Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Взгляд из США: Геополитическое значение стран Центральной Азии падает, но продолжать сотрудничать с ними надо

Взгляд из США: Геополитическое значение стран Центральной Азии падает, но продолжать сотрудничать с ними надо

Армия какой страны в Центральной Азии самая боеспособная? Что будет со странами региона после вывода войск международной коалиции из Афганистана в конце этого года? Оставят ли американцы боевую технику его северным соседям, в последние годы сотрудничавшим с НАТО? Как повлияет назревающее противостояние между Западом и Россией вокруг Украины на Центральную Азию?

На эти и другие вопросы отвечает новый отчет американского специалиста по военным отношениям в России и странах бывшего Союза Дмитрия Горенбурга «Поддержка устойчивости или репрессий? Содействие силам безопасности Центральной Азии» («Promoting Resilience or Repression? Support for Central Asian Security Forces»). Результаты исследования, проведенного по заказу Стокгольмского международного института по исследованиям мира и Фонда «Открытое общество» (ФОО), были представлены на днях в Вашингтоне и Нью-Йорке.

Горенбург делит страны ЦА на «покупающие» и «слабые». Все пять государств, а особенно Казахстан, Узбекистан и Таджикистан в последние годы стремились увеличить свои военные расходы. В результате первые два государства, по мнению ученого, имеют на сегодняшний день достаточно боеспособные армии по сравнению со другими развивающимися странами мира. В Кыргызстане и Таджикистане, однако, нет даже малочисленных сил быстрого реагирования. В «странной» ситуации, по определению Горенбурга, находится Туркменистан, обладающий достаточными финансовыми возможностями, однако не имеющий людских ресурсов для выработки стратегического плана по созданию сильного войска для обеспечения безопасности страны.

Сравнение армий в цифрах

Армия Казахстана составляет, по разным источникам, 30-45 тыс. человек, а также около 30 тыс. - силы министерства внутренних дел и пограничная служба. Это ставит Казахстан в ряд таких стран, как Португалия и Нидерланды, по размеру действующей армии и приблизительно приравнивает к Австралии по общему количеству военнослужащих. В 2012 году страна выделила 2,4 миллиарда долларов на оборону, что является самым высоким показателем в регионе. Горенбург считает, что армия Казахстана является самой мощной, боеспособной и современной в регионе.

На втором месте стоит Узбекистан. По количеству военных он не уступает Казахстану: армия - около 40 тыс., МВД - 20 тыс. и СНБ – не менее 1000 чел. Узбекистан, однако, обладает менее современным военным оборудованием и техникой, а также отстает от Казахстана в плане тренингов и обучения, считает Горенбург. Страна тратит на оборону примерно 2 миллиарда долларов в год.

Туркменистан выделил около 210 миллионов долларов на оборону и около 70 миллионов на другие службы безопасности в 2012 году. Военные силы – около 22-30 тыс. в целом, из которых 18-24 тыс. – армия, 3-4 тыс. – воздушные силы и менее 1000 человек – недавно восстановленный флот. Это ставит Туркменистан на одну ступень с такими странами, как Швейцария или Норвегия, хотя по современному оборудованию и уровню подготовки страна намного уступает европейским государствам.

Кыргызстан тратит на армию и спецслужбы чуть более 100 миллионов долларов, половина из которых выделяется Министерству обороны. Армия – 8500 тыс., что примерно равно военным силам Литвы или Македонии.

Таджикистан тратит примерно 164 миллиона долларов на армию и спецслужбы, две трети этой суммы предоставляются в распоряжение Минобороны, остальное – МВД и другим службам. У этой страны 7000 штыков, что ставит ее в один ряд со Словенией.

Военное сотрудничество с Россией

Россия продолжает оставаться основным военным партнером большинства стран региона. Целью Москвы, по мнению Горенбурга, является удержание стран Центральной Азии в своей орбите, при том что силы НАТО должны окончательно покинуть Афганистан. Несмотря на относительно ограниченную военную помощь России странам региона, Москва играет важную роль, так как из-за относительного небольшого размера каждой из этих стран, помощь, оказываемая бывшим «старшим братом», может оказать значительное воздействие на безопасность и стабильность в регионе.

