Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Хизб ут-Тахрир в современной Британии

04.04.2007 22:06 msk, Юлия Устинова

Религия
Хизб ут-Тахрир в современной Британии

На фото: Спикер партии «Хизб ут-Тахрир» Имран Вахид (Imran Waheed)

Оригинал этой статьи был написан на английском языке и представляет собой эссе по социологии новых религиозных движений (НРД), выполненное в соответствии со всеми правилами, предъявляемыми зарубежной академической наукой. Данная работа является отредактированным переводом, с чем связана некоторая сухость изложения и общая стилистика текста. Кроме того, непосредственно социологический анализ сведен к минимуму. Статья, таким образом, представляет краткий вводный обзор идеологии и деятельности Хизб ут-Тахрир в современной Британии, а также взаимодействия партии с государством и обществом этой страны. Ее автор - магистрант Лондонского Королевского Колледжа Юлия Устинова.

* * *

Происхождение

Хизб ут-Тахрир (Партия исламского возрождения) была основана в Иерусалиме в 1953 г. Таки уд-Дином ан-Набахани (Taki ud-Din an-Nabahani). Его идеи распространились в арабских странах Ближнего Востока, включая Ирак, Афганистан, Иорданию и Ливан, а также в Центральной Азии, России и европейских государствах, включая Великобританию и Германию. После смерти основателя движения руководство перешло к другому палестинскому священнику, шейху Абдул Кадим Заллуму (Sheikh Abdul Qadim Zallum). В Великобритании партия впервые привлекла к себе внимание в 1988 году после публичных заявлений о намерении захватить самолеты с израильтянами и евреями на борту17. Позднее партия организовала несколько конференций и демонстраций в Конференц-центре Уэмбли и на Трафальгарской площади в Лондоне. В результате движение приобрело дурную славу и было запрещено Национальным советом студентов и университетами, где были сформированы и действовали наиболее крупные группы сторонников партии.

В настоящий момент руководителями партии являются спикер Имран Вахид (Imran Waheed), член исполнительного комитета Абдул Вахид (Abdul Waheed) и другие. Имена наиболее активных сторонников Хизб, анонсы мероприятий, а также анализ современной политической ситуации можно найти на официальном веб-сайте партии9.

Миссия и методы

Главной целью Хизб-ут-Тахрир является установление панисламского господства в мире (халифат), основанного на законах шариата. Члены партии считают, что последним исламским халифатом являлась Оттоманская империя, разрушенная Кемалем Ататюрком в 1924 г. Создание современного национального государства на территории бывшей империи рассматривается партией как акт западной колонизации.

«Мы видим исламский халифат как независимое государство, где существует выбранный и подотчетный правитель, независимая судебная система, политические партии, главенство закона и равные права для национальных меньшинств. Халифат будет играть ведущую роль в проецировании позитивного имиджа ислама на Западе», говорит Имран Вахид, спикер партии12. Согласно партийной доктрине, реставрация халифата может быть достигнута в результате социальных перемен, осуществляемых поэтапно. На первом этапе ведется активная интеллектуальная борьба посредством распространения мусульманского образования, а также изучения истории, философии и идеологии движения. Второй этап предполагает интеллектуальную трансформацию, что означает установление контакта с другими партиями и группами, проникновение в правительственные, военные структуры и органы безопасности. В результате, на третьем этапе возможно осуществление мирного политического переворота с последующей передачей власти исламским лидерам. В целом, прообразом будущего государственного устройства является идеализируемое государство времен пророка Мухаммада и первых, «праведных» халифов, основанное в Медине.

Воссоздание халифата является спорной целью, и критиковалось не только западными исследователями и политиками, но и другими мусульманскими активистами и движениями, включая египетскую исламистскую группу «Братья-мусульмане». Причина подобного критики связана с другим базовым принципом партийной платформы – ведение политической борьбы с коррумпированными и тираническими режимами исламского мира, которые, по мнению Хизб-ут-Тахрир, не действуют по законам шариата. С точки зрения партии, мусульманские страны, в которых исламские законы не являются единственной основой законодательства, а конституция не основана целиком на законах ислама, являются нечестивыми, а следовательно, правительства этих государств должны быть низложены.

