Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан глядит на Запад, Туркменистан – на Восток

13.03.2008 12:39 msk, Сергей Арбенин

Центральная азия Анализ
Узбекистан глядит на Запад, Туркменистан – на Восток

Заслуженные аплодисменты принимают сегодня президенты Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов и Узбекистана Ислам Каримов. Их только что завершившаяся в Ташкенте встреча стала апофеозом знаменитого восточного гостеприимства и продемонстрировала соседям по региону завидный образец стремления к конструктивному сотрудничеству. По крайней мере, так обстояли дела перед многочисленными фото- и телекамерами и на словах.

Миллионы жителей двух стран стали свидетелями того, как на экранах ТВ Ислам Каримов в роли радушного хозяина и его высокий ашхабадский гость едва не источали елей, заверяя друг друга в нерушимости дружбы и необъятных перспективах партнерства своих стран. В русском языке, пожалуй, может не хватить слов, чтобы в полной мере передать атмосферу комплиментарности, которая сопровождала государственный визит Гурбангулы Бердымухамедова в Узбекистан.

ТРИУМФАЛЬНАЯ ВСТРЕЧА

К окончанию двухдневного обмена мнениями и многочисленных протокольных встреч сомнений не оставалось. Вновь испеченный Почетный доктор Ташкентской медицинской академии Гурбангулы Бердымухамедов (медик по образованию, этого диплома он был удостоен в ходе нынешнего визита) и лидер 26-миллионного по населению Узбекистана Ислам Каримов нашли общие рычаги для развития сотрудничества. Крепкие рукопожатия двух президентов на виду многочисленных участников официальных делегаций и прессы окончательно сделали достоянием прошлого так называемый ледниковый период, покрывший инеем отношения двух республик после того, как в 2002 году официальный Ашхабад заподозрил Ташкент в причастности к поддержке туркменской оппозиции.

Ныне все забыто, все прощено. Претендующий на лидерство в Центральноазиатском регионе Узбекистан и менее чем шестимиллионный по численности населения Туркменистан вписали новые строки в историю своих отношений в октябре 2007 года. Тогда в рамках государственного визита Ислама Каримова в Ашхабад стороны заключили договоры о дальнейшем укреплении дружественных отношений и всестороннего сотрудничества и экономическом партнерстве двух стран. И обязались наращивать связи в торговле, сельскохозяйственной, химической и металлургической, транспортно-коммуникационной, гуманитарной, туристической сферах.

Подписанное тремя годами ранее межправительственное соглашение о въезде-выезде и упрощенном порядке пересечения гражданами общей госграницы было подкреплено документом о пунктах перехода через нее. Таким образом, население сопредельных территорий получило возможность оживить деловые, прежде всего торговые, а также культурные и другие связи. Апофеозом октябрьского саммита стало присвоение Исламу Каримову авторитетного в Туркменистане звания «Почетный старейшина народа». Уже тогда, в ходе ашхабадских переговоров, Гурбангулы Бердымухамедов подчеркивал, что президент Узбекистана – самый уважаемый и почетный гость республики, и взгляды сторон по вопросам развития сотрудничества и отношение к актуальным международным проблемам во многом схожи или близки.

Ответный визит Гурбангулы Бердымухамедова и оказанный ему прием подтвердили готовность двух республик к сближению позиций. Как гладко прошло подписание межгосударственных и межправительственных документов – совместного коммюнике, протокола об обмене грамотами о ратификации Договора о дальнейшем укреплении дружественных отношений и всестороннего сотрудничества между двумя республиками, что был завизирован минувшей осенью в Ашхабаде, и ряда других – о партнерстве в области правительственной связи, агропромышленного комплекса, протокол о сотрудничестве МИД двух стран.

Комментируя прессе достигнутые договоренности, лидеры Туркменистана и Узбекистана состязались в красноречии. «Нынешний визит мы рассматриваем как яркое подтверждение все более развивающихся и укрепляющихся узбекско-туркменских отношений», - в частности, отметил Ислам Каримов. По его словам, подписанные документы «стали еще одним подтверждением общности устремлений Узбекистана и Туркменистана на пути укрепления политического диалога, развития взаимовыгодного сотрудничества, основанного на дружбе и взаимном доверии».

«Сегодняшняя встреча стала логическим продолжением ашхабадского саммита, поднявшего туркменско-узбекские отношения на качественно новый уровень, - вторил визави Гурбангулы Бердымухамедов. - Эти отношения основаны на дружбе, взаимоуважении и заинтересованности, характеризуются конструктивностью». Стороны наперебой отдавали должное предпринимаемым в странах «широкомасштабным реформам», подчеркивали обоюдную миролюбивую политику и желали народам обеих республик успехов «на пути созидания и процветания».

Состоялись в Ташкенте между лидерами двух государств и переговоры в формате «один на один». По официальным сообщениям, президенты обменялись мнениями по широкому спектру вопросов двустороннего и регионального партнерства. Приоритетным было названо взаимодействие в топливно-энергетическом секторе, торгово-экономической и транспортно-коммуникационной, гуманитарной сферах, сельском хозяйстве.

