Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Точка замерзания

30.01.2012 12:46 msk, Я.Норбутаев

Блоги Узбекистан
Узбекистан: Точка замерзания

Сегодня президенту Узбекистана Исламу Каримову исполнилось 74 года. Страной он правит с 1989 года, бессменно и, практически, единолично: до сих пор почему-то исполняет обязанности премьер-министра. Во всяком случае, именно он, а не Шавкат Мирзиеев, отчего-то зачитывает отчетные доклады по итогам года. Одной из причин, возможно, является желание обезопасить правительство от справедливой критики: кто ж в Узбекистане рискнет возразить президенту?! Наоборот, его речь, скорее всего ожидает участь многих других, тиражированных в виде отдельной книжки. Так что имеет смысл приглядеться к этому тексту внимательнее, считает узбекский блогер Ядгор Норбутаев.

* * *

Эх, как жаль, что на этот раз мы так и не дождались широких «откликов» зарубежной прессы на речь Ислама Каримова «2012 год станет годом поднятия на новый уровень нашей Родины», произнесенную им 19 января на расширенном заседании Кабинета Министров.

Лишь бельгийская англоязычная газета «New Europe» поместила на своих страницах небольшую заметку об этом эпохальном событии, щедро наперченную сарказмом, причем столь легко уловимым, что ее даже всеядное агентство «Жахон» не решилось у себя перепечатать.

Тем не менее, все официозные СМИ Узбекистана и по сей день заняты разъяснением народным массам отдельных судьбоносных положений, заключенных в программной речи президента. Не исключено, что в ближайшее время этот текст будет переиздан уже в качестве КНИГИ, как до этого не раз случалось. Так что, по всему, имеет смысл приглядеться к данному феномену внимательнее.

Смущает одно – почему эту речь, своего рода «отчетный доклад», произнес президент, а не премьер-министр республики? Ведь Ислам Каримов, согласно последним изменениям в Конституции, больше не является главой правительства. Он теперь пребывает как бы «смотрящим» надо всем и ему «отчитываться» не полагается по статусу. Потому, по логике вещей, именно премьеру полагалось бы выступить с подведением итогов ушедшего года. Так, мол, и так - за отчетный период мы достигли определенных успехов, но вместе с тем имеют место отдельные…

И уж потом, вслед за Шавкатом Мирамановичем, следовало бы высказаться самому Исламу Абдуганиевичу. Кое-что одобрить, за кое-что пожурить хокимов (глав администраций) и министров, а уж затем соответственно обозначить, наметить и воодушевить: «В «году поднятия» я предлагаю осуществить такие-то приоритетные мероприятия. Цели вам теперь ясны, задачи определены», ну, и так далее.

Многие обозреватели («Uzmetronom.com», «Uznews.net») уже отметили массу вопиющих несообразностей в президентском спиче, так что не стоит все их еще раз перечислять. При внимательном рассмотрении этот текст начинает трещать и расползаться по швам, как тот «тришкин кафтан», как одеяло, небрежно сшитое из отдельных лоскутов.

Некачественно на этот раз отнеслись президентские помощники к своим обязанностям. Теперь каждый школьник при желании способен уличить лидера государства в элементарной неосведомленности.

Например, президент с высокой трибуны уверенно заявляет, что высокоскоростной поезд «Тальго» проходит расстояние от Ташкента до Самарканда всего лишь за два часа. При этом любой гражданин, заглянув в железнодорожное расписание, может лично убедиться в том, что этот экспресс докатывает до Самарканда за 2 часа 30 минут, а обратно - за 2 часа 40 минут.

Пустяк какой-то, скажете вы, мелочь? Но, как говорил Мюллер из «Семнадцати мгновений весны», «маленькая ложь рождает большое недоверие». А потому коснемся лишь одной проблемы, затронутой Исламом Каримовым в своей речи и касающейся «громадья планов» будущих преобразований.

Итак, президент провозглашает необходимость сохранения в дальнейшем высоких темпов прироста ВВП, в частности, в промышленном производстве – на 8,6 процентов. Круто! Креативно!

Мало того, чуть ниже профильным ведомствам предлагается в месячный срок разработать соответствующую программу мероприятий, направленных на снижение себестоимости промышленной продукции аж на 10-15 процентов.

Как же это получается? Сама программа по снижению себестоимости еще не подготовлена, а процент увеличения объемов промышленной продукции уже директивно назначен? Что это – «волюнтаризм» или «прожектерство»?

Полагалось бы наперво соизмерить возможности, произвести необходимые расчеты, так сказать, «подвести базу», а уж затем назначать «проценты роста».

Выходит, что многочисленные менеджеры и экономисты на заводах и фабриках многие годы просто бездельничали, только и ждали того момента, когда сам президент укажет им на необходимость снижения себестоимости?

На любом современном производстве сам факт снижения себестоимости конечной продукции даже на 2-3 процента можно считать гигантским успехом. При этом такое достигается, как правило, за счет модернизации технологических процессов, внедрения нового современного оборудования и так далее. Это всегда влечет за собой значительные единовременные затраты и никак не может окупиться сразу, в течение одного года, разве что только каким-нибудь фантастическим (жульническим) способом.

Сейчас вы будете смеяться.

Обратим внимание еще и на то, что в своих новогодних обещаниях президент Узбекистана пообещал гражданам увеличить зарплату, пусть даже в среднем, на 20 процентов!