При этом, как было отмечено, основным методом достижения провозглашаемых целей является непрерывная интеллектуальная и социальная деятельность, направленная на стимулирование дебатов на общественном и политическом уровне. Любые формы насилия или вооруженного сопротивления рассматриваются партией как нарушение законов шариата, в силу чего строго запрещены. Более того, на официальном сайте партии провозглашается, что долгом любого мусульманина является предотвращение актов насилия или террора. Примечательно, что Хизб-ут-Тахрир немедленно выступила с осуждением террористических атак 11 сентября и 7 июля в США и Великобритании соответственно9. Тем не менее, в Англии деятельность Хизб регулярно подвергается критике и обвинениям в противодействии развитию демократии, антисемитизме и призывах к джихаду.

Структура, членство и технологии привлечения новых членов (рекрутинга)* (*-раздел основан на интервью с бывшим членом партии)

В силу секретности организации, общая структура Хизб-ут-Тахрир остается неясной. В целом, партия делится на вилайяты (провинции). В Великобритании местная ветвь партии имеет право самостоятельного администрирования. Более того, «существует исполнительный комитет, наделенный управленческими полномочиями. Комитет формируется по результатам выборов, которые проводятся каждые два года, и все члены партии данного вилайята (провинции) принимают в них участие»1.

Партия заявляет, что не существует специальных требований для того, чтобы вступить в ряды организации: достаточно быть мусульманином и разделять идеологию и задачи партии. Тем не менее, период «индоктринации», во время которого потенциальный кандидат получает представления о работе движения, структуре и целях, может длиться до трех лет. Количество и особенно имена рядовых членов зачастую неизвестны подчас даже другим членам партии. Матин Сиддики (Mateen Siddiqui), вице-президент Верховного мусульманского совета США, подтвердил, что в региональных отделениях партии существуют комитеты, поделенные на подкомитеты, что «способствует поддержанию секретности руководства»13. Однако в Британии имена лидеров и ведущих деятелей партии известны и перечислены на официальном веб-сайте. Они с готовностью дают интервью, организуют разнообразные встречи и принимают участие в научных семинарах и конференциях9.

Британское отделение Хизб-ут-Тахрир действует на двух уровнях: ведет работу по привлечению новых членов на территории университетских кампусов и, в меньшей степени, просто на улицах. Также партия использует такие коммуникационные схемы, как электронный журнал «Халифат» (Khilafah) и коммюнике17. Распространение своих идейно-политических воззрений Хизб в Британии осуществляет путем организации дискуссий, научных кружков, лекций, распространения листовок, публикации книг и журналов, а также при помощи Интернет-технологий, формируя представление об исламе не только как о религии, но как образе жизни. Использование данных ресурсов позволяет партии выражать свою точку зрения по поводу различных политических событий, анализируя их с позиции ислама; и взаимодействовать с влиятельными в обществе людьми для того, чтобы убедить их в необходимости интеллектуальных и политических изменений.

Активную работу и пропаганду партия ведет в мечетях. Большинство имамов британских мечетей получали образование за пределами страны. По этой причине многие из них не пережили, а потому не могут понять тех сложностей, с которыми ежедневно сталкиваются молодые мусульмане в Британии. Воспитанные в ортодоксальной исламской традиции, они зачастую не могут дать совет или предложить практического решения таких социальных проблем, как чрезмерное употребление алкоголя среди молодежи или беспорядочные сексуальные связи. Хизб-ут-Тахрир, напротив, устанавливает контакты на уровне семьи и потому способна глубоко интегрироваться в общество. Кроме того, большинство членов партии сравнительно молодо. В Британии активисты партии помогают мусульманам в решении широкого круга проблем, таких как поиск жилья, получение образования, устройство на работу и др. Таким образом, говоря словами г-на Шираза Махера (Shiraz Maher), бывшего члена Хизб, основная стратегия по привлечению новых членов заключается в том, чтобы глубоко интегрироваться в общество, разделять проблемы людей, а затем продвигать идеи партии11.

Хизб ведет активную работу среди студентов различных университетов Англии. Майкл Вайн (Michael Whine), руководитель одного из отделов Совета представителей Британских евреев, подтверждает, что первоначально партия набирала членов только среди студентов, в частности в Императорском Колледже (Imperial College), и позже в Колледже Королевы Мэри (Queen Mary College) в Лондоне. Впоследствии партия перешла к методу агитации на улицах и компании по распространению листовок. Эта технология не нова и успешно применяется большинством новых религиозных движений. Тем не менее, в Великобритании университеты являются особенно важной площадкой для Хизб-ут-Тахрир. Причины очевидны: во-первых, это реальная возможность привлекать людей из самых разных стран мира; во-вторых, в Британии такая деятельность гораздо реже подвергается преследованиям нежели в арабских странах; и, наконец, после получения университетского образования новые члены партии возвращаются обратно в мусульманские страны, тем самым способствуя распространению вести об исламском возрождении на Западе.

