Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Почему Нурсултан Назарбаев хочет стать пожизненным президентом? Мнения экспертов

22.05.2007 18:18 msk, Феруза Джани, Ирина Ермакова

Политика Казахстан

Нурсултан Назарбаев
Нурсултан Назарбаев. Фото "ИА Фергана.Ру"
Утром 22 мая 2007 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал одобренные парламентом поправки к Конституции, согласно которым в стране меняется политический строй – с президентского на президентско-парламентский, с 2012 года с семи до пяти лет сокращается срок президентских полномочий, а действующий ныне глава государства наделяется исключительным правом баллотироваться на высший государственный пост неограниченное число раз. С просьбой прокомментировать данное событие редакция «Ферганы.Ру» обратилась к известным экспертам по Центральной Азии – члену экспертного совета РИА Новости Санобар Шерматовой, киргизскому политологу, профессору Бакыту Бешимову и обозревателю российской газеты «Время новостей» Аркадию Дубнову.

Санобар Шерматова: - Прежде чем подписывать поправки в конституцию, которые гарантируют ему пожизненный срок президентства, Нурсултан Назарбаев, на мой взгляд, проконсультировался с европейскими и американскими партнерами. Почему я так думаю?

Последние годы Назарбаев уделял большое внимание определению демократического вектора развития Казахстана и, в общем, преуспел на этой стезе. Вспомним последние президентские выборы: они прошли в очень интересной политической обстановке. Накануне выборов Казахстан посетили политические деятели из США и европейских стран, в том числе Дик Чейни, Кондолиза Райс, которые делали громкие заявления, очень высоко оценивающие роль Нурсултана Назарбаева как человека, который определил демократическое развитие и сделал очень много для установления демократии в Казахстане. Понятно, что в предвыборный период такие лестные высказывания неслучайны. Все это говорило о том, что Соединенные Штаты так же, как и страны Европы, поддержали Нурсултана Назарбаева в его намерении переизбраться, поскольку было совершенно ясно, что на этих выборах победит действующий президент Казахстана, хотя альтернативные фигуры были. А это свидетельствует, в свою очередь, о том, что и США, и Европа как бы взяли новую линию, определили для себя новое отношение к странам Центральной Азии, при котором вопросы демократии, вопросы выборности, смены лидеров отступили на второй план, а на первый план вышли политические вопросы, политические проблемы, в числе которых, конечно, нефтяной вопрос.

Нурсултан Назарбаев был назначен на пост президента Казахстана в апреле 1990 года Верховным советом Казахской ССР, а в декабре 1991 года жители страны избрали своего первого президента на пятилетний срок. В 1995 году специальным референдумом его полномочия были продлены до 2000 года, а в октябре 1998-го парламент предложил увеличить срок президентских полномочий до семи лет. В дальнейшем Назарбаев дважды побеждал на выборах – в январе 1999 и в декабре 2005 года. Таким образом, его президентские полномочия должны истечь в 2012.
Как известно, Казахстан присоединился к трубопроводу Баку-Джейхан, и без казахской нефти трубопровод, которому Соединенные Штаты придавали стратегическое значение и который идет в обход России, не был бы заполнен. Я думаю, что такой шаг Назарбаева (имеется в виду подписание поправок в Конституцию. – ред.) связан именно с тем, что он выстроил многовекторную политику, с учетом интересов как Соединенных Штатов, так и европейских стран. Естественно, сейчас лидер Казахстана не сделал бы шаг, который перечеркнет все его достижения последних лет. Имеются в виду, конечно, и стратегия демократического развития Казахстана, и его установившиеся хорошие отношения с западными партнерами. Вот почему я думаю, что он проконсультировался с рядом лидеров западных стран, тем более что вопрос о председательствовании Казахстана в 2009 году в ОБСЕ, чего добивается Астана, еще не снят, решение по нему просто отложено.

Прецеденты, когда западные страны закрывали глаза, скажем так, на недемократическую передачу власти, на самом деле уже были. Это можно было наблюдать на примере Азербайджана, когда президент Гейдар Алиев договорился с двумя американскими президентами, - сначала с Биллом Клинтоном, а затем с Джорджем Бушем, - о том, что власть будет передана его сыну Ильхаму Алиеву. В случае Казахстана речь идет о действующем президенте, который власть не собирается передавать, но который собирается устанавливать и развивать демократию в стране. Для того чтобы западные страны согласились на такой вариант, Нурсултан Назарбаев должен был пойти на какие-то очень серьезные шаги по демократизации. И эти шаги были определены в начале. В первую очередь, это превращение Казахстана в президентско-парламентскую республику.

Есть еще один аспект проблемы – нефтяные интересы западных стран. Я думаю, они тоже сыграли свою роль, и там, где речь идет о нефти, Европа и Соединенные Штаты предпочитают иметь дело с предсказуемыми лидерами. В данном случае таким лидером является Нурсултан Назарбаев, и совершенно ясно, что после ухода этого политика со сцены начнется напряженная борьба за его наследство. Преемники уже определены – это его родственники, ближайшее окружение. Понятно, что энергетическим партнерам Казахстана не хотелось бы столкнуться с какими-то неожиданностями. Все эти аспекты, видимо, сыграли свою роль, и сейчас нужно будет смотреть на реакцию Соединенных Штатов и европейских стран на решение парламента Казахстана продлить полномочия Нурсултана Назарбаева, сделать его пожизненным президентом.

