Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Мусорная свалка как способ найти средства к выживанию

20.04.2007 11:21 msk, Соб. инф., Немецкая волна

Узбекистан Общество
Мусорная свалка как способ найти средства к выживанию

Фото с веб-сайта радио «Немецкая волна»

В поисках средств к выживанию граждане Узбекистана и Киргизии хватаются за любую возможность подзаработать. Не остались без их внимания даже мусорные свалки городов и областей. Несмотря на то, что «работа» на свалках промышленного мусора зачастую исключительно вредна для здоровья, местные власти пока не предпринимают никаких мер.

На свалках в Узбекистане можно заработать два доллара в день

Практически в каждом районе Узбекистана на свалках отходов можно увидеть копошащихся в мусоре людей. Большинство из них, чаще всего мужчины в возрасте от 20 до 60 лет, занимаются поисками металла, который можно затем сдать по сходной цене. Тем и зарабатывают себе на жизнь.

Одна из мусорных свалок в Гиждуванском районе Бухарской области помогает кормить семью двумстам жителям района. Эта свалка была закрыта в 1990 году. Она занимает площадь в три гектара, а груда мусора здесь - высотой в десятки метров. Сюда в поисках цветного металла ежедневно приходят в среднем тридцать человек, хотя порой здесь работают одновременно до двухсот «старателей». Рабочий день заканчивается по-разному, в зависимости от удачливости старателя и заработанной им суммы. В день рабочие на свалке зарабатывают обычно от трех до десяти тысяч сумов (или от двух до восьми долларов США).

Примечательно, что «разборок» между «искателями» на свалке не бывает. «Каждому - свое, на всех хватит, - говорят сами рабочие.- Мы уже прорыли на три метра в глубину, на поверхности железа уже нет, его, если повезет, теперь можно найти только на глубине свалки. Все зависит от везения».

На вопрос, почему же они, как многие другие жители Узбекистана, не едут на заработки в Россию или в другие страны, рабочие отвечают: «Мы не хотим быть рабами в чужой стране. Лучше останемся рабами тут, на родине, будем копаться хотя бы на мусорной свалке и как-то кормить свои семьи».

По рассказам обитателей этой свалки следует, что сюда часто выходят молодые парни, которые недавно женились, тем самым взяв на себя ответственность за содержание семьи, что, в отсутствие иной работы, принуждает их заниматься считающейся большинством людей грязной работой на мусорной свалке.

Корреспондента ИА «Фергана.Ру» рабочие мусорной свалки встретили настороженно. По мнению некоторых из них, после публикации данной статьи они обязательно будут вызваны в местное управление Службы национальной безопасности (СНБ), где их подвергнут допросу с пристрастием. Повод для вызова - общение с журналистом.

В Киргизии женщины и дети добывают на свалке никель

Как сообщает Немецкая волна, свалку Майлисайского (Майлуу-сууйского) электролампового завода в Киргизии осваивают порядка трех тысяч человек. Летом количество «старателей» увеличивается до восьми тысяч. Причем работают здесь не только местные жители, но и приезжие со всех уголков Киргизии и даже из соседнего Узбекистана. В основном это женщины и дети. Интересуют их никелевые проводки.

Процесс добычи никеля выглядит примерно таким образом: у каждой раскапываемой ямы, которая стоит сто тысяч сомов ($1 равен 38 сомам), есть свой хозяин. Ему рядовые «старатели» отдают половину своего заработка. С помощью специальных мельниц, которые растирают стекло в порошок, из лампочек извлекаются никелевые проводки. Металл скупают здесь же.

- Скупщики платят нам за килограмм 800-850 сомов и увозят никель в Бишкек, а оттуда в Германию, но не в Китай, - рассказывает владелица одной из ям, назвавшаяся Зиной. - Китайцы платят меньше, поэтому никель продают в Германию.

Один из скупщиков металла говорит, что маршрут передвижения никеля, а также его реальная стоимость является коммерческой тайной.

- Кто покупает? Не могу сказать – это коммерческая тайна. Основной бизнесмен, который курирует здесь, специально приехал из Германии. Фамилию его сказать я не могу. Приехал он еще 11 лет назад, занимается цветными металлами, а этот карьер открыл недавно.

При этом он отметил, что скупщики никеля обязательно проверяют металл на наличие радиации. Дело в том, что в этой местности располагаются несколько урановых захоронений. Когда-то Майлуу-Суу был закрытым советским городом и занимался разработкой урана. Сегодня искатели никеля ходят через территорию хвостохранилищ, которая никак не охраняется. Здесь же выпасают скот. Вблизи бывших урановых шахт люди возводят жилье. Уровень радиации в этой местности в десятки раз превышает норму.

- Сейчас норма гамма-излучения - тридцать микрорентген в час, а во дворе этого дома показывает до тысячи микрорентген в час, - говорит научный сотрудник института медицинских проблем Эркин Тостоков. - По дорогам, где ходят люди, также повышенный радиационный фон. В некоторых местах - девятьсот, а так в основном больше ста микрорентген. Из-за радиации в Майлуу-Суу зарегистрирован самый высокий по республике показатель онкологических заболеваний и врожденных пороков развития у детей.

За время раскопок, которые длятся здесь уже около трех лет, под завалами погибли 24 человека. Возможно, реальное число погибших гораздо больше, не исключает директор Института медицинских проблем южного отделения Национальной академии наук Рахматбек Тойчуев. Зачастую родственники отвозят умерших домой и хоронят, нигде не регистрируя. Но даже угроза оказаться под завалами не останавливает тех, кто в поисках заработка приходит на местную свалку.

- Я работаю в водном хозяйстве. В месяц получаю четыреста сомов, - рассказывает один из «старателей», мужчина средних лет по имени Мырзабек. - А здесь я четыреста сомов зарабатываю в день. Тут я ищу никель и сдаю его. Таких работников, как я, здесь полным-полно, потому что низкая зарплата и безработица. Кто будет целый месяц работать за четыреста сомов? Моей зарплаты не хватит даже на мешок муки, который стоит пятьсот сомов.

Между тем, власти Киргизии пока не принимают никаких мер для улучшения сложной ситуации в Майлуу-Суу. Свалку закрыть не возможно, так как люди совсем останутся без работы. В МЧС заверяют, что радиация здесь в пределах нормы, проводится разгрузка оползней для предотвращения размыва урановых захоронений. В парламенте же говорят, что прежде чем принимать какие-либо меры, сначала надо доказать, действительно ли все эти проблемы существуют.

Майлуу-Суу - это не единственная зона бедствия Киргизии. Подобная ситуация складывается сегодня в Мин-Куше, Кадам-Жае, Каджи-Сае, Орловке.