О чем еще на встрече «тет-а-тет» достоверно шла речь, предположить труда не составляет. За парадной шумихой, как водится, кроются свои резоны. Взять для примера комплекс проблем, что длительное время дестабилизирует развитие связей между Туркменистаном и Узбекистаном, хотя с момента установления ими в 1993 году дипломатических отношений в активе значатся и двусторонние саммиты, и более ста совместных документов о сотрудничестве.

ПРОШЛЫЕ ОБИДЫ

Понятно, не только черная кошка, что некогда пробежала между бывшим лидером Туркменистана Сапармуратом Ниязовым и Исламом Каримовым и ненароком завела намечавшееся партнерство двух стран в тупик, этому разладу виной. К примеру, по итогам 2006-го – последнего года президентства Туркменбаши, печально завершившегося его смертью, – объем товарооборота между этими двумя богатыми на углеводороды республиками составил всего 47 миллионов долларов США.

Сопредельные государства, в частности, никак не могут договориться о рациональном совместном использовании водных ресурсов протекающей по территории Туркменистана крупнейшей реки региона – Амударьи. Еще с советских времен здесь установлены насосы, при помощи которых влага направляется в магистральные и оросительные каналы для полива земельных наделов в Узбекистане. В разгар сельскохозяйственного сезона водная проблема накаляется донельзя.

Камнем преткновения на пути сотрудничества значится и вопрос транспортного транзита. Так, уже в 2007 году Узбекистан был вынужден при поддержке зарубежных доноров проложить высокогорную железную дорогу, которая связала южные труднодоступные районы в Сурхандарьинской области с остальной частью республики в обход территории Туркменистана. (Льготный кредит Японского банка международного сотрудничества на эти цели составил $151,47 млн., проектная стоимость строительства трассы - 447,4 млрд. сумов.) Ранее за транзитные пассажирские и грузовые перевозки по «ветке» соседей железнодорожники Узбекистана были вынуждены выплачивать свыше 400 тысяч долларов ежемесячно.

Предметом разногласий остается и разработка газовых месторождений на спорных территориях, не урегулированы к обоюдному удовольствию вопросы обеспечения прав этнических туркмен и узбеков в местах компактного проживания, в том числе, в приграничных зонах сопредельных республик. Последняя встреча в верхах Туркменбаши и Ислама Каримова в 2004 году не стала результативной. И даже уход с политической арены Сапармурата Ниязова и последующее избрание в начале 2007 года на пост президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, казалось, не повлечет перемен в отношениях двух соседних стран.

ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ

Однако сегодня ситуация меняется на глазах. Возросший геополитический интерес к событиям в Центральноазиатском регионе, его экономическим перспективам и стратегическим запасам углеводородных, минеральных и других сырьевых ресурсов не оставил равнодушным Гурбангулы Бердымухамедова. Новый лидер Туркменистана живо воспринял мировые тенденции и в полной мере проявил политическое чутье. Преемственность в деле соблюдения заложенного Сапармуратом Ниязовым нейтралитета не помешала взять курс на внешнеполитическую активность и вывод страны из изоляции – еще одного наследия Туркменбаши. Стремление официального Ашхабада расширить спектр своих внешнеполитических и экономических возможностей, в том числе в отношениях со странами Центральной Азии, нашло понимание в Ташкенте.

Вдруг выяснилось, что Туркменистан и Узбекистан «роднят» не только проявляемая в адрес этих республик со стороны Евросоюза и США настороженность, которая вызвана вопросами соблюдения стандартов демократии и прав и свобод человека. И в общем пассиве значатся не только проблемы с экологией, обеспечением городов и сел питьевой и поливной водой, нехватка продовольствия и, прежде всего, зерновых, приписки урожайности хлопка, бедность населения, коррупция, трансграничная преступность, повсеместная контрабанда товаров, наркоторговля, контролируемый Интернет и изнуряющая летняя жара. Обнаружилась и схожесть, например, в том, что каждая из двух стран крайне нуждается в надежном союзнике, чтобы успешно продвигать свои интересы как в Центральной Азии, так и за ее пределами, и без потерь противостоять политическому и экономическому давлению со стороны других государств региона.

Судите сами. Очевидной общей платформой для Туркменистана и Узбекистана становится необходимость солидарно противостоять угрозам и вызовам, исходящим от сопредельного Афганистана, – в первую очередь, исламскому экстремизму, терроризму и наркотрафику. Оба постсоветских государства заинтересованы в экономическом сотрудничестве с этим нестабильным южным соседом, чтобы понизить уровень напряженности на своих границах.

