Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

«Зачем вам этот шум?» Власти давят на фотографа Умиду Ахмедову

11.03.2010 18:06 msk, Фергана.Ру

Права человека Узбекистан
«Зачем вам этот шум?» Власти давят на фотографа Умиду Ахмедову

Слева – фрагмент фотографии Умиды Ахмедовой. Из альбома «Женщины и мужчины: от рассвета до заката». Другие фотографии автора – в Галерее «Ферганы.Ру»

Как стало известно «Фергане.Ру», несколько дней назад Народный поэт Узбекистана, редактор газеты «Паркент Тонги» («Заря Паркента») Махмуд Таиров попытался воздействовать на Умиду Ахмедову с тем, чтобы она забрала назад свою апелляционную жалобу во избежание шума, наносящего ущерб государственному имиджу Узбекистана.

- Мне позвонила сестра и попросила прийти к ней, - рассказала Умида Ахмедова. – У нее уже находился мой старший брат. Он был очень встревожен, за меня, за всех нас, за своих детей. Он сказал, что специально для разговора со мной вот-вот приедет Махмуд Таиров. Мы все знаем его очень давно, он, как и мы, - из Паркента, это известный поэт. Таиров приехал через час. Самое интересное, что когда раньше в Паркенте проходили встречи с творческими людьми, он всегда меня с гордостью представлял: «Вот Умида, наша гордость, она сейчас в Дании (или еще где-либо) делала выставку» - вот такие были слова, а сейчас у него роль оказалась другая.

Сначала он рассказал о том, что посмотрел фильм «Бремя девственности», и что фильм действительно не подходит нашему менталитету, что будто бы он унижает наших узбекских женщин. Постепенно гость подвел к тому, чтобы я забрала свое заявление об апелляции. Вся его речь сводилась к тому, что мне надо забрать апелляцию. Смысл его визита был именно в этом.

Я отвечаю: «Ну, хорошо, вам это не понравилось, но даже в советские времена если фильм кому-то не нравился, то он просто ставился на полку. А почему на меня за мое творчество открыли уголовное дело?» Потом я упомянула конвенции ООН, Конституцию… Он говорит: «Я слышал, что около Рохата диск с этим фильмом продавали (торговцы аудио- и видеопродукцией. – ред.). Я говорю: «Во-первых, я диск никому не продавала, во-вторых, у меня нет кинопроизводства». Стала ему доказывать, что я творческий человек, фотодокументалист, что я должна видеть проблемы в обществе. А он стал говорить о том, что на суде присутствовали иностранцы, говорит - «подумай о близких».

Я говорю: «Пожалуйста, ради бога, я не собираюсь ни с кем воевать. Шум может прекратиться в одну секунду - снимите с меня обвинение».

В общем, он ушел с надеждой, что мои родственники уговорят меня забрать апелляцию. Потом брату в Паркенте все время кто-то названивал, намекал на возможные неприятные последствия.

По словам Умиды, через несколько дней народный поэт позвонил ее сестре (свой телефон Умида ему не оставила) и стал говорить, что, мол, пусть Умида, подумает: дескать, ее муж - тоже партнер в производстве этого фильма (прозрачный намек на возможность судебного процесса в отношении Олега Карпова).

И Умида Ахмедова, и Олег Карпов полагают, что Махмуд Таиров действовал не по своей воле, а по инициативе высокопоставленного сотрудника аппарата президента Узбекистана Хайриддина Султанова, ответственного за идеологию.

Поскольку забрать апелляционное заявление Умида Ахмедова отказалась, то 12 марта состоится заседание суда апелляционной инстанции. Оно начнется в 10 часов в Юнус-Абадском районном суде Ташкента.

Несмотря на полную несостоятельность прошедшего судебного процесса, вопреки законодательству Узбекистана проведенного в отсутствие пострадавших от творчества Умиды Ахмедовой, надежды на то, что приговор Мирабадского районного суда, признавшего ее виновной в предъявленных ей обвинениях по статьям 139 («Клевета») и 140 («Оскорбление»), ввиду очевидного заказного характера ее дела, будет пересмотрен, практически нет.

Ниже приводим выдержки из зачитанного судьей Бекзодом Эрматовым разъяснения к приговору Умиде Ахмедовой (расшифровка с диктофонной записи).

«Суд, оценивая доводы У.Ахмедовой о том, что она никакой корыстной цели не преследовала, и что в своих действиях не видит никакого состава преступления, что в своих материалах показывала реальный быт народа Узбекистана в его естественных красках, считает ее данные доводы не соответствующими действительному положению дел, так как согласно смыслу закона, личность – свободная, сознательная, самостоятельная составная часть гражданского общества, а гражданское общество – самоорганизованный народ – подлинный источник и носитель всякой власти, а народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности, и при этом попытки подмены исконных традиционных приоритетов новомодными, зачастую не самыми лучшими образами зарубежной псевдокультуры наносят серьезный ущерб национальному самосознанию жителей нашей страны, фактически развращая молодежь чуждыми нашему менталитету идеями, подталкивая ее к аморальности, фактическое принижение национального достоинства, громкие заявления о так называемой духовной ценности произведений Умиды Ахмедовой, активная поддержка со стороны ее коллег, - всё это вписывается в определенные рамки, характеризует позицию нагнетания, негативной атмосферы вокруг нации, чтящей обычаи и традиции своего народа... Титульная нация подсудимой, ее жизненный путь, который она прошла, будучи гражданкой Республики Узбекистан, и тем более ее вероисповедание - это, на мой взгляд, основные аспекты, которые должны настораживать всех так называемых ценителей ее творчества. Что заставило Умиду Ахмедову забыть обо всем, чем руководствуется она, фабрикуя свои работы? Неужели невозможно поддержать себя на волне популярности, не оскорбив что-то родное и близкое для народа? Неужели всё можно измерить только длинным, как говорили раньше, рублем? Не вдаваясь в … произведений обвиняемой, которая фактически опошляет и оскорбляет народные обычаи, формировавшиеся в течение многих столетий, когда отношение к женщине …диктуется с позиций гендерной политики, без учета национального менталитета и многовековых традиций, чистоты отношения к женщине как к матери, сестре и дочери, когда портреты представителей различных слоев населения изготовлены, именно изготовлены, на мой взгляд, в карикатурном ракурсе… Большинство населения в Узбекистане исповедует ислам. А ироничная, вычурная, откровенно оскорбительная, и, главное, конъюнктурная интерпретация Умиды Ахмедовой некоторых религиозных сторон, института брака в нашей стране очень напоминают необдуманно сформировавшиеся движения, олицетворенные отношения к мусульманам через призму карикатуры на пророка Мухаммеда. Умиде напомнили, что национальные обычаи и традиции наряду с другими нормами морали и права являются базисом Конституции и законодательства страны. Подчеркиваю – любой. И основой для любого демократического государства. Узбекистан в этом случае не исключение. Национальная самобытность, неприятие связанных с общественными человеческими отношениями, такими, как, скажем, однополый брак, направление пожилых родителей в дома престарелых, перестройка храмов в дискотеки, препятствие экспансии чуждой для населения Узбекистана псевдокультуры … - это по-моему и является эталоном уважительного уважения к народу Узбекистана со стороны… Ведь как у нас, у узбеков, говорят: «Миллат урт одатлари кор килган, дуне зур булади». Именно эти слова как никакие другие характеризуют отношения нашего великого народа к своим обычаям и традициям, которые складывались на протяжении многих поколений».

Соб. инф.