Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Встреча губернаторов в Фергане: Робкая попытка межгосударственного диалога на местном уровне

19.07.2007 22:30 msk, Бобур Мирзоев

Ферганская долина
Встреча губернаторов в Фергане: Робкая попытка межгосударственного диалога на местном уровне

Так выглядит Ферганская долина на снимке, сделанном со спутника. Из космоса границы не видны. Фото © Maps.Google.Com

Недавняя встреча руководителей шести областей Ферганской долины прошла в достаточно «счастливую» дату – седьмого числа седьмого месяца седьмого года, что случается раз в столетие. Но для полного счастья не хватало еще одной «семерки», то есть, полного состава семи областей региона. На встрече не присутствовал глава Согдийской области Таджикистана. Тем не менее, как сообщала «Фергана.Ру», руководители шести областей Узбекистана и Киргизии решили создать свой неформальный «Ферганский» саммит. Но что он собой представляет, и чего, собственно, стоит как форма межгосударственных отношений?

Во-первых, отсутствие на этой встрече таджикской стороны уже серьезно снизило значимость этого «саммита», если не свело на нет усилия инициаторов этой встречи, направленные на сближение интересов трех стран в регионе. Что-что, но вопросы определения границ, совместного использования водных ресурсов, железных дорог, поставок энергоносителей и др. никак не решить без участия всех вовлеченных в процесс сторон. О причинах бойкотирования встречи представителями Таджикистана можно только догадываться, хотя на поверхности лежат причины всем известные: сложные отношения этой страны с Узбекистаном.

Во-вторых, узбекская сторона подошла к этой инициативе киргизской стороны настолько осторожно, что в узбекскую прессу не просочился ни один абзац об этой встрече. Ни до, ни после. Кроме того, узбекские хокимы (главы администраций) настояли, чтобы их киргизские коллеги приехали в Фергану без сопровождения журналистов. А основная часть встречи губернаторов, по предложению узбекских хокимов прошла в…салоне микроавтобуса, по пути в Фергану, то есть, «без свидетелей». При этом в работе этого «круглого автобусного стола» не принимал участия губернатор Баткенской области Киргизии, который из-за географического расположения региона добирался в Фергану отдельно от своих коллег. Остальная часть «саммита» была посвящена посещению по-узбекски пышных на фоне бедственного положения народа, социально-экономических объектов, которые вызвали у экономически небогатых киргизов неприкрытую зависть. Реальную жизнь людей гостям, конечно, не показали.

Скрытное поведение узбекских хокимов наталкивает нас на вывод: данное ими согласие на настойчивые предложения о встрече нужно воспринимать не как желание к открытому и тесному сотрудничеству, а как, может быть, акт доброй воли. Мол, мы вам не враги, можем встретиться и поговорить. Но не больше: у нас все вопросы решаются на самом высоком уровне. По словам одного из участников встречи с киргизской стороны, попросившего не назвать его имени, на большинство вопросов своих киргизских коллег узбекские чиновники отвечали молчанием, кивая «наверх». Вполне вероятно, что это объясняется не только строго выстроенной вертикалью власти в Узбекистане, но и тем, что, возможно, автобус, в котором проходила встреча, был напичкан звукозаписывающими устройствами.

Следует отметить, что основная информация об итогах встречи в Фергане транслировалась через киргизские СМИ от заместителя губернатора Джалалабадской области, который в те дни заменял своего ушедшего в отпуск шефа. Остальные киргизские губернаторы по итогам «саммита» также особо не распространялись. Не исключено, что это случилось по просьбе узбекистанских чиновников, вовсе не желавших посвящать в это мероприятие журналистов.

Посвященные люди отмечают, что похолодание отношений бывшего хокима Андижанской области, Героя Узбекистана Кобылжона Обидова с президентом Каримовым начались отчасти после того, как во время первой аналогичной встречи один из киргизских гостей имел неосторожность сделать «недипломатичный» комплимент Обидову. Слова гостя «мы видим в вас следующего президента Узбекистана», обошлись ему очень дорого. Переживший после этого некоторые рокировки Обидов, в конце концов, еле спасся от тюрьмы. Хотя это не единственная причина гонений на андижанского хокима.

Надо сказать, что письмо от киргизских губернаторов с предложением о встрече хокимы Андижанской, Наманганской и Ферганской областей получали еще в прошлом году. Надо сказать, что главы соседних областей трех стран региона очень хорошо понимают друг друга и всегда готовы к постоянным встречам, однако этому мешает «большая политика», в первую очередь, проводимая Ташкентом. Так и недавняя встреча стала возможной лишь благодаря личным усилиям губернатора Ошской области Киргизии Жанторо Сатыбалдыева и благодаря настойчивой дипломатической работе, проведенной посольством Киргизии в Ташкенте.