Еще в одной важной сфере – энергетической – и Ашхабад, и Ташкент наряду с Россией и Казахстаном вовлечены в новый грандиозный проект по строительству Прикаспийского газопровода, который станет составной частью магистрали Средняя Азия – Центр. Уже сегодня в обеих столицах, пусть и с разной степенью успеха, добиваются пересмотра отношений с российским монополистом Газпромом в сторону повышения тарифов на экспортируемые углеводороды. И строят планы диверсификации таких маршрутов. Причем Туркменистан первым в регионе предпринял решительный шаг по ликвидации односторонней зависимости от России в транспортировке голубого топлива – подписано соглашение и разворачивается строительство газопровода в Китай, завершить его планируется в течение двух лет. Эта стратегическая ветка на Восток проляжет и по территории Узбекистана. Вот, в частности, почему Гурбангулы Бердымухамедов готов выстелить красную ковровую дорожку от самого Ашхабада до Ташкента для Почетного старейшины туркменского народа Ислама Каримова – лучшего друга всех туркмен!

В самом Узбекистане, где разведаны значительные запасы природного голубого топлива, крайне заинтересованы в строительстве новых транспортных маршрутов и инвестициях в газовую отрасль. И отнюдь не только российских. А потому с надеждой смотрят на Запад – в сторону Туркменистана: при все возрастающем в мире дефиците энергоресурсов крупные совместные проекты в нефтегазовой сфере могут стать реальностью уже завтра.

Кроме того, обе республики заинтересованы в развитии сети железных дорог и транзите международных грузов. Ташкент вовлечен в проект строительства стальной магистрали по направлению Китай – Кыргызстан – Узбекистан. А проложенная в прошлом году высокогорная ветка в Сурхандарьинской области в перспективе обеспечит выход через Афганистан, Пакистан и Индию к портам Индийского океана.

Ашхабад, в свою очередь, планирует в партнерстве с Казахстаном строительство железнодорожного и шоссейного коридора через Туркмению и Иран к Персидскому заливу. В ноябре прошлого года в ходе своего визита в Брюссель президент Бердымухамедов предложил участвовать в этом широкомасштабном проекте и государствам Евросоюза. Таким образом, Ашхабад и Ташкент стремятся превратить свои страны в транспортные развязки при транзите азиатских и европейских пассажиропотоков и грузов.

Нельзя оставлять за кадром и перспективы сотрудничества в водно-энергетической сфере. Речь идет о проблемах эксплуатации ресурсов трансграничных рек Сырдарья и Амударья, стоки которых формируются в горах Кыргызстана и Таджикистана, а основное водопользование приходится на Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. В этой связи на саммите ШОС в Бишкеке в августе прошлого года (где присутствовал в качестве приглашенного гостя и Гурбангулы Бердымухамедов), Ислам Каримов, подводя итоги переговоров на встрече с прессой, недвусмысленно заявил о том, что некоторые страны региона желают использовать трансграничные реки исключительно в своих интересах. Президент Узбекистана уверен: при принятии решения по распределению стока этих рек, в том числе строительстве ГЭС, в обязательном порядке должны учитываться интересы других государств. Можно предположить, что глава Туркменистана полностью разделяет эту позицию.

ПОЧТИ ГЕОПОЛИТИКА

ЕС между тем летом прошлого года включил Туркменистан и Узбекистан в новую грантовую программу сотрудничества Еврокомиссии с республиками Центральной Азии как на многосторонней, так и двусторонней основах. И это еще одна площадка для партнерства и совместного продвижения Ашхабадом и Ташкентом своих интересов, в том числе, в направлении Запада.

Есть и другие аспекты сотрудничества. Рассказывая журналистами о достигнутых в Ташкенте договоренностях, Гурбангулы Бердымухамедов отметил «полное взаимопонимание сторон» по актуальным региональным и международным вопросам, в первую очередь, в области обеспечения мира, безопасности, стабильности и устойчивого развития, в том числе в рамках ООН.

Посыл был услышан. Ислам Каримов от имени Узбекистана высказался в поддержку внешнеполитической стратегии Туркменистана. И высоко оценил факт открытия в Ашхабаде регионального Центра ООН по превентивной дипломатии, заявив о готовности своей страны активно участвовать в работе этой структуры. Как задумали в ООН, с учетом статуса нейтралитета Туркменистана, этот центр призван консолидировать общие усилия в регионе в противостоянии вызовам и угрозам современности. Кто откажется содействовать Ашхабаду в такой деятельности?

Между тем, вовлечение Туркменистана в орбиту своих политических и экономических интересов выгодно Узбекистану и в его стратегическом состязании с другим претендующем на лидерство в Центральной Азии, уже северо-восточным соседом – Казахстаном. Ведь и официальная Астана, держа наготове планы по созданию Союза Центральноазиатских государств, сегодня активно склоняет Ашхабад к взаимовыгодному сотрудничеству, не скупясь на обещания инвестиций и грядущие дивиденды.

И еще. Учитывая преклонный возраст Ислама Каримова, которому перевалило за семьдесят, смело выдвинем предположение: сам он не может не думать о преемнике. И просто обязан передать ему в управление страну, у которой нет векторов напряжения (в отличие от казахского, киргизского, таджикского и афганского направлений) хотя бы на западных границах. Гурбангулы Бердымухамедову, приступившему сегодня к ревизии внешнеполитических отношений Туркменистана со всем миром, такой благожелательный ветер с Востока только на руку.

Сергей Арбенин – независимый аналитик, живущий в Бишкеке. Статья написана специально для ИА «Фергана.Ру»