Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Тахир Юлдаш: «Крах США близок, ждите нас в Вашингтоне»

15.10.2007 14:01 msk, Фергана.Ру

Терроризм Узбекистан
Тахир Юлдаш: «Крах США близок, ждите нас в Вашингтоне»

Информация об уничтожении в Афганистане руководителя Исламского движения Узбекистана (ИДУ) Тахира Юлдаша, о чем ранее со ссылкой на Радио Свобода сообщала «Фергана.Ру», не подтвердилась. Однако это сообщение стало поводом перелистать страницы биографии лидера одиозного движения, за голову которого американские военные назначили награду в двести тысяч долларов США.

* * *

Впервые о Тахире Юлдашеве в Узбекистане и за его пределами заговорили в начале девяностых годов прошлого века, когда Советский Союз доживал свои последние дни, а в республиках Средней Азии только пробовали «на зуб» ценности западной демократии. Узбекистан готовился к всенародным выборам президента страны, на которых альтернативой нынешнему руководителю республики Исламу Каримову выступил узбекский поэт и политик Мухаммад Салих. После провала на президентских выборах он эмигрировал из Узбекистана.

Победа далась Каримову нелегко. Особенно сложной была ситуация в Намангане (Ферганская область), где среди населения традиционно сильны религиозные настроения. Побывав в Намангане с предвыборной агитационной поездкой, Ислам Каримов обделил вниманием местных мусульман. Однако те во главе с руководителем общества «Адолат» («Справедливость») Тахиром Юлдашевым настояли, чтобы кандидат в президенты вернулся в Ферганскую долину и выслушал требования мусульманской части избирателей.

12 декабря 1991 года на встречу с Исламом Каримовым в здании областного комитета коммунистической партии, тогда уже переименованной в «народно-демократическую», собралось несколько тысяч человек. Они поддерживали выступавших криками «Аллоху Акбар!». Вел митинг Тахир Юлдашев. Собравшиеся требовали объявить Узбекистан исламским государством, а ислам – государственной религией, перенести президентские выборы на более поздний срок, чтобы мусульмане Узбекистана могли выдвинуть своих кандидатов, передать здание комитета бывшей компартии в распоряжение исламского центра. Несмотря на неоднократные просьбы кандидата в президенты Ислама Каримова, ведущий долго не давал ему слова и не подпускал его к микрофону, заставляя выслушать все требования собравшихся.

Наконец, на очередную просьбу дать Каримову слово Тахир Юлдашев зачитал суру из Корана, тем самым заставив всех сесть и замолчать. На колени рядом с микрофоном встал и Ислам Каримов. Он держался не очень уверенно, оглядывался по сторонам, но вел себя достойно. В своей речи Тахир Юлдашев снова резко выступал против коммунистов и доказывал необходимость установления в стране исламской власти.

Получив, наконец, в руки микрофон, свое выступление Каримов начал словами «Слава Аллаху, я – мусульманин». С учетом настроений собравшихся Ислам Каримов заявил, что поддерживает их требования, но попросил дать ему время на решение этих вопросов. Он начал было говорить о своей предвыборной программе, однако народ не стал его слушать, забивая речь Каримова криками «Аллоху Акбар!». Не убедив публику, тот принял предложение местных лидеров поговорить с ними за кулисами и затем объявить находившимся в здании обкома людям результаты переговоров.

Во встрече, состоявшейся в одном из кабинетов обкома, участвовали около десяти человек. Каримов заверил наманганцев, что после выборов он «поговорит с народом по-мусульмански» и будет всячески добиваться решения выставленных ему требований. Напомнив, что славяне уже объединяются (имея в виду соглашение России, Украины и Белоруссии в Беловежской пуще. - Прим. ред.), он пообещал поставить поднятые наманганцами вопросы перед парламентом страны. Но тут же посетовал, что у него мало доверенных людей во власти, а в парламенте сидят нехорошие люди.

Каримов не отказал людям практически ни в одном из их более десяти требований и предложил собрать подписи за роспуск парламента, а в дальнейшем право на роспуск этого органа передать президенту страны: «Если мы изберем новый парламент, он и объявит исламское государство. Но у меня должны быть полномочия по его роспуску, если они не пойдут на это». Когда Каримова попросили поклясться на Коране в том, что сдержит свои обещания, он хитро увернулся, сказав: «Ребята, я думаю, мне надо сначала научиться читать намаз [и только потом брать в руки Коран]». Он напомнил им, что если срочно не укрепить узбекскую государственность посредством президентских выборов, то с независимостью республики могут покончить советские танки.

