Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Перевал Талдык: Великий Шелковый путь сегодня и завтра

24.09.2006 15:57 msk, Андрей Кудряшов (Ош)

Кыргызстан Ферганская долина
Перевал Талдык: Великий Шелковый путь сегодня и завтра

Автомобильную трассу из города Ош до перевала Талдык трудно назвать современной магистралью. Чаще она напоминает проселочную дорогу, с той лишь разницей, что ее разбитая в «гармошку» асфальтовая колея головокружительным серпантином то взбирается на заоблачные высоты, то петляет в глубоких ущельях среди отвесных скал. Но эта транспортная артерия соединяет самую густонаселенную в Центральной Азии Ферганскую долину с пустынной, до наших дней не растерявшей первозданности Алайской долиной, через которую издревле пролегает путь в Кашгар и Китай.

Историю Великого Шелкового пути принято исчислять с 128 года до нашей эры, когда по этим местам проехал направлявшийся в Давань китайский дипломат Чжан Цянь. Его миссия не достигла успеха и завершилась неудачным военным походом. Но с тех пор из Китая и обратно, через высокогорный Алай, в обход северных степей, населенных воинственными кочевниками, двинулись торговые караваны, а античный мир Европы узнал о китайском шелке и чае.

Минареты в Гульче
Минареты в Гульче. Фото "ИА Фергана.Ру"
Российская империя, присоединившая к себе центральную Азию в XIX веке, поощряла торговлю с Китаем, создав систему охраны караванных путей. В 1892 году на пути из Оша в Кашгар было возведено укрепление на берегу горной реки Гульча, в котором разместился русский гарнизон. Кокандские, ташкентские, самаркандские и бухарские купцы получили паспорта и защиту влиятельнейшей державы того времени.

Через год была расширена и древняя караванная тропа в Иркештам, где русская застава на границе с китайскими владениями существовала с 1885 года. Из Ферганы в Китай везли хлопчатобумажные ткани, изделия из железа, сахар, табак и спички, а обратно, как и тысячу лет назад, - чай, шелк, фарфор, кожи. Алайская долина - бескрайнее высокогорное пастбище, поставляла мясо всему Туркестанскому краю. Именно тогда в Ташкенте возник мясной Алайский базар.

Империя проложила также дорогу из Алая в Бадахшан, чтобы установить контроль над всем Памиром, и в перспективе открыть себе путь в Индию, минуя Афганистан. Но исторические катаклизмы XX века изменили политическую карту региона.

Разноцветные горы по дороге в Иркештам
Разноцветные горы по дороге в Иркештам. Фото "ИА Фергана.Ру"
Сегодня наибольший интерес к Алайской долине, как части Великого шелкового пути, в XXI веке способного соединить по суше страны АТР с Европой и Ближним Востоком, проявляет Китай. Еще в середине девяностых годов Китай, Кыргызстан и Узбекистан договорились о создании региональной магистрали. Ее узбекская часть была закончена к 2000 году с завершением строительства скоростного автобана и двух туннелей на перевалах Камчик и Резак, соединивших Ташкентскую область с Ферганской долиной. Дорожные указатели на «Андижан - Ош – Кашгар» сегодня можно увидеть в самом центре Ташкента. Китай также подвел современные автотранспортные и железнодорожные инфраструктуры вплотную к границе Кыргызстана. Незавершенным остался лишь участок от Оша до Иркештама, окончательное благоустройство которого при финансовой помощи Китая и Азиатского Банка Развития пока планируется на 2008 год.

Торговля бензином на обочине ведется круглосуточно
Торговля бензином на обочине ведется круглосуточно. Фото "ИА Фергана.Ру"
Поэтому пока горная дорога, пролегающая по самым живописным и экзотическим местам, трудно преодолима для легкового транспорта. На ней изредка встречаются ремонтные мастерские, вовсе нет заправочных станций, а бензин продают у обочины в пластмассовых бутылках из-под минералки. Здесь попадаются придорожные кафе и даже есть кемпинг, точнее - юрточный лагерь для туристов. Добраться до лагеря корреспондентам «Ферганы.Ру» так и не удалось: острые камни горной дороги порвали в клочья баллон и покрышки не приспособленного для столь экстремальных условий редакционного «Оппеля».

Зато круглые сутки от Иркештама по горному серпантину движутся караваны тяжелых грузовиков с прицепами, набитыми тем самым дешевым китайским ширпотребом, которым завалены рынки Оша и Карасуу, и который, несмотря на таможенные барьеры, обязательно проникает в Узбекистан, чтобы удовлетворить более чем скромные покупательные способности узбекских граждан. Ведь именно эти способности, в конечном счете, вопреки протекционистской политике правительства, определяют массовый вкус и выбор.

