Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Опубликован отчет правозащитников о фактах захвата оружия

20.12.2011 23:35 msk, Екатерина Иващенко

Кыргызстан Анализ
Кыргызстан: Опубликован отчет правозащитников о фактах захвата оружия

Июньский конфликт 2010 года в Кыргызстане унес жизни около 500 человек. Причиной гибели шестидесяти процентов жертв стали огнестрельные ранения. Некоторая часть оружия во время беспорядков была захвачена простыми гражданами и до сих пор не возвращена. 16 декабря общественный фонд «Кылым Шамы» презентовал отчет на тему: «Обеспечение безопасности огнестрельного оружия, военной техники и боеприпасов во время массовых беспорядков со стороны государства. Исследования. Выводы. Рекомендации», в котором подведены итоги исследования захватов оружия во время трагических событий на юге страны. Присутствующие на мероприятии представители силовых структур и регионов рассказали, как и почему оружие оказалось захваченным, и какие меры надо предпринять в будущем, чтобы обеспечить сохранность оружия и техники во время массовых беспорядков.

Полный текст отчета опубликован на нашем сайте

Мероприятие открыла директор «Кылым Шамы» Азиза Абдирасулова: «В апреле 2010 года в Кыргызстане создался плохой прецедент, когда во время революционных страстей люди захватывали оружие и потом это как бы стало нормой. Вот это самая большая проблема. Когда оружие на руках у государства, это нормально, потому что в лице командиров оно само несет за него ответственность. Но когда оружие переходит к гражданскому лицу, которое не несет за него ответственность, это угроза нашей с вами безопасности. Когда мы стали дальше исследовать ситуацию, мы поняли, что проблема глубже, чем мы предполагали. Дело в том, что достаточно большое количество оружия по сей день находится на руках у населения. Когда государственные структуры признали, что у них его захватили, но они не знали, что делать в таких случаях, ведь они не могли же стрелять в свой народ, мы решили работать в направлении, как действовать государству, чтобы оградить оружие и технику во время массовых беспорядков от захвата своими же гражданами».

О проблемах и последствиях захвата оружия рассказали представители из различных регионов Киргизии. Руководитель отдела по делам обороны и правопорядка госадминистрации Талаской области Асымкан Ашыралиев, который стал очевидцем захвата митингующими УВД Таласской области 7 апреля 2010 года? рассказал, что информация о готовящемся нападении на УВД была известна еще 6 апреля.

В рабочую группу по мониторингу ситуации с захватом оружия вошли не только правозащитники, но и представители всех силовых структур. В Отчете отмечено, что согласно справке Военной прокуратуры Кыргызской Республики и ОИО УВД Жалалабадской области с 11 по 14 июня 2010 года по Ошской и Жалалабадской областях произошли 25 фактов завладения оружием, боеприпасами и вспомогательными военным оборудованием. Первые захваты огнестрельного оружия произошли неизвестными лицами и были зафиксированы в 10 часов утра 11 июня 2010 года в Центральном Аппарате Государственной пограничной службы при Правительстве Кыргызской Республики в городе Ош.

Согласно Отчету «Кылым Шамы» на 9 июня всего было захвачено/ выдано 4 единиц боевой техники и 278 единиц огнестрельного оружия (всего 282 единиц), из которых возвращены 136 единиц и не возвращены 146 единиц. Отметим, что эти данные не являются окончательными и реальные цифры намного выше. Только после обнародования этих данных силовые структуры (МВД, ГКНБ, Министерство обороны, Военная прокуратура) по официальному запросу «Кылым Шамы» предоставили свои данные по захвату и возвращению оружия. Ответы силовиков также прикреплены к отчету.
«Я знаю, что согласно специальным постановлениям, при угрозе нападения на особо важные места оттуда вывозится оружие и секретная документация. 7 апреля толпа пошла на УВД, где находился экс-министр внутренних дел Молдомуса Конгантиев, люди хотели провести переговоры, но Конгантиев им отказал. И ситуация стала критичной. Во-первых, потому что руководство не пошло на переговоры. Во-вторых, потому что оружие не было вывезено и митингующие его захватили. Всего было захвачено 511 единиц огнестрельного оружия и большое количество боеприпасов. После проведенной с населением работы за вознаграждение вернули только 46 процентов оружия. Я считаю, что силовикам необходимо от имени нового правительства еще раз обратиться к населению, чтобы без возбуждения уголовного дела они возвращали оружие».

