Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Проблема ношения хиджаба в школах на юге Кыргызстана до сих пор не решена

20.02.2007 12:30 msk, Абдумалик Шарипов (Фергана.Ру)

Религия
Проблема ношения хиджаба в школах на юге Кыргызстана до сих пор не решена

Администрации двух школ поселка Кызылджар Джалалабадской области Кыргызстана не пускают на занятия группу учениц, требуя, чтобы они сняли хиджабы – женские платки. Девушки отказываются исполнять эти требования, а местные власти и районное управление образования не хотят вмешиваться в конфликт и делают вид, что ничего серьезного не происходит.

Родители девушек обратились за помощью в правозащитную организацию «Фингбекс» с просьбой помочь в восстановлении конституционных прав своих детей на образование.

По словам руководителя правозащитной организации «Фингбекс» Батирбека Сраждинова, проблемы у девушек появились с началом учебного года. Прежде чем обратиться за помощью к правозащитникам, мусульманки направили свои жалобы главе сельской управы Учкоргона, акиму Аксыйского района и начальнику районного управления культуры и образования. Однако ответов из этих инстанций они так и не получили.

Хиджаб - (араб.: преграда, завеса) (также чадра, паранджа) - покрывало, накидка, надеваемые женщинами-мусульманками при выходе на улицу и скрывающие лицо и руки. Первоначально хиджаб было предписано носить женам Пророка Мухаммеда, а затем всем свободным мусульманкам.

Существуют различные виды хиджаба - черные (иногда - других цветов) накидки для всей фигуры или только для лица, со специальной сеткой или отверстиями для глаз; черные полупрозрачные покрывала для головы и т. д.

Отказ от ношения хиджаба стал в ХХ в. символом стремления мусульманской женщины к эмансипации. Впервые демонстративный отказ от хиджаба имел место в Египте в 70-х годах XIX в.

Консервативные течения в исламе объявляют хиджаб одним из необходимых элементов исламской этики. В настоящее время в большинстве мусульманских стран получил распространение упрощенный вариант хиджаба - головной платок и одежда, закрывающая руки и шею.
Как следует из заявления родителей, учителя средней школы имени Сатылганова Назар Сулайманов и Абдурахман Нышанов, а также их коллеги из школы имени Мешкова Сагын Камчыбеков и Кымбат Нышанова совместно с администрацией школ запретили девушкам посещать уроки в платках.

В начале 2007 года, после очередного выдворения из школы девушек в платках, родители вынуждены были требовать письменного разъяснения у руководства школы. Организатор средней школы имени Сатылганова, удовлетворив запрос родителей, дала объяснительную записку следующего содержания: «Я, Жылдыз Абылкасымова, даю настоящую объяснительную записку, в том, что одиннадцатого января 2007 года ученицы 7 «В» класса Канышай и Самара Кочумкуловы пришли в школу в хиджабе. Дежурные учителя Назар Сулайманов и Абдурахман Нышанов не пустили их, требуя, чтобы они посещали занятия в школьной форме. Двенадцатого января родители потребовали от нас письменного разъяснения. Я и завуч Жаныбек Нышанов сказали, что если их дети придут в школу в хиджабе, а не в форме, то не будут учиться. И в качестве основания показали постановление 13 сессии айыл Кенеша под номером 13\6».

Однако, заявители не совсем согласны с утверждением администрации школы о том, что их дети не носят школьную форму.

«Наши дети ходят в школу в форме, как того требуют учителя, единственное отличие от других в том, они носят платки», - пишут Абдыкал Кочумкулов и другие родители (одиннадцать подписей).

Проблемы, связанные с ношением платков в школах Джалалабадской области широко обсуждаются уже в течение нескольких лет, но ни одна сторона не хочет идти на компромисс. Родители ссылаются на требования Священного Корана, а учителя - на уставы школ и постановления местных кенешей (советов).

Как быть? Если, учителя апеллируют не к Конституции страны и к Закону о свободе вероисповедания, которые считаются приоритетными над школьными уставами и постановлениями местных властей, может быть, ученицы-мусульманки и их родители согласятся идти на уступки? С этим вопросом мы обратились к ряду улемов (ученых-богословов) и экспертов как в религиозной, так и в правозащитной сфере.

Руководитель общественного объединения «Центр исламского обучения», бывший казий (мусульманский судья, духовный руководитель) Джалалабадской области Дильмурад Орозов считает, что причиной конфликта является юридическая неграмотность местных властей и администраций школ. «Во-первых, я прямо обвиняю местные власти и учителей в незнании и непонимании Конституции, Закона о религии. Во-вторых, обвиняю их в попрании положений международных соглашений, гарантирующих свободу вероисповедания. Законы нашего государства также предоставляет свободу выбора в сфере вероисповедания. Каждый гражданин Кыргызстана вправе исповедовать любую религию и соблюдать требования своей веры, если они не противоречат конституционному строю», - говорит Дильмурад Орозов.