Наманганцы поддержали Каримова на выборах, однако спустя год он расправился со всеми, кто поддерживал взгляды Тахира Юлдаша, а сам лидер «Адолата» спасся бегством в соседний Таджикистан.

Следствием борьбы Тахира Юлдаша против своего заклятого врага Ислама Каримова стало создание в 1996 году организации «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), которая базировалась на территории соседнего Таджикистана. Широкую известность организация получила после «баткенских событий» 1999-2000 годов, когда около тысячи вооруженных боевиков ИДУ вторглись со стороны Таджикистана на территорию Киргизии. После неудачных попыток прорваться в Узбекистан через горы Киргизии, ИДУ перебазировалось в Афганистан, где примкнуло к талибам.

Перед этим Тахир Юлдаш обвинил Объединенную таджикскую оппозицию (ОТО) в предательстве. «До Душанбе оставалось всего пятнадцать километров, и победа была бы за нами, - утверждал он в одном из своих обращений к мусульманам. – А ОТО ради нескольких кресел в правительстве предала наши идеалы». После того, как между правительством Таджикистана и ОТО состоялось перемирие, члены ИДУ вынуждены были передислоцироваться на территорию Афганистана. Там в 2003 году в ходе наступления коалиционных сил против талибов погиб ближайший соратник Тахира Юлдаша, наиболее известный лидер ИДУ - Джума Намангани.

В дальнейшем практически во всех взрывах и терактах, которые происходили в Узбекистане, начиная со второй половины девяностых годов двадцатого века, узбекские власти обвиняли Тахира Юлдаша и созданное им ИДУ. После серии взрывов в Ташкенте в 1999 году узбекский суд заочно приговорил Юлдаша к смертной казни. К лидерам террористов узбекские власти причислили и бывшего оппонента Каримова по президентской гонке Мухаммада Салиха, который уже пятнадцать лет живет в изгнании.

По версии узбекских спецслужб, Юлдаш и Солих организовывали теракты в Ташкенте за рубежом, на своих встречах в Баку и Стамбуле, а террористов готовили на территории соседней Киргизии. Киргизские власти обиделись на эти обвинения, но веских аргументов в свою защиту привести не смогли. Более того, они вынуждены были признать, что основная часть участников терактов, произошедших в Узбекистане, снабжалась поддельными киргизскими паспортами на юге Киргизии.

Однако в своем обращении к мусульманам мира в январе 2006 года Тахир Юлдаш категорически опроверг обвинения в свой адрес в организации терактов в Ташкенте в 1999 году. «Если бы это было так, нам незачем было бы скрывать это, ибо джихад (война за веру. - Прим. ред.) против режима Каримова – наша главная цель», - заметил он. В ответ на обвинения в организации андижанских событий 2005 года Юлдаш заявил: «Мы не прячемся за спинами женщин и детей, а ведем открытую войну. Пусть угнетенные верят нам, мы отомстим за их мучения и кровь».

Из всех предъявленных ему узбекскими властями обвинений Тахир Юлдаш признает только боевые вылазки в Баткене на юге Киргизии в 1999 и 2000 годах и теракты близ Ташкента в ту же пору. «Тогда сотни наших людей стали шахидами (погибшими за веру. - Прим. ред.), но мы будем продолжать борьбу».

В последние годы в результате активных действий киргизских и узбекских спецслужб на территории Киргизии были уничтожены несколько лидеров ИДУ. В связи с этим, приурочив свое выступление к пятилетию терактов 11 сентября 2002 года в США, Тахир Юлдаш пригрозил смертью президентам Узбекистана, Киргизии и Таджикистана за их политику, «направленную на притеснение ислама».

В своем обращении Юлдаш объявил джихад единственно верным способом борьбы «против евреев и христиан, которые унижают и оскорбляют ислам». «Всякие переговоры с ними – это наркотик, снотворное, которое на время снимает боль, - говорит он в своем аудиообращении. – Мусульмане сегодня оказались в положении ягненка из басни Крылова «Волк и ягненок». Что бы мы теперь не делали, все равно неверные будут обвинять нас».