Бесспорно, отказ от использования радикальных методов распространения своей идеологии и применение пропагандистских и образовательных технологий определяет аудиторию партии. В большинстве, это люди среднего класса, имеющие высшее образование и хорошо оплачиваемую работу. Макл Вайн, к примеру, обращает внимание, что даже литература, издаваемая партией, печатается в полном цвете и на бумаге хорошего качества, поскольку ориентирована на определенные социальные группы потенциальных новых сторонников17.

Назвать точное число членов Хизб-ут-Тахрир проблематично, их количество варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч в каждой стране. Однако точные цифры неизвестны, что связано с секретным и, отчасти, конспиративным характером системы управления партии и деятельности ее организационных структур. Другой причиной является высокая степень ротации в партии, что является характерной чертой практически всех новых религиозных движений3, 22. Точное количество новых членов движения также неизвестно. Верным будет утверждение, что Хизб-ут-Тахрир остается сравнительно популярной, и привлекает новых сторонников каждый год. Важно понять, что заставляет хорошо образованных, относительно обеспеченных людей из мусульманских общин становиться сторонниками партии?

Частично это связано с тем, что базовые технологии привлечения новых сторонников и методы партии были скорректированы в соответствии с изменившимися условиями международной политики и культурной среды. Реагируя на эти глобальные изменения, и учитывая основные проблемы и запросы британских мусульман, Хизб-ут-Тахрир немного изменила методы работы с целевой аудиторией и взаимодействия с британским обществом в целом. Высокий уровень адаптивности к политическим, социальным и культурным реалиям разных стран при формулировке ключевого посыла и методологии неоднократно отмечался американскими политологами и консультантами, которые готовили аналитические доклады для правительства США2.

Каким образом проявляется способность к адаптации? Прежде всего, необходимо пояснить, что в мусульманской общине Британии сохраняется устойчивая консервативная система, требующая абсолютного повиновения старшим. Хизб-ут-Тахрир, напротив, предоставляет возможность самореализации людям молодого и среднего возраста, а также адресует свое послание как мужчинам, так и женщинам. Во-вторых, британское отделение партии успешно использует модели поведения, применяемые такими группами, как Хамас или Хезболла. В частности, Хизб активно реализует крупные социальные проекты. Предоставляя мусульманам поддержку и помощь в решении широкого круга социальных проблем, связанных с адаптацией в обществе, языковой и культурной интеграцией и коммуникацией, Хизб-ут-Тахрир стремится добиться интеллектуального и политического лидерства среди мусульман Великобритании.

В-третьих, в руководстве партии произошел важный демографический сдвиг. Дело в том, что современное поколение лидеров Хизб родилось и воспитывалось в Великобритании. Получив образование, основанное на стандартах западной либеральной демократии, они прекрасно осознают, что они могут говорить и делать публично, не выходя за рамки закона. Таким образом Хизб-ут-Тахрир использует базовое право на свободу слова, основополагающее для западного общества, например, право публиковать книги, издавать CD и кассеты, выражать свои взгляды в прессе и на страницах веб-сайтов, включая сайты крупнейших информационных агентств, таких как BBC или CNN. В результате использования партией такой тактики, британское общество склонно поддерживать право Хизб свободно выражать собственные идеи, даже если оно их не разделяет. Кроме того, это позволяют партии привлекать новых сторонников не только в Великобритании, но и создавать обширную инфраструктуру для привлечения внимания мусульманского сообщества по всему миру.

Взаимодействие с обществом

Отличительной чертой практически всех НРД являются сложные, напряженные взаимоотношения с обществом. Анализ данных взаимоотношений может способствовать не только изучению самого движения, но и лучшему пониманию общества в целом. Теоретически, представление общества о том или ином религиозном движении формируется на основе публикаций в средствах массовой информации, заявлений политических деятелей, данных академических исследований, а также непосредственно деятельности движения. Очевидно, что в большинстве случаев конструируемый таким образом имидж движения будет неполным или неточным. С другой стороны, акцентирование внимания на определенных аспектах деятельности того или иного религиозного движения, позволяет понять, что в общественном сознании считается угрожающим в настоящее время, а также степень консолидации общества или его групп.