Представитель отдела по делам обороны и правопорядка госадминистрации Ошской области Алмамбет Салиев заявил, что по Ошской области было захвачено 115 единиц оружия и одна боевая машина, ее и 76 единиц оружия вернули.

Прокурор Джалал-Абадской области Нурлан Жээналиев рассказал, что на территории Джалал-Абадской области во время этнических конфликтов 2010 года погибло 70 человек, более 500 получили ранения, было разграблено большое число различных объектов. Расследование показало, что большая часть преступлений была совершена именно с использованием оружия, а от огнестрельных ранений погибло 77 процентов убитых.

«Из органов внутренних дел, военных структур с применением силы было похищено 112 единиц огнестрельного и боевого оружия, 25 тысяч патронов и боевая машина. Возвратили 80 процентов оружия, 75 процентов боеприпасов и машину. Также по захвату оружия к уголовной ответственности было привлечено 8 человек. Что касается причин захвата оружия, то это неподготовленность сотрудников МВД и не принятие мер по сокрытию оружия, ненадлежащее принятие руководителями силовых структур мер по усилению сохранности оружия. В итоге наличие у граждан личного и боевого оружия явилось причиной многих преступлений. Это свидетельствует о ненадлежащем контроле МВД оружия у населения», - сказал прокурор.

Скептически отнесся Жээналиев к идее вознаграждения населения за сдачу оружия. «Этот метод устарел. За сдачу пулемета дают 8 тысяч сомов (180 долларов), за автомат Калашникова – 4500 сомов (100 долларов), при этом ни для кого не секрет, что на базаре его купят за две тысячи долларов США. За один патрон дают 5 сомов, где это видано?! На всю кампанию по возвращению оружия было потрачено лишь 300 тысяч сомов. Естественно, что при таких низких ставках граждане не будут заинтересованы в сдаче оружия».

По данным главы Центра прав человека и демократии Идириса Кубатбекова (Ош), только в Оше из-за огнестрельных ранений погибло 60 человек.

«Оружие, которое попадает в руки простого населения, моментально становится угрозой безопасности. Нам необходимо внести изменения в законы, касающиеся вооруженных сил и внутренней и внешней безопасности страны. Необходимо пересмотреть практику выдачи оружия частными агентствами. Также в настоящее время парламентом рассматривается закон о мирных собраниях, где надо прописать, что если в рамках мирного собрания люди насильственным способом захватывают оружие, то за это они должны нести ответственность».

Данные о продаже оружия криминалу подтвердил и глава отдела по вопросам этнического развития, религиозной политики и связям с общественностью аппарата президента Зайырбек Эргешов. Он рассказал, что на юге работает черный рынок, на котором пистолет можно продать за 300 долларов США, автомат – за 600. Туда же приходят тысячи единиц оружия из Таджикистана и Афганистана, поступает в оружейные магазины и оно также было захвачено гражданами во время массовых беспорядков.

Далее возникла дискуссия на тему, должны ли силовики применять оружие против граждан своей страны. Асылкан Ашыралиев считает, что когда люди нападают на склады, их нападение отражать надо, в том числе и с оружием. «С другой стороны, - продолжил он, солдат не будет стрелять в тех, с кем он, например, в одном селе живет. В этой связи надо законодательно определить, что захватчики оружия – это преступники, и если против них не применять оружие, это будет дезертирством».

«Сидя здесь, вам легко говорить, - парировал пограничник, полковник Курманбек Исаков. - Не стоит забывать, что к местам, где есть оружие, подходили старики и женщины, но захватывали его не они, а затесавшиеся в толпу молодые парни. И как нам отделять этих людей друг от друга?! Они стояли среди них и кричали нам, что если мы не отдадим оружие, они нас перестреляют по одному. С другой стороны, когда мы не отдавали оружие, люди начинали нас обвинять, что мы против своего народа и за бакиевых… Как можно убедить толпу, у которой кровь кипит, что мы выполняем свой долг?»

Руководитель аппарата ГКНБ Гульсара Мидинова выразила мнение, что все случаи захвата оружия (так как по контексту они были разные в апреле и июне) должны быть исследованы для выработки новых подходов в проблеме обеспечения безопасности граждан и сохранности оружия.