И, наконец, третий, самый важный фактор, который может предрешить судьбу этого пока еще не оформленного какими-либо документами, «саммита». Это - остающиеся все еще сложными межгосударственные отношения стран региона. Несмотря на явное сближение киргизских и узбекских спецслужб в борьбе с религиозным экстремизмом, выражающееся в проведении совместных спецопераций по уничтожению нескольких граждан, подозреваемых в террористической деятельности на территории Киргизии, назвать отношения этих стран дружескими сложно. Узбекистан всегда относился к Киргизии как к «младшему брату», которого всегда надо поучать, и зачастую видел в этой маленькой стране угрозу своей безопасности. Начиная с самых первых терактов в Ташкенте в конце девяностых годов, президент Каримов даже опережая оглашение приговоров суда, заявлял, что диверсанты и прочие экстремисты проходили спецподготовку на территории Киргизии.

Это утверждение звучало и после андижанских событий, не потеряв своей «актуальности» даже после расстрела карасуйского имама Мухаммадрафика Камалова. Считая его главным идеологом исламских экстремистов, узбекские спецслужбы охотились за Камаловым долгие годы, пока руководство Киргизии не принесло его в жертву ради сближения с ближайшим соседом. Авторитетный имам был расстрелян в своей машине вместе с двумя предполагаемыми боевиками во время спецоперации, проведенной совместно с узбекскими спецслужбами.

Надо сказать, что киргизская сторона также не остается в долгу и также рассматривает Узбекистан в качестве источника серьезной угрозы своей безопасности. Как показали памятные андижанские события, огромный протестный потенциал в соседней стране представляет реальную угрозу для Киргизии, так как страна совершенно не в силах справиться с огромным потоком потенциальных беженцев, который может хлынуть в республику в случае повторения подобного сценария.

Недавно принятый закон «О гражданстве Киргизской Республики», допускающий двойное гражданство, запрещает киргизстанцам иметь гражданство соседних республик в качество второго. Депутаты киргизского парламента объяснили внесение этого пункта закона необходимостью «обеспечения безопасности государства».

Это «мирный» фактор, которого опасается официальный Бишкек. Это - около миллиона этнических узбеков, проживающих на юге страны. Их влияние может существенно увеличиться в случае снятия «этнического кордона», который пока держится только благодаря изоляционистской политике диктатора Ислама Каримова. Президент Узбекистана не только не поощряет укрепление связей (страх перед киргизской демократией, граничащей с анархией…) узбекистанцев с киргизскими узбеками, но и относится к последним, как к чужому этносу.

О последствиях разрушения единого энергетического комплекса Центрально-азиатского региона и связанных с ними проблемах водопользования и говорить не приходится. А взаимоотношения Узбекистана и Таджикистана, которые порой явно переходят в открытую вражду – отдельная тема, абсолютно несовместимая с идеей регионального саммита.

Тем не менее, руководители шести областей поставили перед «Ферганским саммитом» серьезную задачу «укрепления дружбы и стабильности в регионе, а также развитие экономического и аграрного сотрудничества между двумя странами». Однако в условиях, когда любая проблема в отношениях трех стран региона, будь это поставка газа или взаимные территориальные претензии, легко становится предметом политического торга, рассчитывать на успех новоявленного «саммита» пока не приходится.

Встреча в Фергане скорее была лишь робкой попыткой межгосударственного диалога на местном уровне, судьба которого будет решаться, исходя из интересов более мощного экономически Узбекистана и геополитических интересов крупнейших держав мира. Судя по всему, руководители стран Центральной Азии, часть которых все еще не отказалась от глупого стремления к лидерству в регионе, а часть – еще не имеют мощных экономических рычагов, чтобы воздействовать на «больших» соседей, еще не осознали важности региональной интеграции. Вернее, никак не могут подчинить свои амбиции интересам региональной безопасности и экономического процветания региона.

Саммит готовился в течение целого года.. Во встрече участвовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в Республике Узбекистан, а с узбекской стороны - заместитель министра экономического развития и интегрирования. Вторая встреча ферганских губернаторов состоится в Оше осенью текущего года. Координатором следующей встречи попросили быть губернатора Ошской области Кыргызстана Жанторо Сатыбалдиева, который сообщил, что намерен пригласить на второй Саммит губернатора Согдийской области Республики Таджикистан. Вторая встреча будет посвящена проблемам совместного использования пастбищ и водных ресурсов.

Напомним, что в мае 2003 года в Бишкеке предприниматели и чиновники Ферганской долины попытались разработать схему конкретных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для торговли в Ферганской долине и улучшение межгосударственного диалога на местном уровне. По сути, предлагалось создать Трансферганский Координационный комитет, который состоял бы из представителей администрации, фискальных органов и ассоциаций предпринимателей региона. Однако ни эта инициатива, ни другие проекты, инициированные международными организациями в целях сближения стран региона для решения проблем одного из самых взрывоопасных регионов мира, успехом не увенчались.

На вопросы о судьбе очередной встречи «Ферганского саммита» в киргизском городе Джалалабаде, намеченной на конец июля и инициативы киргизской стороны о сотрудничестве вообще, может ответить только время, которое, как нам кажется, не очень ценится современными руководителями стран Средней Азии.