Не надо забывать, что и Соединенные штаты, и Европа совершенно спокойно отнеслись к тому, что власть после Сапармурата Ниязова была передана нынешнему президенту неконституционным способом, и это, в общем, все «съели». Напомню и тот факт, что европейцы и американцы очень спокойно отнеслись к выборам президентов в Центральной Азии, - и Нурсултана Назарбаева, и Эмомали Рахмонова, - которые сначала ввели в Конституцию поправки с тем, чтобы быть избранными несколько раз. Этот момент был спокойно воспринят на Западе, хотя ОБСЕ и международные демократические институты попытались высказать свою точку зрения о некоторой нелегитимности произошедшего, но это на самом деле не сыграло никакой роли. И Назарбаев, и Рахмонов продолжают оставаться легитимными лидерами, и это говорит о смене ориентиров западных стран по отношению к Центральной Азии. Эта смена ориентиров дает нам основания полагать, что нынешнее решение парламента и президента Казахстана на Западе будет воспринято достаточно позитивно.

Бакыт Бешимов: - Парламенту Казахстана виднее, но эта страна пыталась стать председателем ОБСЕ, а с такими поправками это, думаю, будет невозможно. Такой шаг говорит о том, что в странах Центральной Азии, кроме Кыргызстана, воцарилось династийное правление, когда президенты стараются сохранить себя во власти до конца своей жизни. Надо отметить, что основным источником нестабильности в регионе является отсутствие или недостаток механизмов передачи власти и смены элит. И поэтому решение, принятое Назарбаевым, противоречит стремлению страны идти по пути демократии.

Если конституцию так можно менять, то это пренебрежение правилами демократии и игнорирование верховенства закона. Если первый президент позволяет себе пребывать у власти, то почему не предположить, что у второго не возникнет искушение сделать то же? Но если конституцией установлены только два президентских срока подряд – значит, так тому и быть, и «никаких гвоздей». Регулярная смена правительств на основе свободных и честных выборов - более перспективный путь для любой страны.

С философской точки зрения это еще утверждение в сознании народа мысли, что кроме этого человека в стране нет никого, кто мог бы ею управлять. Но чего же стоит этот народ, если у него все сфокусировалось на одном человеке? Разве можно надеяться на стабильное, хорошее будущее, если кроме одного лидера других не видят, если между политиками нет нормальных правил конкуренции за лидерство, которые бы способствовали их росту. А в случае с Назарбаевым наблюдаем утверждение, что кроме этого человека других лидеров у Казахстана нет.

Для Центральной Азии в этом нет ничего нового. В Туркменистане смена власти произошла естественным образом. То, что сделано сегодня в Казахстане, ранее было сделано и в Таджикистане, и в Узбекистане.

Кыргызстан окружен государствами, которые управляются авторитарными лидерами, желающими до конца держаться за свою власть. Последует ли Курманбек Бакиев примеру Назарбаева - это вопрос второго плана, киргизский народ этого не потерпит.

Аркадий Дубнов: - Я разочарован и даже расстроен решением Нурсултана Абишевича Назарбаева. Хотя я уже должен был бы перестать чему-либо удивляться, отслеживая то, как ведут себя нынешние постсоветские элиты, особенно в Средней Азии. Я надеялся, что Назарбаев позволит предложить не ограничивать себя сроками президентства, таким образом играя в обычную игру властителей со своими вассалами, в которой они предлагают ему высечь себя в мраморе уже при жизни, а он с благодарностью отказывается, заявляя, что он обычный человек и даже не из железа. Я хотел думать, что Назарбаев продемонстрирует себя в качестве просвещенного лидера, которым он иногда казался, во всяком случае, по сравнению с некоторыми своими соседями по региону. Но выяснилось, что он такой же восточный начальник и, кажется, уже не может себе представить, что Казахстан при его жизни может возглавить другой лидер.

Единственное, что можно предположить в оправдание этого шага, - возможное стремление Нурсултана Абишевича подать рвущимся во власть окружающим его группировкам, в том числе и тем, которые возглавляют его ближайшие родственники, знак, что он остается президентом и не собирается стать «хромой уткой», отдавая им власть на растерзание. Но и этот аргумент становится все более утешительным, чтобы вконец не впасть в какую-то фрустрацию от того, что мы наблюдаем.

Теперь я начинаю верить в рассказы одного из моих друзей в Туркмении, который говорил мне, что много лет назад Назарбаев приезжал к Туркменбаши, чтобы узнать у него, как можно выстроить технологию пожизненного президентства. Судя по тому, что сегодня Назарбаев этого практически добился, уроки Ниязова пошли ему впрок.

И последнее. Наверное, Назарбаев уже окончательно смирился с тем, что Казахстан вряд ли получит председательство в ОБСЕ в 2009 году. Собственно говоря, он недавно уже намекнул на то, что это ему не так уж и нужно.