«Если брать события 7 апреля, то с одной стороны мы говорим, что «Альфа» выполняла приказ, с другой стороны, нам надо было менять режим. Как быть в таких случаях? Надо исследовательски понимать, что речь идет о двух парадигмах, когда народ возмущен и когда военные выполняют свой долг. Мы должны честно обсудить все эти моменты», - считает Мидинова.

«Что касается самого отчета, то я хочу отметить, что данные «Кылым Шамы» совпадают с данными КНБ. Из 236 единиц оружия, что было утеряно сотрудниками ГКНБ, значительная часть не была возвращена. Но мы в целом по стране совместно с МВД изъяли много оружия. А по поводу увеличения вознаграждения я считаю, что его не надо увеличивать. Во-первых, в бюджете нет средств для этого. Во-вторых, та цена, которую предлагает за оружие криминал, всегда перекрывает то, что предлагает государство».

Поддержал инициативу привлечении к ответственности граждан за захват оружия и начальник отдела общественной безопасности УВД Бишкека Мехман Алиев. «Сейчас те милиционеры, кто применял оружие, сидят. Но сотрудник МВД должен быть защищен и как только он это почувствует, многие вопросы снимутся. Когда идут массовые мероприятия с участием стариков и детей, то все-таки милиционерам брать с собой оружие нельзя, потому что никто не может гарантировать, что милиционер выдержит давления толпы и не выстрелит. В качестве альтернативы мы можем использовать спецсредства, но мы очень слабо ими обеспечены. Хотелось бы, чтобы нас обеспечили такими, которые на полчаса человека отключат, но большого вреда здоровью не нанесут.

«После событий 2010 года много вопросов связано с Министерством обороны. Зачем нас сейчас попрекают, если у нас есть свои функции и мы не имеем права вмешиваться в обеспечение внутренней безопасности страны. Неправильно, что те или иные правители пытаются нас вмешивать в свои дела. Мы должны защищать страну от внешних угроз, но когда нас заставляют идти с оружием на наших же граждан, люди злятся еще больше», - высказался представитель Министерства обороны полковник Эмиль Осмонов.

«Что было в июне? Военную часть из города Майли-Суу перекидывают в Ош, из 80 человек там остается лишь 20. Естественно, что когда туда пришла толпа в 2000 человек, они отобрали оружие и мы же остались виноваты. Нас, особенно офицеров, беспокоит, что нас втягивают в такие ситуации. Пусть высшие эшелоны власти подумают про это и пусть законодательно пропишут наши права и обязанности. Это первое. Во-вторых, все оружейные склады мы защищаем своими силами, нам не поступает никакая помощь от государства. Посмотрите, как оснащены военные склады в развитых странах? А у нас на всем экономят, все пытаются сократить аппарат Минобороны: его уже до того сократили, что нам уже в караул некому вступать!», - добавил Осмонов.

Об ответственности государства за допущение захвата оружия рассказал заместитель военного прокурора Данияр Эркинбаев. Согласно предоставленной им статистике, за захват оружия во время беспорядков было заведено 29 уголовных дел, 21 из которых направлены в суд, 23 человека привлечены к уголовной ответственности, 13 дел были прекращены судом на основании совершения преступления в силу крайней необходимости. «В текущем году нами было проведено 37 проверок по вопросам соблюдено законодательства об обеспечении сохранности оружия. В ходе выявленных нарушений было сделано 14 предписаний и возбуждено 3 уголовных дела. К нарушениям относятся излишки боеприпасов, отсутствие документов по учету оружия, отсутствие сигнализаций на складах. Так, в одной из военных частей мы обнаружили недостачу в 84 комплекта бронежилетов. Оказывается, они были проданы сотрудникам частного охранного агентства. Я привожу эти сведения к тому, что на государстве лежит ответственность за то, кому доверяется оружие? Наши офицеры недостаточно компетентны и именно некомпетентность - одна из причин возникновения таких конфликтов. Но откуда исходит эта некомпетентность? Оттуда, что сейчас каждый родитель старается сделать так, чтобы его сын не попал в армию. Подавляющее число призывников составляют молодые люди из отсталых слоев населения, они страдают от недоедания и болезней, даже алкоголизма и наркозависимости».

Здесь Азиза Абдирасулова сделала ремарку, что имеют место так называемые двойные стандарты, когда привлекаются к ответственности те, кто дал возможность оружие захватить, то есть, военные, и не привлекаются те, кто его захватывал, то есть, обычные граждане.

