Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Жители Поволжья воспринимают мигрантов «положительно», но об идиллии говорить не приходится

03.07.2007 09:27 msk, Владимир Лунин

Миграция  Россия
Жители Поволжья воспринимают мигрантов «положительно», но об идиллии говорить не приходится

Отношение к людям, прибывшим из других стран в поисках работы и жилья в регионы Поволжья, у местных жителей сравнительно спокойное. Особенно, если вспомнить события в Кондопоге или послушать теленовости, в которых рассказывают об очередной драке с лицами нерусской национальности в одном из округов Москвы. Да, массовых происшествий на фоне межэтнической розни в Поволжье практически не случается. Одна из главных причин, пожалуй, в том, что республики и области здесь сплошь многонациональны.

«Вась, гляди, дикарь!»

Русские, татары, чуваши, марийцы, мордва привыкли жить бок о бок на протяжении многих веков. Не станут же они выгонять со своих земель прибывших сюда не от хорошей жизни узбеков и таджиков, если с детства привыкли нормально относиться к тому, что рядом звучит другая речь, к тому, что твой школьный друг – совсем другой национальности.

Впрочем, и об идиллии, рассуждая об отношении к мигрантам в Поволжье, говорить не приходится. Ведь существует совсем другой, не менее опасный вид национализма, не запрещенный, кстати, никакими законами, - национализм бытовой. Это когда в некоторых семьях с детства приучают не уважать человека другой нации. Пичкают ребенка предрассудками. Смеются над чужим языком. Вкладывают в неразумное дитя ощущение превосходства над сверстниками только потому, что он – другой, более «цивилизованной» национальности. По этому поводу вспоминается следующий анекдот: «Лежат два московских бомжа в аэропорту. Прибывает самолет, по трапу спускается негр – в красивом костюме, с галстуком и с тросточкой. Один бомж толкает локтем другого: «Вась, а Вась, гляди, дикарь прилетел!».

Подросшие в таких семьях Васи и Оли формируют общественное мнение криминальными выходками, вроде убийства иностранного студента из Ливана, случившегося в Чебоксарах в 1994-м году. В том, что это не приняло формы массовой охоты на приезжих, заслуга и правоохранительных органов, вовремя раскрывших преступление, и самих иностранных студентов, с тех пор объединившихся в дружные и крепкие группы взаимопомощи. Если идут куда-то далеко в город, то, как минимум, по двое-трое.

Был даже такой анекдотичный случай. С пяток чебоксарских ребят, заскучав на весенних каникулах, побрили головы и решили стать настоящими скинхедами. Такими, как в фильме «Жара», где атлетического вида поборники национальной идеи с нарочито тупыми лицами пытаются настичь запыхавшуюся звезду отечественного рэпа Тимати. Искать свою жертву новоиспеченные скины отправились в студенческий городок Чувашского государственного университета. И тут им несказанно «повезло» – совершенно случайно на глаза попался беззаботно прогуливающийся молодой человек с черным отливом кожи. Со свистом и улюлюканьем скинхеды бросились в погоню. Дальнейшие события, увы, сильно отличились от того, что происходило в блокбастере «Жара». Подозрительно неторопливо преследуемый негр забежал в соседний дворик и вдруг громко засмеялся. Скинхеды в недоумении застыли. Оказалось, здесь их уже ждали человек пятнадцать здоровенных африканских ребят, мирно скучавших на скамейках за партией в кости. Незадачливым чебоксарцам пришлось уносить ноги самим.

Недоброжелателей у приезжающих в поволжские регионы, конечно, не поубавилось, но хотя бы форма негодования по поводу присутствия чужеземцев в родных пенатах теперь выбрана другая. Войны, слава Богу, нет. В основном, это пересуды в компаниях, высказывания на интернет-форумах и так далее. Автор этих строк провел несколько опросов на тему: «Как вы относитесь к мигрантам?», причем не только в виртуальном, но и в реальном пространстве.

Студентам цвет кожи не важен

В конце прошлого года был проведен опрос среди учащихся вузов Чувашии. Его целью было выявить взгляды молодежи на проблему отношений к приезжим, к людям другой национальности и вероисповедания. В этом мне помогли активисты Молодежного союза «Дело Молодое» в Чебоксарах.

В анкетировании приняли участие ребята в возрасте от 16 до 22 лет, в основном – студенты Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова и Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я.Яковлева.

221 респонденту было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Как я отношусь к людям с другим цветом кожи?

2. Как я отношусь к людям с другим вероисповеданием?

3. Буду ли я дружить с человеком, если он приехал из другой страны?

Как выяснилось, цвет кожи не играет роли для половины участников опроса. А более трети – 35 процентов - относятся к людям другой расы с симпатией. Почти столько же – 30 процентов - положительно смотрят на людей с другой верой. 55 процентов терпимо относятся к представителям иных религий. 60 процентов из числа опрошенных готовы дружить с гостем из другой страны.

