Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Таджикистан: Земля как залог успеха или банкротства?

24.12.2007 12:11 msk, Баходур Заиров (Душанбе)

Экономика Таджикистан
Таджикистан: Земля как залог успеха или банкротства?

Фрагмент фотографии Макса Пенсона

Восемнадцатого декабря премьер-министр Таджикистана Акил Акилов, находясь в Согдийской области, на встрече с представителями агропромышленного сектора говорил о «земельной реформе» - изменениях и дополнениях к Земельному кодексу республики, которые двенадцатого декабря на сессии парламента страны были утверждены депутатами нижней палаты. Этот факт вызвал большой резонанс среди сельских жителей Таджикистана. В полемику, которая развернулась на страницах местных печатных изданий, включились даже горожане, имеющие хотя бы пару соток земли.

Земля у таджиков издревле считалась роскошью: получив несколько танапов (восточная мера длины: в одном танапе - сорок кари, в кари - шесть ладоней, ладонь равна четырем пальцам, палец - шести ячменным зернам. - Прим. ред.) земли, простой дехканин становился богатым человеком. В восемнадцатом-девятнадцатом веках за сотку пахотной земли можно было купить отару баранов, несколько быков и красивую жену в придачу. До Октябрьской революции земля в Таджикистане продавалась свободно, и ее мог купить любой состоятельный человек. Это позволило таджикам разделиться на феодалов и батраков. Затем, в советское время, земля стала собственностью государства. Таковой она является и по сей день, согласно Конституции Таджикистана, хотя по прошествии шестнадцати лет после распада Советского Союза ситуация в стране изменилась.

В чем же суть принятого таджикскими парламентариями Закона «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Таджикистан»?

28 ноября в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли (нижней палате парламента) при рассмотрении этого вопроса среди депутатов развернулись бурные дебаты. Представляя подготовленный правительством страны проект, Рахмон Умаров, член Комитета по аграрным вопросам и занятости населения, сообщил, что документ направлен на улучшение Земельного кодекса, на справедливое распределение участков и обеспечение надлежащего контроля над использованием земли. Он отметил, что, согласно проекту, физическим или юридическим лицам предоставляется право бессрочного пользования земельным участком, который может передаваться в аренду или в залог.

Банковский кредит дехканские (фермерские) хозяйства, которых в стране - более тридцати тысяч, будут получать благодаря сертификату на право пользования землей в качестве залога. Порядок и особенности этого процесса регулирует Закон «Об ипотеке», который был принят двенадцатого декабря всего за полчаса до начала обсуждения дополнений к Земельному кодексу. По новому законодательному акту, стоимость заложенных прав будет определяться соглашением сторон, то есть, фактически, рынком.

Еще в июле 2007 года на пресс-конференции глава Национального банка Таджикистана Муродали Алимардон сообщил, что для развития сельского хозяйства в стране необходимо создать рынок земли, поскольку все экономические отношения строятся уже на рыночной основе. По его мнению, земля станет активом дехканских хозяйств, которым его владелец может распоряжаться как ценной бумагой. «Он может использовать ее в качестве залога для получения кредитов или реализовать на рынке земли», - пояснил Алимардон журналистам.

Нововведение, как считают в правительстве, развяжет руки производителям сельскохозяйственной продукции и поможет решить вопросы с долгами хлопкоробов перед фьючерсными компаниями. Напомним, что хлопкосеющие хозяйства страны задолжали фьючеристам огромную сумму – четыреста девять миллионов долларов США. Большинство должников находятся в Хатлонской области.

- Не исключено, что правительство страны - на верном пути. Принятый двенадцатого декабря депутатами нижней палаты парламента законодательный акт дает сельчанину право выбора - заложить сертификат под кредит или продать его, - отметила в беседе с корреспондентом ИА «Фергана.Ру» начальник Управления природопользования и охраны природы Таджикистана Тоджинисо Носирова. - Для преодоления кризиса в аграрном секторе необходимо дать людям возможность проявить себя: пусть банки Таджикистана дают фермерам долгосрочные кредиты или льготные - на пять-десять лет. В этом вопросе нельзя ошибаться.

В проведении земельной реформы правительство преследует важные цели – развитие агропромышленного комплекса, создание среди дехканских хозяйств конкуренции и атмосферы предпринимательства, улучшение социальной инфраструктуры на селе. По мнению главы Союза дехканских хозяйств и предпринимателей Азизбека Шарипова, благодаря залогу фермеры получают возможность получать кредит без посредников, самим обращаться в банк, к официальному инвестору или частному лицу.

Между тем, депутат парламента, руководитель Партии Исламского Возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири выразил опасения по поводу передачи права пользования под залог. Он считает, что «дехкане могут уйти из-под ярма фьючерсных компаний, как только уплатят долг. Или же может получиться как в таджикской народной поговорке - «уйдя от волка, попал к тигру».

Председатель коммунистической партии Таджикистана Шоди Шабдолов по поводу изменений в Земельный кодекс страны заявил журналистам: «Они лишают дехканина единственного, что у него осталось, - возможности работать на государственной земле». Кого он имел в виду под словом «они» - нетрудно догадаться: закон о поправках инициирован банкирами.

Аналогичное мнение высказал и лидер социал-демократов, юрист Рахматилло Зойиров: «Этот документ учел интересы не земледельцев, а банкиров». По его мнению, через некоторое время некая группа людей, возможно, обогатится, а потом эти изменения признают незаконными. «Недалек тот день, когда в Таджикистане появится кучка богатеев-землевладельцев», - прогнозирует Зойиров. «Для создания рынка земли необходимо изменить Конституцию страны», - добавляет он.

Руководитель ассоциации дехканских хозяйств из Согдийской области Олим Ходиев уверен, что «несмотря на демократичность принятых изменений в Земельном кодексе страны, проводить реформу надо с осторожностью. Нельзя допустить, чтобы земля использовалась не по назначению - например, для строительства домов или торговых центров, как это нынче распространено. Закон гласит, что земля предназначена только для сельскохозяйственных нужд».

Изменения и дополнения в Земельный кодекс, одобренные депутатами нижней палаты, парламента, теперь должна утвердить верхняя - Маджлиси Милли Маджлиси Оли, а затем – и президент Таджикистана Эмомали Рахмон.

- Вопрос о земле - это вопрос «быть или не быть Таджикистану среди развитых стран мира», - заявляет Вахоб Вахидов, земледелец, долгие годы проработавший на различных руководящих должностях в аграрном секторе. - Ведь на душу населения приходится всего 0,08 гектаров орошаемой пашни, а в 1970 году эта цифра составляла 0,30 гектаров. Чем теперь станет земля - залогом успеха или банкротства тысячи сельчан?

Ответ на этот вопрос даст будущее.