Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Неуважаемый суд Мухтара Аблязова

17.02.2012 19:52 msk, Мария Яновская

Политика Казахстан
Неуважаемый суд Мухтара Аблязова

Бывший глава казахстанского БТА Банка Мухтар Аблязов приговорен Лондонским Высоким судом к 22 месяцам тюрьмы за неуважение к суду. Суд согласился с истцами - представителями БТА Банка - что М.Аблязов давал ложные показания по поводу своих акционерных активов, ввел в заблуждение суд по поводу имеющейся у него недвижимости, а также продолжает управлять подконтрольными ему активами, несмотря на судебный запрет.

Этот иск - о неуважении к суду - рассматривался в рамках больших судебных разбирательств, инициированных БТА Банком в 2009 году и направленных на возврат активов и компенсацию убытков, нанесенных прежним руководством банка. Основные слушания по делу «БТА Банк против Мухтара Аблязова и шестерых соответчиков» должны состояться в конце 2012 года.

Мухтар Аблязов до 2009 года

Мухтар Аблязов (1963 года рождения) закончил МИФИ (специальность - физик-теоретик) и Евразийский институт Рынка. С 1991 года занимается бизнесом. Был директором ряда малых предприятий, с 1993 по 1997 годы - основатель, владелец и президент казахстанской холдинговой компании «Астана-Холдинг». В июне 1997 года назначен президентом новой национальной компании «KEGOC», казахстанского монополиста в области поставок электроэнергии. С апреля 1998 по октябрь 1999 занимал должность министра энергетики, индустрии и торговли в правительстве Балгимбаева.

Осенью 1998 года бывший премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин выдвигает свою кандидатуру на пост президента республики (досрочные выборы были объявлены на январь 1999 года). В декабре 1998 года Кажегельдин становится во главе Республиканской народной партии Казахстана (РНПК). В республике начинаются гонения на самого Кажегельдина и тех, кого принято считать «его людьми» (а Аблязов пришел в KEGOC за несколько месяцев до ухода Кажегельдина с поста премьера). В 1999 году на Кажегельдина и на Мухтара Аблязова заводят уголовные дела. Кажегельдина обвиняют в превышении властных и служебных полномочий, вымогательстве и неоднократном получении взяток, его объявляют в международный розыск. Мухтара Аблязова обвиняют в хищении денежных средств, сокрытии доходов, создании преступной группы и превышении должностных полномочий.

В сентябре 2001 года казахстанский суд заочно приговаривает А.Кажегельдина, который находился за пределами республики, к десяти годам лишения свободы. В том же сентябре 2001 года Мухтар Аблязов задержан правоохранительными органами, но вскоре освобожден, и в ноябре 2001 года становится, вместе с Галымжаном Жакияновым, соучредителем оппозиционного движения «Демократический выбор Казахстана».

В 2002 году и Аблязова, и Жакиянова арестовывают. Летом 2002 года М.Аблязов был приговорен к шести годам лишения свободы за создание преступной группы, незаконную предпринимательскую деятельность и злоупотребление служебным положением. В апреле 2003 года Аблязов выходит по президентской амнистии, а Жакиянов, осужденный в том же 2002 году, сидит до 2006 года.

Очевидно, что между Аблязовым и властью был достигнут компромисс, его перестают преследовать. В это время начинается российский бизнес Аблязова: после выхода из мест заключения он поселяется в Москве и в январе 2005 года создает Инвестиционно-Промышленную Группу «Евразия», которая занялась инвестициями в недвижимость, и развивает подконтрольный ему Славинвестбанк (сейчас — «АМТ банк», у которого Центробанк отозвал лицензию в июле 2011 года, а в октябре суд принял решение о ликвидации банка). Вскоре Аблязов возвращается в Казахстан, и в мае 2005 года становится во главе Совета директоров БТА Банка и начинает использовать его кредиты для инвестиций в собственные российские проекты. Ведомости пишут: «Как вспоминали партнеры Аблязова, он рассуждал примерно так: «Зачем мне кредитовать кого-то чужого, когда я могу кредитовать себя?»

2009 год

24 октября 2008 года правительство Казахстана сделало предложение о вхождении государственного капитала в четыре системообразующих банка республики, в том числе в БТА. К марту 2009 года предполагалось завершить комплексную финансовую оценку банков.

В январе 2009 года Агентство финансового надзора Казахстана проверило БТА и выяснило, что банку необходим дополнительный капитал - около $1,7 млрд, цитируют «Ведомости» первого зампреда правления БТА Николая Варенко.

2 февраля 2009 года правительство Казахстана отстранило Мухтара Аблязова от занимаемой должности председателя совета директоров БТА Банка, его деятельность была признана «не соответствующей интересам вкладчиков и кредиторов банка». В тот же день на заседании правительства было решено выкупить более 75 процентов акций БТА Банка в госсобственность. Банк получил деньги, государственный фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» — 75,1% банка.