Дмитрий Горенбург
На фото (справа налево): Дмитрий Горенбург, автор исследования, Скотт Хортон - консультант по Центральной Азии, Майкл Холл - Фонд Открытое Общество, Нью-Йорк

Горенбург считает, что следует с большой настороженностью наблюдать данное сотрудничество в ближайшем будущем. При углублении сотрудничества, в частности, в создании единой системы воздушной обороны и борьбе против терроризма, есть шанс снизить опасность проникновения в регион сил исламского радикализма.

«Однако степень данной опасности неоднократно преувеличивалась руководителями стран ЦА, а также Россией для оправдания как военного содействия, так и последующего сотрудничества в области безопасности», - говорит Горенбург.

На самом деле, считает он, основной опасностью для авторитарных руководителей в регионе является внутренняя нестабильность и падение режимов (как это произошло, по крайней мере, два раза за последнее десятилетие в Кыргызстане), нежели внешняя угроза. Основным приоритетом для руководств государств ЦА является безопасность собственно режимов, а не безопасность страны, говорит эксперт (курсив наш - ред.).

Военное сотрудничество с США

Что же касается США, то в последнее десятилетие приоритетом для этой страны оставалось обеспечение доступа международной коалиции в Афганистан. Противодействие терроризму и контрабанде наркотиков, недопущение распространения оружия массового поражения также рассматривается Вашингтоном как важные направления политики в регионе.

«Соединенные Штаты не могут похвастаться успехами в обеспечении стран региона военной техникой. Даже то немногое, что США предоставили партнерам в ЦА, не было полностью использовано, а зачастую просто пришло в негодность из-за недостатка знаний у местных военных и малочисленных тренингов, проведенных для них Соединенными Штатами. В регионе часто можно увидеть сломанные вертолеты и ржавые бронетранспортеры», - говорит Горенбург.

«Можно с уверенностью сказать, что после вывода войск из Афганистана Центральная Азия потеряет свою привлекательность и скатится вниз в списке приоритетов Пентагона и Государственного Департамента», - считает эксперт.

Даже последние события на Украине и перспектива нового противостояния между Западом и Россией, по мнению Горенбурга, не изменят этой тенденции, поскольку Вашингтон направит свое основное внимание на Восточную Европу и Кавказ: «Сотрудничество, скорее всего, усилится между США и Украиной, Грузией и, возможно, Молдовой», - считает он.

Для лидеров стран Центральной Азии ожидаемый в конце 2014 года вывод американских войск из Афганистана является, возможно, последней возможностью получить какую-либо военную помощь от США. Особую надежду питают руководители Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана, говорит Горенбург. Что касается Казахстана и Туркменистана, то эти два государства обладают достаточными средствами купить новое оборудование и, поэтому не проявили особого интереса к «пожертвованиям».

Горенбург также отмечает, что СМИ превысили как значимость, так и количество техники и оборудования, которое могут оставить США, уходя из Афганистана. Эксперт разъясняет, что если США и решат что-то оставить в ЦА, то это будет не огнестрельное оружие или боевая техника, а грузовики и оборудование для логистики. Но основное, на чем США, возможно, будут делать акцент, - это проведение антитеррористических тренингов для спецслужб стран региона, поскольку проведение таких занятий обходится не так дорого, как предоставление боевой и другой военной техники.

Однако Горенбург считает, что именно в этом и скрывается опасность для региональной безопасности.

«К сожалению, в последние годы было несколько случаев, когда внутренние силы, для которых США проводили учения и тренинги, были использованы в подавлении внутреннего мятежа в Таджикистане, Узбекистане и, возможно, в Казахстане», - говорит он.

Эксперт рекомендует политикам в Вашингтоне более тщательно рассмотреть возможные последствия такого сотрудничества.

Евросоюз, Китай, Турция, Индия и Израиль

Европейский Союз является более привлекательной альтернативой для стран региона в вопросах военного сотрудничества, в частности, для Казахстана. Астана смогла поставить сотрудничество в Европой на коммерческие рельсы, к примеру, в Казахстане строятся военные вертолеты по лицензии ЕС, говорит Горенбург.