Грузовик, набитый китайскими товарами
Грузовик, набитый китайскими товарами. Фото "ИА Фергана.Ру"
Перекупщики и водители из Оша не знают отдыха, отправляясь в бесконечные и во многом рискованные рейсы. Самым тяжелым участком дороги считается перевал Талдык, находящийся на высоте 3615 метров над уровнем моря, то есть почти на 1000 метров выше, чем Камчик. Снег на нем лежит с октября до июня, и даже в разгар лета случаются ночные заморозки. Но, по словам самих водителей, движение через этот перевал не прекращается даже в зимние месяцы. Нередко современные «караванщики» своими руками раскапывают дорогу от снежных заносов. Порой, застигнутые уже совершенно адской погодой, они месяцами живут в горных кишлаках Алайской долины. Словом, ведут жизнь, по сути, вполне сравнимую с той, которую вели их далекие предки на караванных тропах Великого шелкового пути.

Впрочем, статус международного транспортного коридора дорога из Оша в Иркештам может уступить другому стратегическому маршруту. Правительство Китая включило в свой план строительство железной дороги из Кашгара через Кыргызстан в Узбекистан. Первоначально эту дорогу «из Пекина в Париж», в сооружении которой должны принять участие все заинтересованные стороны, включая Узбекистан и Евросоюз, планировалось провести по Алайской долине. Именно на этом маршруте через Иркештам и Ош в Андижан настаивает Узбекистан. Но Кыргызстану, кажется, предпочтительнее провести железную дорогу через Нарынскую область в Джалалабад. Это строительство будет гораздо затратнее, но поможет связать северный и южный регионы Киргизии, а заодно оживить экономику центрального Тянь-Шаня. Некоторые киргизские политологи даже высказывали мысль, что строительство железной дороги через Алайскую долину в Ош и Андижан будет отвечать, в основном, интересам Узбекистана, который тогда действительно превратится в регионального лидера. Причем югу Кыргызстана, оставшемуся оторванным от севера, будет еще труднее противостоять неким «узбекским амбициям», поддерживаемым Россией и Китаем. Но все же строительство этой железной дороги, даже если оно состоится в ближайшие десятилетия, вряд ли отвлечет все движение транспорта и грузов от маршрута между Ошем и Кашгаром.

Молодой китаец-торговец на рынке в Карасуу
Молодой китаец-торговец на рынке в Карасуу. Фото "ИА Фергана.Ру"
В беседах с корреспондентами ИА «Фергана.Ру» многие местные жители давали положительные оценки авторитарной политике президента Ислама Каримова, как «сильной и разумной», направленной на «поддержание порядка» в регионе. Еще более однозначно и уважительно отзываются киргизы о президенте России Владимире Путине. Между тем, перспектива усиления влияния Китая, несмотря на очевидные экономические выгоды, вызывает у здешних жителей опасения. По их собственным признаниям, это вызвано тем, что мусульмане в Кыргызстане подозрительно относятся к китайцам, считая их атеистами, возглавляемыми коммунистическим правительством. С другой стороны простые люди опасаются, что с открытием транспортных магистралей в малонаселенный Кыргызстан хлынут толпы китайских эмигрантов, которые составят сильную конкуренцию местным во всех сферах жизни.

Независимо от экономики и геополитики Алайская долина и ее окрестности - мечта любого туриста или путешественника, который согласен терпеть отсутствие четырехзвездных отелей ради возможности видеть природу Азии в той первозданности, какой она обладала тысячи лет назад. Ощутить ее суровое великолепие можно и не добираясь до знаменитых семитысячных пиков Алая, за покорение которых бьются матерые альпинисты.

Горные обрывы плато Ташкура
Горные обрывы плато Ташкура. Фото "ИА Фергана.Ру"
По дороге из Оша на перевал Талдык начинаются пугающие чудеса. Многоцветные скалы правильных геометрических форм, сплетающиеся в тектонические композиции, которых не создаст человеческое воображение. Монументальные лессовые каньоны, срывающиеся со склонов к кипящим руслам ледниковых рек. Прозрачные горные болота, питаемые бьющими со дна родниками. Целебные и горячие источники. Плато Ташкура, на вершину которого, «огражденную» с трех сторон вертикальным обрывом, до сих пор приводят отары овец, как в огромный загон. И нереальный город Гульча с его мазарами и минаретами на фоне карминовых пиков, как будто упавший сквозь время в наши дни из минувших столетий.

Фото "ИА Фергана.Ру"
На этой дороге, когда за каждым ее поворотом открывается нечто, чего прежде не приходилось видеть, путешественник, не обремененный другими заботами, кроме внимательного созерцания, рискует вдруг захлебнуться собственными впечатлениями и нечаянно осознать смысл старинной суфийской мудрости: «То, что изнутри заставляет вас непрестанно чего-то искать и ждать, на самом деле и есть то, чего вы ждете и что вы ищете».