По его мнению, инцидент в Кызылджарских школах должен быть предметом судебного разбирательства. «То, что происходит сейчас в школах, можно расценивать, как ущемление прав мусульманок. Ведь мы ничего не говорим, когда другие носят мини-юбки, ходят с открытыми пупками? Почему же мусульманки не могут ходить в платках, как того требует наша религия? Не то что у нас, даже в таких странах, как Великобритания, Франция и США, которые традиционно считаются оплотами демократии, мусульманки добились права посещать и школы и вузы в платках», - говорит Д.Орозов.

На вопрос, как быть, если девушкам-мусульманкам предлагают выбрать между платком и школой, как случилась в Кызылджаре, богослов отвечает так: «Есть хадис пророка Мухаммеда (мир Ему), где он сказал – если в одно время придет земное и небесное, то вы сначала должны выполнить небесное. Мусульманка никогда не согласится снять своего платка ради школы».

По словам нынешнего казия Джалалабадской области Абибуллы Бапанова, мусульманское духовенство уже несколько раз обращалось с запросами в соответствующие структуры, но ответа получено не было. «В прошлом году в Джалалабаде прошла специальная конференция с участием учителей, родителей, общественных организаций и Омбудсмена республики. Мы и тогда утверждали, что [по всем законам] девушки-мусульманки имеют право посещать школы в платках», - сказал он.

На вопрос, что же надо делать, если учителя и в дальнейшем будут запрещать девушкам посещать занятия в платках, Абибулла Бапанов отвечал весьма туманны и не конкретно: «Девушки должны и носить и платки и посещать школы, никто не может запретить им получение образования. Для мусульманки и ношение платка и получение образования одинаково обязательны».

По словам обоих улемов, ни один казий, муфтий или другой мусульманский авторитет не имеет права разрешать девушкам снимать платки, даже временно - по требованию учителей, так как это - большой грех перед Аллахом.

Начальник Джалалабадского областного управления образования Чирмаш Дооронов считает, что главным документом для школ являются их уставы. «Я и ещё на прошлогодней конференции говорил об этом. Устав - это внутренний документ жизни школы, если в уставе напишут, что можно посещать уроки на платках, то пусть посещают, если нет такого пункта, то все должны соблюдать те правила, которые заложены основах этого документа», - говорит Ч.Дооронов.

Получается замкнутый круг. На одну чашу весов поставлена вера человека, а на другую - образование, дальнейшая жизнь и достойное место в современном обществе. Как же быть?

По словам председателя Джалалабадской областной правозащитной организации «Справедливость» Валентины Гриценко, если на вещи посмотреть с точки зрения правовых норм, то никакого предмета для спора здесь нет. «И международные документы, и Конституция страны гарантируют каждому гражданину свободу вероисповедания. А в законах о религии, образовании и многих документах можно найти пункты, регулирующие вопросы, которые касаются учениц кызылджарских и других школ области. Здесь не надо создавать проблем на ровном месте. Постановления сельской управы и уставы школ не могут идти в разрез с Конституцией и другими законами. При принятии нормативных документов на уровне сельских управ и школ, местные власти должны были основываться именно на нормах Конституции. Если этого не было сделано в свое время, то надо эти правила изменить, или придерживаться пунктов приоритетных документов, каковыми являются опять же Конституция, международные пакты и законы Кыргызской Республики», - говорит правозащитница.

* * *

Женская мусульманская организация «Мутакаллим» уже несколько лет требует на законодательном уровне разрешить фотографироваться в паспорт в платках (хиджабах), как того требует шариат. Несколько студенток Исламского Университета в Бишкеке отказываются получать гражданский паспорт именно из-за того, что им пришлось бы фотографироваться без головного убора. Активистки «Мутакаллим» уже начали сбор подписей под воззванием об изменении стандартов для внутренних документов, требующих фотографироваться без головного убора.

Государственное агентство по информационным ресурсам и технологиям (ГАИРТ), занимающееся паспортизацией граждан, отвечает на это требование, что фотография в головном уборе затрудняет идентификацию личности изображенного на снимке с предъявителем паспорта, подчеркивая, что такого мнения придерживается не только Кыргызстан, но и большинство других стран, в связи с чем у проигнорировавших данное правило могут возникнуть различные трудности, в частности, во время международных перелетов. Как стало известно ИА «Фергана.Ру» от источников в государственном Агентстве по делам религии, руководство этого ведомства выступает с резкой критикой инициативы мусульманок.

