Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Искусство и власть: Какие фотографии нельзя показывать в Узбекистане?

Искусство и власть: Какие фотографии нельзя показывать в Узбекистане?

Слева — фрагмент одной из запрещенных фотографий Тимура Карпова

Как мы уже сообщали, с «неформатной» фотовыставки в Ташкентском Доме фотографии, открывшейся 25 января, буквально перед открытием были сняты работы двух авторов — Тимура Карпова и Светланы Тен. Распоряжение о цензуре экспозиции отдал лично председатель Академии художеств Узбекистана Акмаль Нур.

Почему он это сделал — остается загадкой, ведь в снимках Светланы и Тимура нет ничего крамольного, «оппозиционного», критичного. На них запечатлена обыденная реальность Узбекистана. Впрочем, вероятно, именно ее не хочет видеть кто-то из руководителей?..

Для того, чтобы читатели «Ферганы» могли разобраться сами, мы публикуем запрещенные к показу фотографии в Галерее «Ферганы.Ру».

В очередном запрете, лишний раз ярко характеризующем отношения власти и художника в Узбекистане, ничего удивительного нет. Подобные вещи случаются здесь не так уж и редко: достаточно вспомнить регулярные задержания фотографов за съемки в неположенном месте, например, на на барахолке, запрет выставки концептуальной живописи, ежегодные депортации иностранных журналистов, неугодных властям, а также судебные преследования и публичную травлю собственных граждан, якобы порочащих национальные традиции...

Сегодня неприятие со стороны высокого начальства вызвали две фотографические темы. Первая отражена в работах Светланы Тен — одиночных и групповых портретах семей трудовых мигрантов, так называемых «гастарбайтеров», сотнями тысяч выезжающих на заработки из Узбекистана в Россию и другие страны.

Фотография Светланы Тен

Перейти к галерее фотографий Светланы Тен

«Мало осталось в провинции семей, которых не коснулась трудовая миграция. Друзья моего дяди проживают в небольшом поселке Хорезмской области Узбекистана. Раньше жители поселка занимались сельским хозяйством, но сейчас, в условиях нехватки воды и других ресурсов, они вынуждены искать работу в соседних странах. Когда главный кормилец отправляется на работу, жизнь в семье меняется, хотя и продолжает идти своим чередом. Те, кто остался, все так же строят дома, играют свадьбы, рожают детей и ждут очередного возвращения своих мужчин», - рассказывает о своих снимках Светлана.

Но на самих фотографиях — лишь простые, выразительные и очень красивые лица людей, а также почти пустые, но идеально чистые жилища. Еще - иссякший водоем и сухое поле: может быть, единственные и почти неслышные намеки на бедность и одиночество. (См. галерею работ Светланы здесь).

Вторая неприятная для властей тема сходна с первой и в некотором смысле ее дополняет. Объектив Тимура Карпова - к слову сказать, родного сына знаменитой Умиды Ахмедовой, в свое время попавшей под судебный каток - запечатлел скудную жизнь заброшенного провинциального городка.

Фотография Тимура Карпова

Перейти к галерее фотографий Тимура Карпова

«Сардоба - это резервуар с талой и дождевой водой, сейчас они не используются, но раньше для идущего через пустыню каравана это было спасение. Сардоба - это название города, стоящего по среди степи, который некогда был благополучным совхозом номер 76. Это обычная история о том, что осталось после империи», - рассказывает автор фотографий.

«Город Сардоба находится в Сырдарьинской области, на трассе Ташкент-Самарканд он незаметно живет своей жизнью... Сейчас он уже окружен стеной, но в 2011 году мы заметили его с дороги. Город сразу же удивил своими отпечатками давно ушедшей цивилизации, где канализация сменилась общественными "нужниками", а газ - тандырами. Вместе с газом пропали и деревья, которые росли на центральной улице. Гуляя по городу, еще можно было встретить тех, кто приехал осваивать целину и строил этот город. С грустью они вспоминали, каким процветающим он был и что жили, в основном, в этом городе татары, немцы, греки и русские... Старики без слез не могли об этом говорить. Ясно, что это не какая-то выходящая из ряда вон история: таких городов со схожими судьбами полно по всему бывшему Союзу. На примере маленького города всегда можно понять общую ситуацию в стране».

Вот этого самого понимания «общей ситуации в стране», по всей видимости, и боятся власти. Если говорить — то лишь об успехах «под мудрым руководством». Если воспевать, то только «красоту родной земли» и «святость традиций». Если показывать, то только смеющихся и радующихся жизни людей, от мала до велика славящих прозорливого президента и дальновидное правительство. Никаких мигрантов и никакой нищеты. Заодно — никакой «экзистенциальности» и никаких «переживаний».

Строго говоря, запреты и самозапреты так давно и так прочно вошли в плоть и кровь узбекистанских медиа и в творчество художников, что никого не удивляют. Даже немного странно от того, что находятся еще в Ташкенте люди, пытающиеся сопротивляться строгому режиму цензуры.

Странно и радостно. Спасибо вам, Светлана Тен и Тимур Карпов. Мы искренне желаем вам жизненных и творческих успехов!

Международное информационное агентство «Фергана»