Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: В Фергане пройдут Дни итальянского кино

11.06.2007 22:58 msk, Фергана.Ру

Узбекистан Реклама

Микеланджело Антониони
Микеланджело Антониони
С 15 июня по 6 июля отдел культуры Посольства Италии в Республике Узбекистан проводит в городе Фергане Дни итальянского кино. В кинотеатре «City Centre» будет демонстрироваться ретроспектива фильмов великого итальянского режиссера Микеланджело Антониони.

15 июня: «Приключение», 1960 г.

Фильм принес мировую славу Микеланджело Антониони и причислен к немеркнущей классике кинематографа. Здесь затронуты любимые темы режиссера: хрупкость и ненадежность чувств, непостоянство человеческих отношений, сложность и противоречивость женского характера.

В ролях: Габриэль Ферзетти, Моника Витти. Мелодрама. Продолжительность 145 мин.

16 июня: «Ночь», 1961 г.

Очередной шедевр Микеланджело Антониони о кризисе человеческих отношений, о трагическом непонимании друг друга замкнутых в себе людей.

В ролях: Марчелло Мастрояни, Жанна Моро, Моника Витти. Драма. Продолжительность 122 мин.

22 июня: «Затмение», 1962 г.

В этом фильме мастер верен своей любимой теме призрачности, условности человеческих связей, затмении чувств.

В ролях: Ален Делон, Моника Витти. Драма. Продолжительность 118 мин.

23 июня: «Красная пустыня», 1964 г.

Первая цветная картина выдающегося режиссера, которой он завершил свою своеобразную «тетралогию некоммуникабельности» («Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня»).

В ролях: Моника Витти, Ричард Харрис. Драма. Продолжительность 110 мин.

29 июня: «Блоу-ап» («Фотоувеличение»), 1966 г.

Прибегнув к системе метафор, Микеланджело Антониони попытался визуально показать непостижимость для человека объективной реальности. Каждое фотоувеличение открывает новые, необычные детали, недоступные невооруженному взгляду и в корне меняющие представление о реальности. И человек начинает метаться в поисках абсолютной истины.

В ролях: Дэвид Хэммингс, Ванесса Рэдгрейв. Мистический триллер. Продолжительность 108 мин.

30 июня: «Забриски Пойнт», 1969 г.

Первый и единственный американский фильм выдающегося итальянского режиссера – взгляд иностранца на Америку времен молодежного бунта, страну одиноких людей, а не благополучную сверхдержаву.

В ролях: Марк Фрешетт, Род Тэйлор. Криминальная драма. Продолжительность 110 мин.

6 июля: «За облаками», 1995 г.

Одна из последних картин мастера (последней считается короткая новелла «Эрос» 2003 года), состоящая из нескольких историй полна визуальных шифров и абсолютных образов.

В ролях: Софи Марсо, Джон Малкович, Жанна Моро, Фанни Ардан. Мелодрама. Продолжительность 105 мин.

Начало сеансов в 19.00

Вход свободный.

Кадр из фильма М.Антониони

Великий феррарец Микеланджело Антониони

Микеланджело Антониони родился в Ферраре – в городе, который рикошетом сквозит в изобразительных эпитафиях Джорджо де Кирико (допустим, в «Энигме дня» либо в «Автопортрете с Гермесом»), чей медиумный, ландшафтный лаз питал с бесповоротной очевидностью оптическое бескорыстие итальянского режиссера, лишенное антропоцентристской кичливости и замшелых идеологических идиом. Собственно, история, отдаленные намеки на человеческие отношения, сюжет, густая спелость социального вопрошания в его лентах служат лишь провокативной лакмусовой бумагой, позволяющей некой важнейшей эманации жизненного порыва (эту силу запросто может «поймать» только чистейшая рань всегда первого детского взгляда) четкой прорисью обрести свой очерк на краткий срок. Материя при таком точном отношении к внешней внешности внезапно останавливается и ненадолго поступается своим секретом, который сказывается в дрожащем зазоре между спесью смысла и сочным безмыслием, между сомнительностью отчетливого и несомненностью безотчетного и настаивает на чуть мешкающей и словно бы неосознанной пристальности (как признался Вонг Кар-Вай, тайваньский режиссер, продолжающий антониониевский мираж внутри уже своей дальневосточной церемониальной психоделии: «когда обращаешь внимание на вещи, начинаешь их замечать»). Именно такую безакцентную сбалансированность, скрытую в элементарной явности обыденной среды, имел в виду один из персонажей М.А. в фильме «Замок Обервальд» (поставленном по пьесе Жана Кокто), когда выдал режиссерский умысел, исполненный прямо-таки схимнической сдержанности, в закадровой фразе: «Есть типы равновесия, состоящие из стольких деталей, что сомневаешься, существуют ли они на самом деле, - порой достаточно слабого дыхания, чтобы нарушить их». То, что принято называть сложностью кинописьма М.А., на поверку оказывается неизбежным следствием его предельной сосредоточенности на реальном материале, чья несхватываемость не подлежит сомнению. Каждый эпизод, каждый монтажный стык, каждый поворот объектива (у великого феррарца работали «дервиши» операторской элиты – Карло ди Пальма, Лучано Товоли, Джанни ди Венанцо и др.) подтверждают одну-единственную и, казалось бы, ничем не мотивированную визуальную стратегию – неизменный поиск во всём нейтральной сферы, где не лжет лишь текучесть бесплотных даров, открывающихся главным образом в корректной отстраненности стороннего наблюдения. Камера обморочно замедленным трэвеллингом переплывает комнату, приближается к оконной решетке, проскальзывает сквозь нее в пыльный испанский двор и плавным полукружьем движется вспять, образуя тем самым метафорическое подобие невозможной свободы («Профессия: репортер»); мужчина пересекает просторный балкон и замечает срубленный ствол в середине пышного дерева, будто взглядом возвращает нечто обещанное предмету, - откликается на его зов и таким образом проходит испытание в безмолвном обряде за несколько секунд («Идентификация женщины»); жена писателя поворачивает голову и наблюдает за мальчиком на велосипеде, удаляющимся вглубь черно-белого предместья, - время иссякло именно тут, на одной из улиц миланских окраин («Ночь») и так далее, примерам несть числа …

Первый кадр, снятый Антониони в 1943 году, - гримасничающие параноики в психиатрической лечебнице; последний в 2003 году – две женщины на озерном берегу (одна лежит на пляжном песке, в то время как вторая стоит перед ней), чьи силуэты соприкасаются в форме неправильного треугольника, в бергсонианском символе, взывающем к редкой человеческой решимости принять идеальное: elan vital.*

Шамшад Абдуллаев,

г. Фергана, май 2007 г.

Микеланджело Антониони – автор документальных картин «Люди с По», «Подметальщики улиц», «Китай», «Вулкан и карнавал» и около 20 игровых фильмов – «Побежденные», «Подруги», «Крик», «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня», «Блоу-ап», «Забриски пойнт», «Профессия: репортер», «Замок Обервальд», «Идентификация женщины», «За облаками», «Эрос» и др.

* élan vital (фр.) – жизненная сила, термин французского философа Анри Бергсона, чья фигура смутно маячит в ранней статье Микеланджело Антониони, посвященной творчеству Марселя Карне.