С одной стороны, итоги опроса радуют. Но одно дело - отвечать на вопросы анкеты, сидя в студенческой аудитории под бдительным оком преподавателя. Другое дело - когда социальный статус респондентов не ограничивается людьми, получающими высшее образование, и участники опроса могут быть предельно открыты и анонимны. Последнее обычно происходит, когда на опрос отвечают пользователи всемирной глобальной сети.

Я создал темы в форумах двух поволжских регионов – Чувашской Республики и Нижегородской области. Если первый регион – многонациональная республика, с двумя официальными языками, то второй - преимущественно русский регион. Интересно было сравнить мнение виртуальных пользователей того и другого субъекта.

Мигранты у себя дома

Надо усилить контроль за пребыванием мигрантов в России, - считают 42,86 процента опрошенных в Чувашии. Пусть живут, главное, чтоб соблюдали закон, – таково мнение 28,57 процента. Надо привлекать трудовых мигрантов в Россию, – убеждена почти пятая часть респондентов, 19,05 процента. Им в России не место, – считают 9,52 процента опрошенных. Примечательно, что вариант «Мне все равно» не выбрал ни один из пользователей. Значит, проблема имеет место быть и не оставляет никого равнодушным.

Интересная дискуссия развернулась на форуме между сторонниками и противниками привлечения квалифицированной рабочей силы из-за рубежа.

Прынц: Если это хорошие работники, пусть приезжают и устраиваются на законных основаниях. Во всем мире есть практика приглашения квалифицированной рабочей силы.

LittleWing: Аха, только пусть идут работать на заводы, а не на рынок. А то торгашей у нас и своих хватает.

Ламура: С 1 апреля им вообще запрещено работать в качестве продавцов на рынках.

LittleWing: А есть разница? Приперся мигрант, поставил палатку на рынке, нанял местную продавщицу.

Ламура: А есть разница, чьи фрукты кушать? Главное, мне кажется, чтобы не было хамства, но нахамить и продавцы с российскими паспортами могут, чё им.

LittleWing: Нет, меня раздражает то, что они приезжают сюда не работать, честно и нормально, а торговать, делать деньги из ничего, ничего при этом не делая. Сколько раз видел - стоит наша девчонка за прилавком, а жирная рожа только выручку у нее снимает. Чего им не работается на заводах?

Ламура: На заводах не платят такую зарплату :).

Полосатег: Ибо заводы разрушаются. Чем платить? :) Вон если только продавать их на Мегамолы (Мега-Молл – крупнейший торговый центр в Чебоксарах – авт.). В Чувашии большинство заводов в ужасном состоянии.

ХРОММ: В Чувашии большинство заводов продано москалям или питерцам. Только и остается, что мегамолы плодить. Шаймиев ни одного предприятия не продал - пусть и рассадил почти везде родню - зато деньги в республике крутятся...

cvireposobakin_йёх: Эффективные собственники... И республика в рабстве у них. Чем не мигранты у себя дома? И вообще - дома ли?

И в самом деле, природа не терпит пустоты. На смену неудачливым собственникам приходят более успешные, на смену неработающему местному населению приходят мигранты, готовые за небольшие деньги выполнить тяжелый и нужный труд. А приглашают их на работу, кстати, те же новые собственники, понявшие выгоду от привлечения иностранных рабочих рук.

Примечательное мнение высказал пользователь «Продвинутый» из Чебоксар, которому судьба представила возможность самому оказаться в положении мигранта: «В году так 2002-м получал официальную московскую регистрацию, офицер (то ли майор, то ли капитан), выдав мне эту бумажку, пробормотал: что вас, в Чувашии не кормят, что ли, совсем, десятый уже за неделю».

Все проблемы в головах

Интересными оказались итоги виртуального голосования в нижегородском форуме. Ни один (!) человек не высказался в пользу того, что трудовых мигрантов нужно привлекать в Россию. Зато едва ли не четверть проголосовавших (21,74 процента) считает, что приезжим в России не место. 43,48 процента призывают усилить контроль за пребыванием мигрантов в нашей стране. И лишь треть (34,78 процента) отдали свой голос за то, чтобы выходцы из других стран жили в России, при условии, что будут соблюдать законы.

Наплыв мигрантов в нашу страну нижегородские форумчане объясняют следующим образом. Завсегдатай форума Мумрик пишет: «Почему сюда едут в массовых количествах? Потому, что чувствуют нашу слабость. Достаточно на наш форум посмотреть. Что нашим форумчанам нужно? Легальную наркоту, легальную проституцию, разрешение гомосексуальных браков, пикап, свинг… А приезжим этого не надо. Им нужна верная и хозяйственная жена и детей штук пять. И уж они из кожи вывернутся, а жену с детишками обеспечат. Или еще пример. Зайди в любую секцию борьбы или бокса. Большинство занимающихся (особенно в младших группах) кто? Кавказцы! А наши где? А вон, на Звездинке, Ассамблее, площади Горького. Тусят. Пиво, сигареты, семечки. А потом орем – «Гнать приезжих, они тут свои порядки устанавливают!». Чего орать? Природа не терпит пустоты, и на место слабого приходит сильный».

