Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Независимая комиссия представила итоги расследования апрельских событий

30.04.2010 15:21 msk, Мария Яновская

Кыргызстан Права человека
Кыргызстан: Независимая комиссия представила итоги расследования апрельских событий

Киргизская милиция расстреливает демонстрантов. Фото © Vyacheslav Oseledko/AFP/Getty Images

29 апреля 2010 года в Бишкеке правозащитники представили итоги работы Независимой общественной комиссии по расследованию трагических событий 6-8 апреля 2010 года в Кыргызстане. Заключение подписали председатель комиссии Азиза Абдирасулова и члены комиссии Толекан Исмаилова, Улугбек Бабакулов, Абдуназар Маматисламов, Асель Айнидинова, Жанызак Абдирасулов, Назгуль Суюмбаева и Назгуль Турдубекова.

Комиссия была создана 12 апреля 2010 года, в нее вошли правозащитники, представители СМИ, юристы, врачи, военные и другие эксперты – кроме подписавших заключение, в комиссию, по словам Толекан Исмаиловой, входило еще пять человек. Основными целями комиссии были «защита прав жертв; уменьшение дискриминации и насилия в обществе; предотвращение внесудебных наказаний и внесудебных казней; содействие созданию платформы для различных политических и региональных групп разрешения конфликтов мирными средствами».

Во время работы члены комиссии встречались и беседовали с ранеными, врачами, очевидцами событий, сотрудниками правоохранительных органов и представителями местных властей. С 13 по 19 апреля правозащитники ездили в Джалал-Абад, где тогда находился Курманбек Бакиев, и встречались с ним, с его родственниками, а также с правозащитниками, активистами, свидетелями – причем как со стороны «бакиевцев», так и сторонников временного правительства. Все беседы и свидетельские показания зафиксированы.

Рассказ командира сводного отряда милиции из Бишкека о событиях в Таласе 6 апреля:: «Примерно в 19:00 6 апреля 2010 года у здания УВД началось построение, в котором приняли участие прокурор Таласской области, начальник ГСНБ Таласской области, вице-премьер А Жапаров и замминистра МВД Ж.Азизов. Сотрудник 9-го отдела информировал их о том, что на площади собралось более 3 тысяч человек, но представитель ГСНБ сказал, что на площади находится только 800 человек. Это была дезинформация. Я пытался убедить их в том, что не стоит вечером проводить спецоперацию, предлагал дождаться утра. Но А. Жапаров сказал: «Надо выполнить задание по освобождению губернатора».

Мы стали двигаться по направлению к площади, вдруг появились молодые люди (примерно 20 человек), которые забросали нас бутылками с зажигательной смесью и камнями. Мы стали бросать светошумовые гранаты и использовать слезоточивый газ, но гранаты возвращались к нам, подброшенные митингующими обратно. Потом у митингующих закончился бензин, и они стали использовать солярку, которая менее опасна для жизни, так как вместе с бензином загоралась одежда, а солярку можно было стряхнуть.

Несмотря на трудности, нам удалось очистить площадь и освободить губернатора, которого митингующие взяли в заложники. В это время по национальному ТВ шла пресс-конференция министра внутренних дел М.Конгантиева, который, ссылаясь на информацию, полученную от своего заместителя, сказал, что митинг в Таласе прекращен и ситуация взята под контроль. Спецсредства у нас к тому времени закончились. Часть милиционеров была захвачена митингующими, около 150 сотрудников милиции скрылись внутри здания обладминистрации. Когда в здании начался пожар, мы собрали последние спецсредства, вышли из здания методом «черепашки» и опять попали в руки митингующих. Нас жестоко избили. Меня били головой об асфальт, и я потерял сознание. Очнувшись, я успел сказать, что я их земляк, родом из Таласа.

Кто-то вытащил меня из толпы и отвез в Кара-Бууринскую больницу. Но там милиционеров не принимали, опасаясь разъяренной толпы. Мои родственники в Таласе помогли десяти сотрудникам милиции. Все 200 пострадавших сотрудников милиции сегодня в Бишкеке, но многие из них, добираясь в столицу, вынуждены были укрываться в лесу, у друзей и знакомых. Последние приехали только 15 апреля».

В отчете в хронологической последовательности излагаются события апрельской революции (начиная от событий в Таласе и заканчивая захватами земель), приводятся свидетельские показания. Полный текст отчета можно посмотреть и скачать здесь.

Архивные публикации о процессе смены власти в Кыргызстане 6-16 апреля 2010 года доступны здесь

В интервью «Фергане.Ру» Толекан Исмаилова рассказала, что представители ООН, ОБСЕ и Еврокомиссии в Бишкеке отказались направить своих людей в комиссию даже в качестве наблюдателей. Так, в представительстве ОБСЕ правозащитникам объяснили это тем, что «ситуация очень опасная». «Конечно, ситуация была опасная, особенно когда Бекназаров объявил, что будет проводиться спецоперация по задержанию Бакиева, и Атамбаев эти слова подтвердил… Но как же человеческое измерение ОБСЕ? Ведь эти международные организации и призваны способствовать разрешению конфликтов мирным путем и установлению стабильности, - они что, могут работать только в мирное время? А как же мандат международных организаций? Как они нам помогают и содействуют в разрешении конфликтов? Мы боялись внесудебных казней и внесудебных наказаний, было очень страшно, и нам пришлось одним, без международных наблюдателей, отправиться в Джалал-Абад… Но мы хотели сделать все, что от нас зависит, чтобы избежать кровопролития… В те дни существовала реальная угроза для жизни Бакиева, тогда еще президента, в опасности были мирные жители, и никак не решался вопрос, будет Бакиев слагать полномочия или нет…

