в древности и в средневековье между городами, селениями и возделываемыми землями были довольно значительные массивы диких невозделанных земель с пустошами, степными и песчаными участками и тугаями – раем для охотников.

Во времена Кокандского ханства (XVIII-XIX века) Маргилан был центром вилайята (района), управлялся, как правило, близкими родственниками ханов и играл большую роль в политике, экономике и жизни страны.

Посетившие в 1812 году Кокандское ханство посланец из Индии Мир Иззет Улла, и в 1813-1814 годах из России - Филипп Назаров, говоря о Маргилане, прежде всего, отмечают его обширность (около тридцати верст в окружности), "довольность и спокойность жизни, пригожесть и статность женщин".

Филипп Назаров пишет: «В середине города в виде открытого храма возвышается здание, внутри которого поставлено красное шелковое знамя. Маргиланцы почитают его священным, имея предание, что оно принадлежало Искандеру (Александру Македонскому. - прим. ИА "Фергана.Ру"). Во время определения в Маргилан нового градоначальника тамошнее духовенство берет знамя сие и с пением идет с оным через город к начальнику с поздравлением…

Рынок, или базар, устроены рядами: в назначенные для продажи два дня в неделю народ с утра до вечера толпится [здесь] во множестве. Правительство строго смотрит, чтобы купцы не обмеривали и не обвешивали.

В городе находятся разные фабрики, на коих выделываются парчи, бархаты и разные азиатские материи…»

В период присоединения края к царской России, в 1913 году Маргилан подразделялся на четыре административных района – Каландархана, Софултуда, Ташмазар, Машад и насчитывал 49 тысяч жителей. В городе было большое количество цехов по выработке тканей, более 300 мечетей, 38 медресе, 72 школы с двумя тысячами учащихся, больница на 15 мест, женская и детская лечебницы на 10 мест, одна аптека.

В двадцатом веке Маргилан стал одним из самых крупных городов Ферганской долины и Узбекистана и его история продолжает вершиться.

* * *

Об авторе: Александр Иванович Куприн – искусствовед, культуролог. Живет в Фергане. Преподает в Ферганском училище искусств. Страницу А.И.Куприна в "Ферганском Альманахе" см. здесь.