Марка из этого же форума отвечает: «Я уже говорила в какой-то теме - у нас во дворе ларек. Хозяева там кавказцы. Но ларек нормальный. Мы много раз подходили прямо к ним, жаловались, что таких-то продуктов нет. Они извиняются - через несколько дней продукты появляются. Их в принципе не видно и не слышно. Здороваются всегда. Вот они у меня негатива не вызывают».

Ей вторит Mirro: «Прочитал мнения, ничуть не удивлен. Вечно кто-то мешает, какой-то собирательный образ, козлов отпущения надо, виновных подавай. И чтоб было над кем отыграться... Черт, насколько же Вы... Все проблемы в головах Ваших».

Хороший анализ сложившейся ситуации у Fodqa - основанный не на эмоциях, а на фактах. Ему пришлось на протяжении последнего времени самым серьезным образом изучить криминогенную обстановку Канавинского района. Ситуация оказалась действительно тяжелая. Он перечитал кучу дел, насмотрелся всякого рода преступникам глаза в глаза. Действительно, немало уголовных дел, где фигурантами выступают кавказцы. «Но, к примеру, изнасилования (которых в общей сложности больше чем убийств!) совершаются русскими в АБСОЛЮТНОМ большинстве случаев в Канавинском районе. Факт», - пишет Fodqa. – «Два русских парня, обоим чуть больше 20, у обоих высшее образование, благополучные семьи (богатые родители), квартира-машина-невеста. Все есть. А пошли они одной ночкой и изнасиловали на пару русскую 14-летнюю девочку, очень жестоко... И вот сидел один из них напротив меня, а я смотрел ему в глаза и пытался понять - зачем? почему? И так и не смог, до сих пор не понимаю. А еще видел русского 17-летнего парня, который вместе со своими друзьями (всего восемь человек!) изнасиловали русскую же женщину. А перед этим видел фотки женщины, лицо - сплошная гематома, и задавался тем же вопросом. И опять не смог понять. А еще мне рассказывали (дело было в прошлом году) как компания подростков-беспризорников (16-18 лет) поймали 11-летнего мальчика, изнасиловали его на чердаке, а потом сбросили с крыши девятиэтажки. Вы думаете, они одни виноваты в том, что сделали? Когда насиловали девочку 14-летнюю, была куча свидетелей, которые слышали крики, но «боялись придти на помощь».

И далее – строгий, разумный совет для всех мигрантофобов. «Все кто хочет «подчистить» приезжему лицо», - пишет Fodqa, – «взгляните в себя, взгляните в глаза своих друзей, знакомых, оглянитесь на свои прошлые поступки, подумайте: ваши соседи придут вам на помощь, услышав шум или отделаются вызовом милиции и закрыванием собственной двери на дополнительный засов? Вы орете о том, что цыгане торгуют наркотиками. Но почему ваши дети/братья/друзья/знакомые/одноклассники/соседи покупают наркотики? В благополучном, здоровом обществе разве дети будут нюхать клей по подвалам? Вы думаете, им это нравится, что ли? Да просто реальность их вынуждает, не оставляет выбора. Сильный может выкарабкаться, а слабый остается один на один с реальностью. Кто виноват? Семья, школа, государство, все вы, я».

Страна – твоя и Халифа

И далее – почти как приговор: «У молодежи не осталось поводов гордиться своей страной. История стала пустым звуком, а культура заключилась в телевизор. И вернуться в прошлое не получится. Не получится возродить семейные ценности и мораль, ибо на замену старых форм сознания всегда приходят новые. Я не говорю, что это хорошо, я говорю, что это неизбежно. Поэтому нужно зрить в корень, а не зацикливаться на поверхностных проблемах вроде приезжих и т.п».

Приезжая на чужбину, выходцы из других стран менее всего задумываются о проблемах философских. Как правило, мигранты решают свои бытовые вопросы. Они пытаются повысить уровень своего благосостояния, обеспечить своим детям достойную жизнь. Каждый на появление иностранцев в своем городе, на своей улице, в соседней квартире относится по-своему. Умные люди, конечно же, не бросятся выдворять мигрантов с топором в руках. Миграция – процесс естественный, характерный для многих цивилизованных стран. К примеру, та же Канада стремится привлечь все большее количество иностранных специалистов в свою страну.

То, что приезд мигрантов в Россию заставляет многих наших соотечественников задуматься о проблемах в стране, о путях их решения, уже положительный результат. А ведь задуматься можно еще и о том, что решать эти проблемы придется уже сообща – вместе с соседом Халифом и сослуживцем Магометом. Ведь легальные мигранты приехали в нашу страну всерьез и надолго, для них она становится все более родной с каждым днем.