Европа также уделяет большое значение тренингам по укреплению границ и контролю за незаконной торговлей наркотиками.

Китай имеет важное стратегическое значение, хотя сотрудничество с ним стран Центральной Азии в военной сфере до сих пор остается достаточно ограниченным. В вопросах безопасности и военного сотрудничества Пекин по умолчанию принял ведущую роль Москвы в регионе и продолжает сотрудничество в рамках ШОС. Примечательно то, что местные лидеры относятся к Китаю с некоторой долей недоверия, считает Горенбург. Пекин прекрасно осведомлен об этих подозрениях и позволяет России определять вопросы безопасности в регионе.

«Эта тенденция сохранится в дальнейшем и изменится только в случае изменения роли России в регионе, что произойдет либо по желанию самой Москвы, либо по решению лидеров стран ЦА, и только если появится угроза китайским инвестициям в регионе», - говорит эксперт.

Турция играет большую роль в регионе и остается одним из самых крупных поставщиков военного оборудования в регион, в частности, в Кыргызстан, говорит Горенбург.

Казахстан и Турция являются сильными потенциальными партнерами в коммерческом плане. Казахстан привлекает продукция турецкой оборонной промышленности, в частности, бронетранспортеры, приборы ночного видения и др.

Индия присутствует в регионе как противовес влиянию Китая и Пакистана. Она несколько лет активно пыталась установить военное присутствие в Таджикистане. (речь идет об аэропорте Айни в 30 км от Душанбе; в 2002 году Индия подписала с Таджикистаном договор о сотрудничестве в военной сфере и в рамках этого договора потратила 70 млн долларов на реконструкцию аэропорта - ред.)

«Индии позволили отремонтировать и переоборудовать военный аэропорт, но не пустили дальше. С тех пор она и не особо пытается, т.к. во-первых, отказ их оскорбил, но главное - они боятся настроить против себя Россию, которая, несомненно, остается главным военным партнером Таджикистана», - говорит Горенбург.

Израиль также играет заметную роль в регионе. «Это является частью широкомасштабного плана этой страны сотрудничать с мусульманскими странами, не отвергающими Израиль. ЦА интересна Израилю, в первую очередь, из-за близости к Ирану», - считает автор.

Рекомендации

В заключение Горенбург высказывает мнение, что внешнее военное содействие странам ЦА не окажет значительного влияния на стабильность и безопасность в регионе. Более того, после вывода международных военных сил из Афганистана значительно снизится и роль центральноазиатских республик на международной арене. Режимы останутся один на один с внутренними опасностями. Автор исследования рекомендует внешним государствам, которые продолжат сотрудничество со странами региона, принимать меры, чтобы их военная помощь, какой бы ограниченной она ни была, не использовалась для подавления актов гражданского неповиновения.

1. Особое внимание следует уделить тренингам (от языковой подготовки до ведения боя), а не пожертвованиям в виде военной техники и оборудования. Это также поможет гарантировать, что оружие не будет использовано против безоружных демонстрантов.

2. Тренинги необходимо сфокусировать не столько на боевой подготовке, сколько на обучении полиции контролю над большими группами демонстрантов без применения оружия.

3. Укрепление границ. В данной сфере США и ЕС работают вместе с целью ограничения наркотрафика.

4. Необходимо координировать действия между странами, предоставляющими помощь странам региона. Сами местные лидеры могут быть в этом не заинтересованы, т.к. они используют соперничество между третьими странами, желая выиграть больше у каждого партнера. Горенбург отмечает, что из-за ситуации вокруг Украины в ближайшем будущем не приходится ожидать особого сотрудничества между Россией и США в центральноазиатском регионе.

5. Сотрудничество с внешними силами вряд ли усилит региональную безопасность Центральной Азии, т.к. третьи страны, скорее, соперничают за геополитическое влияние в регионе, а не стремятся укрепить безопасность населения, считает эксперт.

6. Интерес к Центральной Азии после 2014 года уменьшится, т.к. уменьшится геополитическое значение региона.

Полный текст доклада доступен здесь - External Support for Central Asian Military and Security Forces

Международное информационное агентство «Фергана»