Мухтар Аблязов заявил о государственном рейдерстве и покинул Казахстан.

Новое руководство банка с помощью Ernst&Young проверило портфель БТА и заявило об обнаружении за 2008 г. $9,9 млрд убытков и $12 млрд долгов. В марте 2009 г. на Аблязова было заведено уголовное дело по подозрению в выводе из БТА активов на миллиарды долларов. Глава Национального банка Казахстана Григорий Марченко заявлял, что «люди Аблязова» вывезли с территории банка две машины с документами. В июле 2009 г. БТА объявил дефолт.

Основную сумму убытков составили кредиты компаниям, которые, по мнению БТА, принадлежали Аблязову. «Счет этим компаниям перевалил за тысячу: сейшельские, нидерландские, кипрские и прочие оффшоры. Залогов в подавляющем большинстве случаев не было. Мы считаем, что Аблязов нанес БТА Банку ущерб, и он должен его возместить и вернуть все то, что на деньги БТА было куплено или построено», - сказал Николай Варенко.

БТА Банк подал в английские суды девять исков, десятый подан в суд на Британских Виргинских островах. Общая сумма претензий БТА к Аблязову в Лондоне — $5,1 млрд. В мае 2011 года британский суд отказался признать иск банка к его экс-главе политически мотивированным и подтвердил законность претензий банка к бывшему руководителю.

При этом летом 2011 года Великобритания предоставила Мухтару Аблязову убежище.

Российский след

Значительная часть кредитов, которые пытается вернуть БТА, была выдана на девелоперские проекты в России. Крупнейшие из них — город-спутник Константиново в Западном Домодедове — $548 млн и «Калуга Luxury Village» — $515 млн. Поэтому БТА пошел в суды не только в Лондоне, но и в России.

Летом 2009 г. БТА обратился в Следственный комитет МВД России с заявлением о том, что связанная с Аблязовым лизинговая компания «Дело» похитила у него более $70 млн. В рамках возбужденного дела один из эпизодов был выделен в отдельное производство - дело «Евразии логистик». В марте 2010 года четверо топ-менеджеров «Евразии логистик» были арестованы по обвинению в нанесении ущерба БТА Банку. Подробнее об этом деле можно на сайте, посвященном судьбе арестованных.

В июле 2009 года Следственный комитет при МВД России заочно предъявил обвинение Мухтару Аблязову. Российское следствие считает, что в конце января 2009 года М.Аблязов, узнав о решении властей Казахстана национализировать БТА-банк, дал указание своим подчиненным вывести из банка наиболее ликвидные активы, пишет Коммерсантъ. Для решения этой задачи, считает следствие, банку были предоставлены подложные бумаги о расторжении договоров-залогов, которые были заключены банком с десятком своих заемщиков. В результате, по мнению следствия, были похищены земельные участки в Домодедовском районе общей площадью 2,5 тыс. га, а на десятки подставных оффшорных компаний были оформлены кредиты, которые после тоже были якобы похищены.

Российское следствие предъявило Аблязову обвинения по шести эпизодам мошенничества. Он обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере, совершенном в составе группы, легализации похищенного имущества, причинении имущественного ущерба, изготовлении фальшивых документов, использовании служебного положения вопреки интересам своего банка, а также покушении на совершение некоторых из этих преступлений. В 2010 году российский суд выдал санкцию на арест Аблязова.

27 января 2011 Генеральная прокуратура Казахстана направила в Великобританию ходатайство об экстрадиции Аблязова.

Неуважение к суду и арест в Лондоне

В рамках слушаний дела «БТА Банк против Мухтара Аблязова и шестерых соответчиков» лондонский Высокий суд обязал Аблязова раскрыть свои активы (до $5 млрд) и передать их под внешнее управление. Когда он это сделал, представители БТА Банка подали в суд новый иск, заявив, что Аблязов выражает неуважение к суду, поскольку утаил от суда часть имущества и продолжает управлять своими активами. Иск был подан 16 мая 2011 года, в день рождения М.Аблязова.

Суд признал Аблязова виновным по всем пунктам этого обвинения. По данным Коммерсанта, суд решил, что ответчик скрыл, что является конечным бенефициаром нескольких компаний, особняка Carlton House в Лондоне стоимостью более £17 млн и поместья Oaklands Park стоимостью более £18 млн. Кроме того, несмотря на судебный запрет, Аблязов в начале 2011 года пытался заключить сделки на сумму около $120 млн. Суд подтвердил, что кипрская компания Stantis, владение которой Аблязов признал, продала свою дебиторскую задолженность на $80 млн.

В результате высокий суд Лондона приговорил Мухтара Аблязова к 22 месяцам заключения за неуважение к суду. Однако бывший банкир на заседание суда не явился, и пока находится на свободе.