Это был ужас, - продолжает Толекан Исмаилова. – Когда мы приехали в Джалал-Абад, то увидели бандитов на улицах, которые разгуливали с автоматами по улицам средь бела дня, мы видели толпы разъяренных женщин, русские сидели и плакали в домах, боясь выйти на улицу… Нас тоже могли разорвать…. Когда мы подъехали к дому отца Бакиева, нашу машину захватили, нас повезли непонятно куда… Слава богу, что мы смогли что-то решить, чему-то посодействовать и в чем-то помочь… Потому что если бы дошло до спецоперации, то была бы бойня, и мы боялись, что Север и Юг пойдут друг на друга…

В нашем отчете есть подробный рассказ о том, что произошло 6 и 7 апреля. Больше всего пострадало милиционеров, их в Таласе забивали по углам группами по 10-15 человек, обливали бензином и жгли… Они рассказывали: «Хорошо, что пошел дождь, и бензин у людей закончился, и нас стали поливать соляркой, но это уже было не так опасно, потому что солярку можно было стряхнуть с одежды…» Мы беседовали и с теми, кто был ранен в Бишкеке, это все есть в отчете», - говорит Т.Исмаилова.

Руководитель спецназа Джалал-Абадской области о событиях в Таласе 7 апреля: «Я никогда раньше не видел такой разъяренной толпы. Нас жестоко били, отняли 5 боевых автоматов, 4 газовых автомата и один гранотомет. Атаковали нас в течение трех часов, забрасывали камнями, раздевали… Мы видели, что горим и помогали друг другу тушить огонь. Несколько человек вырвались из этого ада, стали убегать и спрятались в подъезде ближайшего дома.

Нас догнали и снова стали бить. Только благодаря женщинам, которые впустили нас в квартиру, мы остались живы. Они помогли нам отмыть кровь, дали женскую одежду и посоветовали быстрее скрыться. Один из наших коллег потерял сознание, мы стали звонить в «скорую помощь». Когда «скорая» прибыла, мы поехали вместе с раненым, но врачи высадили нас на площади. Нас снова увидела толпа, догнала и стали избивать».

«Когда мы встречались с Бакиевым, - продолжает Т.Исмаилова, - он признавал, что морально он уже не президент, и был готов сотрудничать с временным правительством и Розой Отунбаевой, говорил, что сам боится ехать в Бишкек, но готов подписать все бумаги, которые она привезет или пришлет. Он боялся преследований – знал, что Конгантиева чуть не линчевали, его же хотели повесить на флагштоке в Таласе… Говорил, что главный вопрос, который бы хотел обсудить, - это вопрос безопасности его и его братьев. Но к нему, к сожалению, никто не приехал.

Из показаний милиционера о Молдомусе Конгантиеве: «После того, как митингующие захватили УВД и оружие (более 732 единиц), выпустили из ИВС 73 задержанных, я попал в комнату типа кочегарки, где вместе со мной было еще четыре сотрудника милиции. Среди них сидел и министр ВД М.Конгантиев. В это время группа молодых людей искала его… Я обмазал лицо министра кровью одного раненого милиционера и перевязал тряпкой. Вошли митингующие и, приставляя к горлу милиционеров осколки разбитых бутылок, стали выкрикивать: «Кого зарезать? Где министр? Где Конго?» В это время кто-то разбил окно и вытащил министра на улицу. Больше я его не видел. Нас стали избивать…»

Вопрос безопасности до сих пор самый острый в Кыргызстане – на руках около двух тысяч единиц оружия, криминал гуляет по улицам от Бишкека до Джалал-Абада, милиция не выходит на работу… Мы говорим временному правительству, что милиция должна выйти на улицы, потому что призвана охранять общественную безопасность», - сказала Толекан Исмаилова.

Среди рекомендаций, которые правозащитники дали временному правительству по итогам работы комиссии, - необходимость создать государственную специальную комиссию по рассмотрению жалоб жертв апрельских событий и обеспечить правовую защиту пострадавших, включая проработку вопросов компенсаций, социальных льгот, медицинской и психологической помощи.

Правозащитники рекомендуют «лидерам политических партий – членам временного правительства – сделать публичные заявления, что лично они и члены их партий не будут участвовать ни в парламентских, ни в президентских выборах», так как полагают, что сочетать работу во временном правительстве и подготовку честных и прозрачных выборов невозможно.

Временному правительству рекомендовано «признать свои ошибки в кадровой политике, незаконных гонениях представителей прежней власти, составлении «черных» списков и захвате чужой собственности, отказаться от преследований политических оппонентов и политики дискриминации и насилия, внесудебных наказаний, внесудебных казней, устрашений и рейдерства». Среди рекомендаций – срочно начать деполитизацию правоохранительных органов.

Заметим, что временное правительство уже выступило с заявлением о роли милиции в апрельских событиях, в котором, в частности, говорится: «Временное правительство принимает меры по стабилизации обстановки в Кыргызстане и повышению уровня взаимного доверия со стороны правоохранительных органов и общества. Равно, как в отношении жертв трагедии из числа гражданских лиц, Временное правительство скорбит о погибших милиционерах, оказывает поддержку их пострадавшим коллегам. Они не убивали граждан и не виновны в том, что вынуждены были по приказу прежних властей разгонять мирные собрания».

Мария Яновская