Как это? Поднять производство на 8,6 процента, снизив при этом себестоимость продукции на 15 процентов, и вдобавок еще повысить зарплату, одну из основных составляющих себестоимости, на 20 процентов?!

Нобелевскую премию в области экономики – в студию!

Тот, кто считает, что сие не есть натуральное «запудривание мозгов», пусть первым бросит в меня камень!

Заметим также, что президент Узбекистана ограничился лишь постановкой задачи своим подчиненным, но ни словом не обмолвился о том, каким образом следует ее решить. Хотя об этом можно легко догадаться, знаем мы такие способы.

На том же совместном заседании Ислам Абдуганиевич, касаясь вопроса выполнения договорных обязательств в сельском хозяйстве, произнес следующее: «Я еще раз повторю для сидящих в этом зале, и прежде всего - хокимов областей. Они должны это запомнить. Или вы выполните договорные обязательства, или освободите свое место. Другого разговора не будет».

Вот она – основа продвижения технического (и любого другого) прогресса!

Вот он – основной рычаг воздействия на подчиненных!

Понятно ли вам теперь происхождение всеохватывающих приписок?

Куда они денутся, эти чиновники? Сколько им прикажут, столько они и «сделают», бумага-то все стерпит.

Поговорим о степени эффективности данной «президентской дубины». Все ли в экономике страны можно решить, ею пользуясь?

Газа нет, света нет, тепла нет, бензина нет… Дефицит всего и вся.

Наступила «точка замерзания». Бр-р-р. Холодрыга, дубарь, колотун.

Что это - энергетический кризис? А ведь само снижение энергозатрат на производстве является одним из важнейших факторов формирования себестоимости продукции.

Кого же прикажете снимать с работы за отсутствие, за нехватку, за несвоевременную подачу? Таких тоже не оказывается. У всякого Егорки свои отговорки.


Холодно... Фото Умиды Ахмедовой

Спрашивают Главного Газоснабженца: «Почему газ в жилье не поступает»? Он отвечает: «Батареи в квартирах холодные, вот люди и жгут наш газ в конфорках плит для согрева, потому и не хватает».

Спрашивают Главного Теплоснабженца: «Почему в домах тепла нет»? Он отвечает: «Так к нам в котельные газ почти не поступает, потому и температуру низкую на выходе держим».

Спрашивают Главного Электроснабженца: «Почему свет отключаете»? Он отвечает: «Весь народ электрообогревателями пользуется, потому и не хватает».

Круг замкнулся, виновные отсутствуют. И все эти «снабженцы» хором: «А нам никто из жителей своевременно не платит за наши услуги!»

Вот кто, оказывается, виновник – само население! А за что, спрашивается, платить, если его (газа, света, отопления) нету?

Стоп! Давайте-ка сделаем совсем уж фантастическое предположение: и газом полны подземные хранилища, и люди сполна за услуги расплатились. Так что? Все моментально наладится? Да ни в коем разе! Потому как оборудование, а также трубы и провода, при помощи которых все эти газ, вода, тепло, электричество перекачиваются да подаются потребителям, давно устарели, причем как морально, так и физически. Все означенное практически еще с советских времен эксплуатируется и, скорее всего, уже не подлежит восстановлению. Обветшало, прогнило, забилось, состарилось. Точка бифуркации, то есть время, когда еще что-то можно было успешно реконструировать, восстановить, пройдена уже где-то лет десять тому назад.

Да и на какие, простите, шиши восстанавливать собираетесь? На те амортизационные отчисления, которые из платы потребителей за услуги формируются? Так они же совсем мизерные. Что же прикажете людям все свои заработки на коммунальные услуги тратить, а зубы им на полку, что ль, положить?

Значит, следует народу зарплату повышать, чтобы по несколько тысяч долларов они в месяц имели. В сумовом, разумеется, эквиваленте. Каким-таким образом? Пусть они больше продукции выпускают. Но ведь газа и электричества не хватает, с бензином перебои сплошные.

Дальше мы залезаем в такие экономические дебри, откуда и не выберешься. Куда ни кинь - всюду клин. Хотя и без того понятно. Как говорил один сантехник у Аркадия Райкина: «Всю систему надо менять». То бишь, ту самую «узбекскую модель», которая, как утверждает Ислам Абдуганиевич, «всем миром признана».

Во всех этих нынешних перебоях с газом, электричеством, теплом, бензином и так далее, как в капле воды отражается порочная сущность всей экономической системы нынешнего Узбекистана. Она, эта система, не имеет возможностей адекватно реагировать на малейшие изменения внешних факторов, на нее влияющих. Отметим, что нынешние холода вовсе не являются чем-то экстремальным.

Обычная зима предстает необоримым стихийным бедствием. За ней придут жара и маловодье, что тоже вызовет всяческие неудобства и с чем предстоит «самоотверженно» бороться, преодолевать, естественно, лишь на бумаге.

Так что же все-таки в будущем ждет граждан Узбекистана - «Эра поднятия» или «Эпоха опущения»?

И отчетливо представляется, как, превозмогая чудовищное напряжение, стоит в одиночестве наш бессменный президент, правящий страной с 1989 года Ислам Абдуганиевич, то ли атланта, то ли штангиста напоминающий, при этом натруженными руками вздымая над головой «Глобус Узбекистана».

Ядгор Норбутаев

Международное информационное агентство «Фергана»