Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

В Ташкенте открылась уникальная выставка работ Усто Мумина

Автопортрет
Автопортрет. Фото "ИА Фергана.Ру"
Вчера, 9 октября, в ташкентском театре «Ильхом» впервые в Узбекистане состоялось торжественное открытие выставки выдающегося русского художника Александра Николаева – одного из прямых наследников Серебряного века русской культуры. Приехав в Узбекистан в 1920 году, приняв мусульманство и назвав себя Усто Мумином, художник стал одним из самых ярких представителей среднеазиатского авангарда.

Без сомнения, впервые собранные воедино работы Усто Мумина, выставка которых посвящена его 110-летнему юбилею, станет для Ташкента одним из самых интересных и значимых культурных событий текущего года. На тридцати девяти редких по красоте картинах и рисунках художника отображен Восток во всех его проявлениях, причем изнутри, представленный не заезжим туристом, а человеком, будто родившимся и выросшим здесь, впитавшим эту культуру с молоком матери.

Выставочный зал
Выставочный зал. Фото "ИА Фергана.Ру"
Оригинальное оформление выставочного зала театра «Ильхом» в эти дни оттеняет атмосферу работ Усто Мумина. Парящие под потолком гранаты – один из любимых объектов живописи художника, а фотографические изображения мальчиков-бачей, также свисающие с потолка, напоминают о страстном увлечении Усто Мумина восточным искусством танца и музыки Боча, нашедшем свое отражение во многих полотнах художника. Стены выставочного зала украшены, наряду с рисунками и картинами, гигантскими архивными фотографиями с изображениями глинобитных дореволюционных городов, преимущественно Самарканда.

Следует отметить, что в экспозиции выставки под названием «Радение Александра Николаева/Усто Мумина в «Ильхоме» присутствуют и несколько репродукций его современников – Александра Волкова, Кузьмы Петрова-Водкина, Василия Верещагина и Валентина Левицкого, любезно предоставленных Государственной Третьяковской галереей, Московским музеем народов Востока и Нукусским Государственным музеем искусств им. Н.Савицкого. Эти работы по своим сюжетам как бы перекликаются с сюжетами Усто Мумина, а на графическом полотне Левицкого изображен портрет самого Мастера.

Все работы Усто Мумина предоставлены Государственным музеем искусств Узбекистана, в хранилище которого они и томились долгие годы. Но об одной картине, также входящей в эту коллекцию и проходящей по каталогу музея как работа кисти Усто Мумина, следует сказать особо. Называется она «Гребцы».

Гребцы
Гребцы. Фото "ИА Фергана.Ру"
- По гипотезе специалистов Государственного музея искусств, это работа не Усто Мумина, а Казимира Малевича, - рассказывает заведующая литературной частью театра «Ильхом» Оксана Хрипун. – Но мы уже знаем наверняка, что это не просто гипотеза - так оно и есть на самом деле. Картина «Гребцы» была подарена Малевичем Николаеву в Ленинграде, в 1928 году.

Об этом организаторам выставки рассказала искусствовед Римма Еремян, долгие годы проработавшая в музее искусств. Именно она, занимаясь детальным исследованием творчества Усто Мумина, составляла каталог его работ. Это было лет 25 назад, и раскрыть тайну этой картины тогда не представлялось возможным. Лишь теперь можно с радостью констатировать – в Узбекистане есть собственный оригинальный Казимир Малевич.

Выставка работ Усто Мумина и его друзей продлится до 25 октября.