Особенности формирования тех или иных религиозных движений отражает историю длительных социальных перемен в Великобритании. Молодежная субкультура, сформировавшаяся после Второй мировой войны, поначалу не была основана на каких-либо религиозных идеалах. Однако, уже в 1960-70-е гг. произошел рост новых религиозных групп (харизматичных, неопятидесятнических и/или движений реставрации), вливающихся в русло основных церквей4. Наиболее заметными движениями того времени были «Дети Бога» и «Церковь Объединения». В конце 1980-х-начале 90-х гг. на религиозную и политическую сцену вышли такие движения, как Церковь сайентологии и «Новый век» (New Age). В настоящее время объектом наиболее пристального политического и социального внимания являются исламские движения. Причин тому несколько. Во-первых, ислам, безусловно, является менее известной и понятной религией в отличие от христиано-иудейской религиозной традиции, на базе которой основано большинство НРД. Во-вторых, факт ревностной приверженности идеалам, основанным на религиозных ценностях, является странным и даже чужеродным для западного общества, которое, как минимум в Европе, является преимущественно светским. В-третьих, большинство современных исламских движений имеют в высшей степени политизированную платформу, цели и методы. В-четвертых, после 11 сентября ислам как религиозная система напрямую связывается с международным терроризмом. Вот почему крайне трудно разграничить «ислам как религию и цивилизационную модель и ислам как политическую идеологию»4. В результате, любые акции Хизб-ут-Тахрир по умолчанию рассматриваются как опасные и несущие насилие. В настоящий момент партия запрещена во многих арабских странах, Германии, России, государствах Центральной Азии (Казахстане, Киргизстане, Таджикистане и Узбекистане). Премьер-министр Великобритании Тони Блэр в августе 2005 года объявил о сходных планах по запрету партии, но они не были реализованы.

Итак, какие обвинения предъявляются Хизб в Британии? Во-первых, партию подозревают в использовании насильственных методов для достижения своих целей, поощрению терроризма и призывах к глобальному джихаду, а также радикализации мусульманской молодежи Великобритании. Несмотря на то, что партия официально считается движением, не применяющим насильственные методы, некоторые исследователи настаивают, что члены Хизб-ут-Тахрир «принимают участие в джихаде как частные лица»2. Во-вторых, партию критикуют за ее оппозиционность идеалам демократии и капитализма, а также в пропаганде антисемитизма. В-третьих, партия несет анти-интеграционное послание мусульманским общинам западных стран, что может, в долгосрочной перспективе, послужить катализатором столкновений между мусульманами и немусульманами. Третий пункт вызывает серьезную озабоченность в Британии, которая является многонациональной и поликонфессиональной страной.

Лидеры Хизб в Британии, тем не менее, настаивают, что это ненасильственное движение, имеющее фокусом своей деятельности интеллектуальную и политическую работу. При этом, в одной из своих статей 2005 года Абдул Вахид, член Исполнительного комитета партии, признал, что некоторые члены партии «в первом порыве политической активности приблизительно десять лет назад были чересчур исполнены рвения»19. Нужно отметить, что такая модель поведения и развития характерна для большинства НРД. Согласно Баркер (Barker) с течением времени религиозные движения становятся все более похожими на общество в целом4.

Британское отделение Хизб продолжают связывать с группой Аль-Мухаджирун (al-Muhajiroun), радикальным исламистским движением, что формирует негативный образ партии. Основатель Аль-Мухаджирун, Омар Бакри Мухаммад (Omar Bakri Muhammad), действительно являлся членом партии, но покинул ряды Хизб-ут-Тахрир в 1996 г. Лидеры партии всеми силами стараются отмежеваться от идеологии и деятельности аль-Мухаджирун19.

Партия также опровергает обвинения в антисемитизме. В одном из интервью Имран Вахид пояснил, что Хизб-ут-Тахрир никогда не рассматривала немусульман как «граждан второго сорта», а исламский Калифат (Khilafah) гарантирует защиту немусульман. Он пояснил, что в мусульманской традиции иудеи и христиане обозначались общим термином Ал аль-Димма (Ahl al-Dhimma), люди Завета, и по законам шариата наделялись легальным статусом12.