«Кроме того, необходимо четко определить, что является массовыми беспорядками и какие от них могут быть последствия. Отмечу, что их последствиями является более 15 уголовных статей: поджоги, ограбления, угоны, изнасилования… Если люди вышли на митинг и начинают грабить магазины, то они уже перестают быть митингующими. Митинг считается мирным до тех пор, пока не началось насилие, после уже каждый несет ответственность, в том числе и уголовную, за происходящее», - добавила правозащитница.

Эксперт рабочей группы Нурлан Алымбаев затронул вопрос правового регулирования по обеспечению безопасности оружия и техники во время массовых беспорядков. Он проанализировал 15 относящихся к данной теме законов, которые регулируют те или иные ситуации и пришел к выводу, что в законодательстве две проблемы: в их неисполнении, а в большом количестве пробелов и неточностей.

Последней выступила директор «Коалиции за демократию и гражданское общество» Динара Ошурахунова, которая отметила следующие важные аспекты проблемы: «Первое: существует государственная система и политическая власть. И именно последняя несет ответственность за происходящее в стране. Вся та система политической власти, которая выстраивалась в течение 20 лет, показала, что из-за коррупции, продажности, она стала слабой и нуждается в реформировании. Понимает ли это политическая власть и готова ли к собственным реформам - это главный вопрос. Мы можем много дискутировать, но многое не сделаем без воли сверху. Второе: во время чрезвычайных ситуаций, митингов, за вывод своих однопартийцев должны нести ответственность политические лидеры. В силу двойных стандартов наша политическая власть наказывает тех, кто поступил по закону и вознаграждает тех, кто преступил закон. Вот и происходит деморализация силовиков. Третье: должна быть политическая воля борьбы с криминалом. Не секрет, что все захваты оружия происходят не без участия криминала и охранные агентства также находятся под его крылом. Пока же мы видим только демонстрацию борьбы с криминалом».

В заключение мероприятия были озвучены выработанные рабочей группой рекомендации:

1) не допускать чрезвычайных ситуаций в обществе, когда армия и военнослужащие вынуждены применять оружие против народа, необходимо принимать превентивные и упреждающие меры, не допускать выхода ситуации из под контроля;

2) необходимость четкой регламентации в законах понятий и действий во время массовых и групповых беспорядков, революций;

3) усиление государственного контроля оборота оружия;

4) обеспечение безопасности оружия со стороны государственных структур;

5) усиление защиты сотрудников и военнослужащих после правомерного применения оружия, увеличение гарантий личной безопасности и членов их семей;

6) необходимость ужесточения мер ответственности за незаконное хранение и приобретение оружия;

7) необходимо выработать рекомендации для собственников оружейных магазинов, какие меры безопасности должны быть и каковы стандарты обеспечения безопасности оружия в магазинах;

8) необходимость проведения более детального анализа всех НПА, в том числе внутренних, выявление правоприменительной практики;

9) рассмотреть возможность отказа от практики размещения пограничных застав и воинских частей в пределах населенных пунктов, особенно в густонаселенных. В большинстве случаев именно эти заставы и воинские части подвергаются нападению с целью захвата оружия;

10) необходимо рассмотреть возможность ротации при прохождении службы среди офицеров и сотрудников, исключать случаи, когда сотрудники проходят службу в местах своего рождения, постоянного проживания и т.д. В такой ситуации усиливается риск и угрозы захвата оружия;

11) провести отдельный анализ проблем, связанных с размещением пограничных застав, линии границы, пограничной зоны, конфликтных ситуаций, возникающих в местностях, где граница еще не определена (спорные), в анклавах;

12) провести отдельный анализ проблем, связанных с выдачей, хранением и применением наградного оружия;

13) необходимость создания единой базы пулегильзотеки для идентификации оружия находящегося на территории страны;

14) создание единого координационного центра для координации всех действий во время массовых беспорядков,

15) необходимость принятия Пленумом Верховного суда разъяснений по вопросам судебной практики по массовым и групповым беспорядкам, утери, захвата оружия, применения оружия.

16) изучение и развитие опыта Академии МВД КР имени генерал-майора милиции Э. Алиева по обучению следующим дисциплинам: «Межэтнические отношения», «Конфликтология». Проведению на регулярной основе круглых столов, конференций по указанной тематике и обсуждаемым проблемам.

Полный текст отчета опубликован на нашем сайте

Международное информационное агентство «Фергана»