Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Два сокола. К итогам визита в Узбекистан президента Казахстана Нурсултана Назарбаева

Два сокола. К итогам визита в Узбекистан президента Казахстана Нурсултана Назарбаева

«На дубу зеленом, / Да над тем простором / Два сокола ясных / Вели разговоры / А соколов этих / Люди все узнали…» Из народной песни

Да и как же их было не узнать? Один сокол, ясно, - это Каримов, другой – Назарбаев.

Да и как же им время от времени не встречаться? Ведь они, почитай, остались последними из той гордой стаи бывших коммунистических руководителей республик. Правда, перышки поредели у них, да клювики чуть притупились, а в остальном - ничего, держатся пока. Потому-то и не зазорно патриархам, а даже наоборот - необходимо периодически встречаться тет-а-тет, дабы обсуждать между собой отдельные важные проблемы.

От этой же их нынешней встречи (13 – 14 июня 2013 года), с самого первого сообщения о ней ожидались воистину сенсационные результаты. Вот потому накануне визита Нурсултана Абишевича в Ташкент многие СМИ буквально запестрели оригинальными прогнозами с преобладанием военно-политической терминологии. На полном серьезе обсуждались варианты создания некой грозной «оси» Москва–Астана–Ташкент, «тройственного союза» Россия–КазахстанУзбекистан и даже (тьфу!) «триумвирата».

Не хватало лишь упоминания о еще какой-нибудь ответной «Антанте».

Трудно предположить, из какого конкретного источника потянулись эти мистические слухи. Скорее всего, какой-то один из обозревателей выдумал все из собственной похмельной головы, а другие немедленно подхватили данную бредовую идею и, в свою очередь, довели ее до абсурда.

Бессмысленность всех этих «триумвиратов» была очевидной, стоило только задаться сакраментальным вопросом: против кого дружить собираемся? Против Афганистана? Но ведь соседи по региону, те же Киргизия и Таджикистан, вполне могли себе предположить и нечто совсем уж противоположное: «А не против ли нас хитрый Каримов тайно сколачивает шайку»?

И что тогда? Переполох в курятнике? Раздрай по всей Центральной Азии? И первой, кому такое было абсолютно не выгодно, являлась бы Россия. Да-с!

Президент Каримов уже много лет подряд выступает ярым противником всяческих межгосударственных объединений, в которых любые решения принимаются в результате так называемого «голосования». При этом Ислам Абдуганиевич вполне рационально предпочитает договариваться с отдельными государствами по конкретным проблемам. Ты – мне, я – тебе. И никаких вам обюрокраченных ОДКБ и КСОР!

Да и стоит ли вообще Каримову искать «военной» поддержки у Назарбаева? Против кого? Естественно, что против афганских талибов. Возможно, такое и имело бы смысл, обладай Астана значительным военным потенциалом и развитой современной военной промышленностью.

«Слышишь, баран! – говорит козел, - если на меня волки нападут, так ты на помощь прибегай, ладно»?

Вероятность же того, что афганские моджахеды смогут через какое-то недалекое время вторгнуться и в пределы Казахстана, является весьма иллюзорной.



Когда же такое может произойти? Теоретически, лишь после того, как заречные фундаменталисты «усвоят и переварят» все остальные республики региона. Сие же - дистанция огро-о-омного размера.

Любой подобный военный договор априори предусматривает взаимную помощь договаривающихся сторон. «Если нападут на тебя, я тебе помогу, но и ты выступишь, если нападут на меня» - приблизительно так. А чем сможет узбекская армия помочь казахской в случае внезапной агрессии против нее?

Предположим (конечно же, это полный бред), что в Казахстан с юго-востока хлынут китайские танковые армады. И что? Ислам Каримов двинет свои войска наперерез китайским? Не станем предаваться обсуждению таких кошмарных вариантов.

Тем не менее, большинство обозревателей признали «афганскую угрозу» главенствующей для всех республик региона (в большей мере для Узбекистана) и занялись «сравнением боевых потенциалов».

Все это напомнило тех мальчиков, героев Льва Кассиля, которым не давал покоя вопрос: «Если слон, да на кита наскочит, то кто победит»?

Одно издание совсем не в шутку разобрало по косточкам военный потенциал армии Узбекистана на основании сведений о нем двадцатилетней давности и пришло к выводу об отсутствии у нее, узбекской армии, боеспособности. Другое же устами своего обозревателя признало Узбекистан самым могущественным в военном смысле государством региона - на основании его «мобилизационного потенциала».

Полноте, господа военспецы! И не надейтесь на то, что в противодействии афганским талибам сойдутся две силы «стенка на стенку», как слон с китом.

Увы, канули в лету огромные армии, основанные на всеобщем в них призыве, окопы по всей линии фронта, танковые прорывы и прочее.

С большой долей уверенности уже можно предположить, что в Афганистане еще долгие годы не будет настоящей регулярной армии. При этом не имеется в виду ныне заменяющий ее эрзац в виде «народной милиции». В данном понятие «милиция» следует понимать в первоначальном значении этого слова.