Однако, очевидно, что до тех пор, пока ближневосточный арабо-израильский конфликт остается неурегулированным, мусульман и членов радикальных исламистских движений будут продолжать обвинять в ненависти к евреям. Хотя бы потому, что то, что мусульмане называют «возмездием», весь остальной мир воспринимает как «войну». Одним из ярких примеров, иллюстрирующих такое двойное толкование, является текст листовок, которые партия распространяла в апреле 1998 года около Центральной мечети Лондона17. Листовки были озаглавлены «Исламское правило о захвате самолетов». Из текста следовало, что захватывать самолеты стран, которые не находятся в состоянии войны с мусульманами, запрещено. Однако если находятся (как Израиль, например), то самолеты, в том числе и гражданские, можно захватывать, а пассажиров убивать, поскольку они представляют собой законную цель во время войны. Более того, подобные атаки не будут рассматриваться как нарушение законов шариата. Несомненно, это крайне радикальный призыв. Однако без пристального изучения данного документа суждения о нем будут избирательными и неполными. Более того, делать научные обобщения на основании одной листовки довольно опрометчиво.

Средства массовой информации оказывают наибольшее влияние на создание образа партии. В целом, с момента появления НРД на религиозной и политической арене они находятся под пристальным вниманием служб массовой информации. Социологи отмечают, что наибольшее внимание привлекают сообщения о НРД в ситуациях, связанных с каким-либо скандалом4, 21, 22. Согласно Баркер, большинство публикаций в печатных изданиях, передач радио и телевидения, освещающих деятельность НРД, имеют критическую или сенсационную тональность, создавая негативное впечатление4. В результате, сложившиеся стереотипы равно как и фразеологические клише, описывающие НРД, переходят из статьи в статью без дополнительной проверки или уточнения данных.

Например, в ноябре 2006 в программе Ньюснайт (Newsnight) транслировался фильм о деятельности Хизб в Великобритании, и в частности в Лондоне10. Из показанных материалов следовало, что партия продолжает проводить идеологическую обработку молодых мусульман, требуя приносить клятву на Коране, а затем совершать те или иные насильственные действия для того, чтобы стать членом организации. В фильме также говорилось, что члены Хизб ут-Тахрир продолжают работу по вербовке студентов на территории университетских кампусов и распространяют листовки в мечетях, причиняя множество неудобств и проблем местному населению. Примечательно в данной ситуации то, что этот фильм был смонтирован и показан еще 2003 г., и Вайн цитирует отрывки из него в своей статье17. Тем не менее, материалы подаются как свидетельство современных действий и технологий партии. Последовавшие комментарии лидеров партии нашли поддержку даже среди не-мусульман Британии: “Программа была политически ангажированной... Они связали проблему терроризма и ненасильственную исламскую политическую работу, направленную на восстановление Халифата в мусульманском мире”15.

Конечно, особенности освещения новых религиозных движений в СМИ касаются не только деятельности Хизб ут-Тахрир. Однако применимо к партии, подобные истории работают как обоюдоострый меч, что связано с международной геополитической ситуацией, в частности кризисом в Ираке и «крестовым походом» против терроризма, в который Великобритания напрямую вовлечена. Дело в том, что лидеры Хизб, в свою очередь, используют СМИ для разъяснения целей партии или уточнения своей политической позиции. В частности, партия принимала участие в дискуссии по вопросу ношения головного платка, которая имела место осенью 2006 года. Лидеры Хизб-ут-Тахрир выступили с жесткой критикой как британского правительства, так и его инициатив. Так Абдул Вахид отмечал, что не конструктивно смешивать обсуждение важных, но совершенно различных тем, таких как Ислам в целом, положение мусульман в Великобритании, глобальные устремления мусульман и проблемы национальной безопасности18. Таким образом, партия весьма успешно использует современные средства коммуникации как для формирования имиджа организации, так и для дальнейшего продвижения собственных политических целей.

Заключение

Итак, деятельность Хизб ут-Тахрир в Великобритании направлена на достижение основной цели по реставрации халифата, в первую очередь, путем просвещения и интеллектуальной трансформации общества. Основатели и современные лидеры партии настаивают на монополии своего религиозного знания и истинности идей, что вызывает критику даже со стороны других исламских движений арабского мира.

Движение имеет жесткую, хорошо организованную структуру. Каких-либо специальных требований для того, чтобы стать членом движения, помимо необходимости быть мусульманином и разделять идеологию Хизб ут-Тахрир, не существует. Однако процесс обучения и подготовки новых членов занимает, как правило, несколько лет. Целевой аудиторией движения являются преимущественно молодые, хорошо образованные мусульмане из средних слоев общества. Отказ от использования радикальных и насильственных методов и проведение интеллектуальной и политической работы по «просвещению» мусульман является основной стратегией партии. Это дает возможность привлекать новых членов, хотя и немногочисленных, а также позволяет распространять свое политическое и религиозное послание в арабских и других странах с преобладанием мусульманского населения.