Судья Найджел Тиэр отметил, что если господин Аблязов немедленно выполнит не исполненные им ранее судебные решения, то срок его заключения будет сокращен до одного года. Судья согласился, что заключение помешает ответчику полноценно участвовать в разбирательствах по основным искам, однако возложил ответственность за это на самого господина Аблязова.

Истцы стали настаивать, чтобы суд выдал ордер на арест Аблязова: мол, ответчик не пришел на заседание и может уехать из страны. Однако суд не согласился с этим, тем более что адвокаты Мухтара Аблязова заверили суд, что их подзащитный не собирается скрываться. Они намерены обжаловать решение о тюремном заключении.

Мухтар Аблязов отрицает все обвинения

Мухтар Аблязов считает все обвинения, выдвинутые в его адрес казахстанскими властями, политически мотивированными и связывает их с его борьбой против режима Нурсултана Назарбаева. Еще несколько лет назад М.Аблязов так комментировал ситуацию вокруг БТА Банка: «Назарбаев захватил и разрушил мою собственность стоимостью свыше $10 млрд. Это они мне должны деньги, а не я им». В интервью «Ведомостям» М.Аблязов заявлял, что национализация БТА была вызвана вовсе не бедственным положением банка, который завершил трудный 2008 год с прибылью в $100 млн, а желанием Назарбаева «установить свой контроль над банковским сектором».

После объявления приговора о тюремном заключении М.Аблязов сделал заявление, опубликованное газетой «Республика»: «В течение всего этого процесса я утверждал и продолжаю утверждать, что выдвинутые против меня обвинения являются политически мотивированными и связаны с попытками президента Казахстана Нурсултана Назарбаева уничтожить меня в качестве политического оппонента».

Аблязов заявил, что категорически не согласен с решением суда и отрицает «наличие любых фактов сознательного нарушения каких-либо постановлений суда или обмана суда».

Интересно, что 11 февраля, за пять дней до приговора, Мухтар Аблязов дал интервью телеканалу К+, в котором как раз признавал, что намеренно не сказал суду некоторую информацию.

В этом интервью он объясняет, что никогда не назовет имена клиентов, которые требует от него лондонский суд: «Я должен был сказать имена людей, которые стоят за активами, с плохими последствиями для них. Я, даже если бы знал, никогда не сделал бы этого. Я никогда не делал этого в Казахстане и   не буду делать в Англии. Никогда. Я не буду пытаться спасти себя ценой предательства других людей», - сказал 11 февраля М.Аблязов.

«Я буду и дальше продолжать выступать против существующего в Республике Казахстан политического режима и бороться за подлинную демократию в моей стране», - заявляет Аблязов после вынесения приговора, по-прежнему намертво привязывая экономические претензии со стороны БТА Банка к своему политическому противостоянию с Назарбаевым, которое не отрицается и Астаной.

Так, на сайте Наша Агаша говорится об информационной войне, которую развязал против действующей власти Мухтар Аблязов: «Забугорный шахматист ведет войну сразу по нескольким направлениям (печатные СМИ, видео-портал, собственный спутниковый канал, политические партии, частично или полностью им контролируемые)». Неофициальные источники связывают имя Мухтара Аблязова с финансированием оппозиционных СМИ: газет «Взгляд», «Республика», телеканала «К+», оппозиционной партии «Алга!». И арест в Лондоне Аблязова может довольно сильно ударить по репутации оппозиции в Казахстане, которая и так после жанаозенских событий испытывает серьезное давление со стороны власти.

Напомним: лидер партии «Алга» Владимир Козлов, главный редактор газеты «Взгляд» Игорь Винявский и другие активисты арестованы, оппозиционеров обвиняют в разжигании социальной вражды и в причастности к организации массовых беспорядков в Жанаозене. Власти Казахстана заявляли, что Аблязов финансировал и бастующих нефтяников Жанаозена, однако сам он отрицал эти обвинения.

Очевидно, что преследованию в Казахстане подвергаются лишь те олигархи и бизнесмены, которые выступают против авторитарного режима Назарбаева. На днях стало известно, что в Женевский суд подан коллективный иск против президента Казахстана и его зятя Тимура Кулибаева, которых обвиняют в присвоении 400 млн франков (более 331 млн евро). Т.Кулибаева, например, обвиняют в отмывании 495 млн евро за спекуляции с активами компании «КазМунайГаз». Назарбаев обвиняется в присвоении телекомпании «Хабар», за что получил 100 млн долларов.

Интересно, что в 2010 году Мухтар Аблязов отправлял документы главам Генпрокуратуры, КНБ, МВД и Агентства Казахстана по борьбе с экономической и коррупционной деятельностью, в которых приводились доказательства причастности Т.Кулибаева к хищениям государственной собственности.

Однако Астана не проявляет интереса к расследованию этих обвинений.

Подготовила Мария Яновская

Международное информационное агентство «Фергана»