Речи Юлдаша звучат, в основном, на узбекском языке, но есть записи и на таджикском. По информации источников ИА «Фергана.Ру», приобрести их на юге Киргизии не стоит особоготруда. Попадают кассеты и в соседние страны, таким образом, словам лидера ИДУ скрытно внимают также на территории Узбекистана и Таджикистана.

Каримова и Мухаммада Салиха лидер ИДУ считает «одной бедой» для Узбекистана. По его мнению, ни тот, ни другой не в состоянии принести мусульманам Узбекистана благополучие : «Они оба - враги нашей религии. Разница в том, что один стремится к союзу с Россией, другой тянется под США».

«Сегодня миром правят всего несколько миллионов евреев в лице США, - утверждает Юлдаш. – Но уверяю вас, конец США очень близок. Никто не верил, что Красная империя падет, но Аллах сделал это. То же самое ждет и Америку, и это произойдет очень скоро».

В том же обращении Тахир Юлдаш заявляет, что «если раньше ИДУ боролось, в основном, против режима Ислама Каримова, то теперь организация начала борьбу против всех врагов ислама на планете». По утверждению лидера ИДУ, «сегодня евреи и христиане, другие религии мира объединились против ислама и начали новый крестовый поход против мусульман».

Примечательно, что среди идейных сторонников Юлдаша в Ферганской долине находятся люди, которые считают, что «ИДУ и Тахир Юлдаш больше подчинены интересам Запада, в первую очередь - США, которые хотят иметь в их лице страшилку против правителей Центральной Азии». Они считают, что лидер ИДУ получает огромные деньги из-за океана. Есть информация, что из-за алчности Юлдаша покинули многие из его сторонников.

В упомянутом выше выступлении Юлдаш заявил, что ИДУ к сотрудничеству против режима в Узбекистане склоняла сначала Россия, а затем и США. «Но мы категорически отказали им. Мы воины Аллаха, мы не хотим быть воинами России или США». И тут же он обвиняет российских журналистов, в том числе обозревателя газеты «Время новостей» Аркадия Дубнова (имея в виду публикации 2004 года), «которые клевещут, пишут статьи, не зная истинное положение вещей, и обслуживают режимы в своих странах».

Подвергнув резкой критике партию «Хизб ут-Тахрир» за ее пассивную позицию в отношении джихада, Юлдаш заявляет, что эта организация создана Западом для того, чтобы разложить исламское движение изнутри, лишить мусульман мотивов для борьбы против неверных, отговорить их от «истинного Джихада». Усаму Бен Ладена, погибших в Чечне Хаттаба, Басаева и других лидеров террористов Юлдаш называет «братьями», «единым организмом».

«Если не можешь быть в строю моджахедов (участников войны за веру - джихада. - Прим. ред.), то хотя бы помоги материально им, их семьям, - обращается он к мусульманам. – Не стыдитесь быть моджахедами, не бойтесь смерти. Очень скоро подданные Аллаха дойдут до Вашингтона».

Между тем, борьба против религиозных экстремистов, в частности, членов ИДУ, в странах Центральной Азии активизируется. Так, 10 октября 2007 года в Согдийском областном суде Таджикистана завершился процесс над четырнадцатью жителями Исфаринского района, которые были задержаны осенью 2006 года. Суд признал их виновными в организации преступного сообщества, незаконного вооруженного формирования, в бандитизме, участии в устойчивой вооруженной группе, покушении на жизнь государственного деятеля, публичных призывах к насильственному изменению конституционного строя в Таджикистане, и приговорил их к лишению свободы от двух до двадцати девяти лет.

А недавно спецслужбы Киргизии объявили о задержании на юге страны одного из лидеров ИДУ Джамолиддина Абдумажидова, имевшего, по данным спецслужб, чин амира (лидера) организации.

Тем не менее, идейных сторонников ИДУ или сочувствующих им не становится меньше. Более того, по мнению аналитиков, из-за нерешенности социально-экономических проблем, применения репрессивных методов в борьбе против религиозного экстремизма, в ходе которой допускается множество нарушений законности и прав человека, в настоящее время в центрально-азиатском регионе происходит радикализация мусульман.

Объединяться под флагом ИДУ мусульман зачастую заставляет не фанатичность или одержимость идеями халифата, а груз бытовых проблем, бесправие, нищета и несправедливость со стороны властей.