Как и большинство НРД, Хизб ут-Тахрир выражает протест против политических и социальных реалий современности, а также состояния современной культуры. Главными объектами ее критики являются правительства большинства мусульманских государств, политика которых расходится с законами шариата. Партия использует разнообразные виды информационных ресурсов – листовки и книги, кассеты и CD, публикации в печатных и электронных изданиях, участие в научных семинарах и телепрограммах – для распространения своих идей в обществе, не только мусульманском. Такой подход показывает высокую степень адаптивности партии: она пользуется правами и свободами, присущими демократическим системам, для того, чтобы распространять свои идеи не только в Великобритании, но также и мусульманских странах Ближнего Востока.

Взаимодействие Хизб ут-Тахрир с британским обществом имеет сложный и неоднозначный характер. С одной стороны, организация прочно инкорпорирована в социально-политические структуры общества. С другой, стремление партии отделить себя от Запада в глобальном смысле и отрицание «национального государства как концепции»14 представляется в высшей степени опасным для мультиэтничной Британии, поскольку потенциальное провозглашение универсального халифата ставит под сомнение легитимность современного национального государства. Как результат, партию часто обвиняют в применении насилия для достижения своих целей, использовании силовых методов или «промывки мозгов» для привлечения новых сторонников, и поддержке террористических организаций. Партия пока не запрещена в Британии, однако ее деятельность находится под постоянным наблюдением.

Ссылки:

1. Abedin, M. ‘Inside Hizb ut-Tahrir: An interview with Jalaluddin Patel, Leader of Hizb ut-Tahrir in the UK’, Spotlight on Terror, Issue 8 (2), August 2004

2. Baran, Z. (ed.) ‘The Challenge of Hizb ut-Tahrir: deciphering and combating radical Islamist ideology’, The Nixon Center conference report, Ankara, Turkey, September 2004.

3. Barker, E. New Religious Movements: a practical introduction. London: HMSO, 1989.

4. Barker, E. ‘New Religious Movements: their incidence and significance’, in Wilson, B., Cresswell, J. (eds.) New Religious Movements: challenge and response. London: Routledge, 1999, pp.15-31.

5. Bassam, T. The Challenge of fundamentalism: political Islam and the new world disorder. University of California Press, 1998.

6. Bassam, T. Islam between culture and politics. 2nd ed. Harvard University. Palgrave Macmillan, 2005.

7. Bromley, D. ‘New Religious Movements’, in Swatos, W. Jr. (ed.) Encyclopedia of Religion and Society

8. Burrel, R. M. (ed.) Islamic fundamentalism. Papers read at the seminar held at the School of Oriental and African Studies, University of London on March 10th, 1998. Royal Asiatic Society, 1989.

9. Hizb ut-Tahrir Britain

10. Investigating Hizb ut-Tahrir. 2006

11. Maher, Sh. ‘Modes and methods: how Islamist groups operate in modern Britain’, New Religious Movements and Politics: XXXVII INFORM seminar. London School of Economics and Political Science, London, 25 November 2006.

12. Paraipan, M. Hizb ut-Tahrir: An interview with Imran Waheed, 2005.

13. Siddiqui, M. ‘The doctrine of Hizb ut-Tahrir’, September 2004

14. Taji-Farouki, S. ‘Islamic state theories and contemporary realities’, in Sidahmed, A. S., Ehteshami, A. (eds.) Islamic fundamentalism. Oxford: Westview Press, 1996, pp. 35-51.

15. The BBC slander of Hizb ut-Tahrir is the latest of many attacks Muslims will face, 2006.

16. The Duty to Integrate: Shared British Values, 2006.

17. Whine, M. ‘Hizb ut-Tahrir in open societies’, September 2004

18. Wahid, A. Tony Blair and Hizb-ut-Tahrir: “Muslims under the bed”, 2005a.

19. Wahid, A. Hizb-ut-Tahrir’s distinction, 2005b.

20. Wilson, B. Religion in sociological perspective. Oxford: Oxford University Press, 1982.

21. Wilson, B. (ed.) The Social dimensions of sectarianism: sects and New Religious Movements in contemporary society. Oxford: Clarendon Press, 1992.

22. Wilson, B. ‘Introduction’, in Wilson, B., Cresswell, J. (eds.) New Religious Movements: challenge and response. London: Routledge, 1999, pp.1-11.

* * *

Юлия Устинова - магистрант Лондонского Королевского Колледжа