Излюбленную тактику моджахедов, практикуемую ими на протяжении многих лет и почти всегда победоносную, можно уверенно назвать «ползучей экспансией». Без «генеральных сражений», но «тихой сапой».

Как такое осуществляется, какова технология захвата определенной территории?

Очень просто – ночью в кишлак входят трое-четверо бородачей с автоматами и отдают свои распоряжения местным жителям. Например, чтобы к завтрашнему дню все женщины носили паранджу. И точка. За неповиновение – смерть. Сказали и ушли, попробуй ослушаться.

Вот потому, несмотря на победные реляции нынешнего афганского правительства, мы все больше убеждаемся, что оно уже фактически

target=_blank>утратило контроль над удаленными от Кабула провинциями. В частности, провинция Фарьяб лишь формально подчиняется центральной власти.

В ноябре 2005 года, вернувшись из Москвы, воодушевленный и радостный Ислам Каримов, поднимая над головой привезенный им «военный» Договор, заявил: «Теперь те, кто поднимет на нас хвост, будет впредь иметь дело с Россией»! Ура!

Вот и сегодня отдельные обозреватели считают, что основные свои надежды, в смысле «афганской угрозы», Ташкент по-прежнему связывает с Москвой, на нее же, матушку, во всем и уповает.

Независимый эксперт из Ташкента Фархад Толипов уверен в том, что «если, скажем, есть угроза в адрес Узбекистана, то российские военные могут дислоцироваться на территории республики».

Так ли это? Чтобы убедиться в обратном, стоит просто заглянуть в текст «Договора о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан», подписанного 14 ноября 2005 года.

Ни одно российское правительство, будь оно хоть трижды проузбекским, в ближайшем десятилетии не отважится отправить своих солдат на защиту узбекского режима от афганцев! Будьте в том уверены!

Чего можно ждать от России в случае возникновения реальной угрозы?

Как максимум, может прилететь Шаманов-бобо сотоварищи и десантироваться в Ташкенте, при этом он разобьет свой главный бивуак прямо напротив Оксарая: хотите–не хотите, но я буду вас оберегать именно отсюда!

Вторым по значимости в данных переговорах двух президентов множество экспертов назвали подписание Договора о «стратегическом сотрудничестве».



Да, они его подмахнули! И слава Аллаху, только что от этого изменится? Кстати, все подобные договоры имеют стандартную форму, и их подписание в последние годы в межгосударственной практике превратилось в простую формальность.

Ну что, к примеру, изменилось в отношениях между Узбекистаном с одной стороны и Россией, а также Китаем с другой стороны после таких же «стратегических» бумаг?

Если экономические, политические и культурные взаимоотношения выгодны для обоих общающихся государств, то и никакие Договоры после этого им не нужны. Все будет благоприятно двигаться и без того к обоюдному удовлетворению.

Во время встречи в который уже раз возник давно набивший всем оскомину «водно-энергетический» вопрос. Строить ли ГЭС на горных реках или вето наложить? И ведь всем давно ясно, что Ислам Каримов не приемлет другого решения, кроме как полный запрет на возведение плотин в горах. Нурсултан же Абишевич, чтобы случаем не обидеть старшего по возрасту коллегу, вынужденно присоединяется к нему и разделяет данное мнение, но уж как-то больно нехотя. Осточертело ему повторять одно и то же.

«Да проведите же вы, в конце концов, эту клятую «экспертизу» и пусть он (то ли народ, то ли Каримов?) уже успокоится!» – в сердцах произнес президент Казахстана. Право слово, «достали» уже дедушку Елбасы этими плотинами.

Как только Нурсултан Абишевич покинул гостеприимный Ташкент, так о нем тотчас же все и позабыли. Будто его и не было в узбекской столице, будто и не рвали себе жилы местные мардикоры, в спешке форсируя строительство здания Посольства Казахстана в Узбекистане.

«Укатил Максим, да и хрен с ним!» Скатертью дорога!



Так о чем же говорили между собой на короткой ноге два президента? Ну, не о «триумвирате» же? Сие есмь тайна великая, но ведь никто не запретит нам выстраивать свои предположения на этот счет?

Дела у Каримова, да и у Назарбаева, по всему идут к тому, что в самом ближайшем будущем обоим им по вполне определенным причинам предстоит покинуть нагретые за десятилетия президентские кресла. По такому случаю вполне можно и обсудить будущий посткаримовский и постназарбаевский мир в регионе. Каждому из них очень любопытно, что думает визави по такому поводу?

Что лучше – ждать того момента, не сходя с места, когда придется по «высшему промыслу» сплясать свой «прощальный краковяк» или же, не пытая судьбу, самому резко «сделать ноги к югу»?

Знаете, как волчицы на воле натаскивают на дичь своих малых детенышей? Они берут их с собой в охоте на «неопасную» дичь. Не потому ли Каримов на все свои последние встречи на высшем уровне тягает за собой этого Рустама Азимова?

Или он делает это только для отвода глаз? А на самом деле?

Ядгор Норбутаев

Международное информационное агентство «Фергана»