ИА «Фергана.Ру» представляет вниманию читателей интервью корреспондента Халида Валидова с лидером организации «Мутакаллим» Жамал Фронтбек кызы.

«Фергана.Ру»: - Жамал, каковы основные требования организации «Мутакаллим»? Только ли в том, чтобы добиться разрешения фотографироваться на паспорт в платках?

Ж.Фронтбек кызы: - Да, сейчас просим разрешения фотографироваться на паспорт в национальных головных уборах, в платке. В Коране есть две суры (туныр и абзхам), которые запрещают показывать свое тело, кроме лица и кистей рук, другим мужчинам. Поэтому из богобоязненности мусульманские женщины не хотят фотографироваться на паспорт без платка, так как, вы знаете, во многих структурах работают мужчины. Они будут смотреть на этих женщин, которые чувствуют себя перед ними раздетыми.

«Фергана.Ру»: - Как к вашему желанию относятся в паспортных столах?

Ж.Фронтбек кызы: - Мы уже более трех лет занимаемся обыкновенной перепиской. В одном письме нам ответили, что «в целях обеспечения национальной безопасности мы не можем вам разрешить фотографироваться в платках». И 19 июля 2006 года наши женщины взбунтовались. Как же так, мы ведь не просим автомат или пулемет, чтобы речь шла о национальной безопасности. Мы просим защитить наши права. Ни в одном международном договоре или конвенции, - а мы просмотрели все документы, - не указано, что человек, который фотографируется на паспорт, должен быть с длинными или короткими волосами, лысым, в головном уборе или без. Самое главное, чтобы лицо человека было четко видным. Мы просто хотим фотографироваться в платке, и лицо будет четко видно. Мы же не просим фотографироваться в парандже.

Даже в Америке, где всего два процента мусульман, женщинам разрешили фотографироваться в хиджабе. Летом приезжала гостья из США, она показывала свой паспорт. Наши женщины были и удивлены, и обижены тем, что нам этого не разрешают. В России 22 октября 2004 года мусульманки выиграли суд, и в Ингушетии, Башкирии, Татарстане разрешили фотографироваться на документы в платке. То же самое произошло в Казахстане в 2006 году, Нурсултан Назарбаев сделал подарок своему народу, и сейчас те мусульманки, которые хотят поменять паспорт, меняют его за счет правительства. Нашу экономику не сравнить с Казахстаном и Россией, и мы готовы поменять паспорта за свой счет. Но нам бесконечно отказывают. Из-за этого тысячи девушек-мусульманок отказываются получать паспорта.

«Фергана.Ру»: - Недавно на пресс-конференции вы заявили, что около тридцати тысяч ваших сторонников выступают за то, чтобы разрешили фотографироваться в платках. Это реальная цифра?

Ж.Фронтбек кызы: - Да, и мне очень хочется поблагодарить наших соотечественников, которые звонят со всех уголков Кыргызстана, чтобы нас поддержать. В день проведения пресс-конференции мы нашли еще десять тысяч сторонников. Так что нас сейчас уже сорок тысяч. Все ждут дальнейших указаний. Я очень признательна СМИ, которые поддерживают нас. Нужно всего лишь изменить инструкции по получению паспорта и все будет нормально. Так нет,

«Фергана.Ру»: - А что предпримете, если правительство не пойдет вам на уступки?

Ж.Фронтбек кызы: - Мы, женские организации, уже полтора года думаем, когда будем выходить на площадь. Женщины говорят, что стоит кому-нибудь выйти на площадь и их требования удовлетворяются. А у нас тридцать тысяч голосов и мы сможем решить этот вопрос. Но я думаю, что правительство решит этот вопрос, не вынуждая нас выходить на площадь. Мы против пикетов, но другого выхода для привлечения внимания к нашей проблеме у нас нет.

«Фергана.Ру»: - Может, правительство в ваших попытках видит стремление исламизировать страну?

Ж.Фронтбек кызы: - Для исламизации Кыргызстан еще не готов. Люди не готовы жить по шариату и никто не будет их к этому принуждать. В исламе нет насилия, мы далеки от этого. Но когда мы поднимаем наш наболевший вопрос, нас начинают сравнивать с «Хизб ут-Тахриром», ваххабистами… Некоторые говорят: вот получите разрешение фотографироваться на паспорт в платке, затем начнете требовать халифат. Спрашивают, сколько денег нам дали иранцы, кувейтцы и так далее. Я хочу вас уверить: мы не нуждаемся в чьих-то деньгах и программы насчет создания халифата и тому подобного у нас нет. Мы просто хотим, чтобы наших тел не видели другие мужчины, потому что это большой грех. Мы боимся Всевышнего. Надеюсь, правительство разрешит нам фотографироваться в платке. Это не потребует реформирования законодательной базы, нужен просто соответствующий указ.