Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Почем удовольствие вырастить хлопок? Фермеры рассказывают о взятках

Узбекистан: Почем удовольствие вырастить хлопок? Фермеры рассказывают о взятках

На снимке: сбор хлопка в Ташкентской области Узбекистана. Фото Елены Урлаевой, сентябрь 2014 г.

Корреспонденты «Ферганы.Ру» расспросили фермеров Узбекистана, сколько им приходится выкладывать из собственного кармана за удовольствие выращивать хлопок. Выясняется, что хлопководство убыточно: проблема - в монополии государства на закупку хлопка у фермеров, в налогах, которые уменьшают выплаты наличных, в необходимости за деньги договариваться о сортности и классе сдаваемого хлопка, и так далее. Мы объединили эти рассказы в один, потому что все фермеры говорят примерно одно и то же: платили, платим и будем платить. Иначе не выжить.

Бесконечные проверки

Закон предписывает фермеру сеять хлопок и зерно. К тому же он должен оплатить труд людей, которые на него работают, но если выращивать только зерно и хлопок, денег не хватит. Поэтому фермеры сажают еще и овощи, огород - в ущерб зерну и хлопку.

Власти об этом прекрасно знают, но делают вид, что не замечают. Но потом, когда овощи посажены, каждый день направляют проверяющих, так что фермер головы поднять не может: идут комиссии от районных хокима (главы администрации) и прокурора; областных хокима и прокурора, от облУВД, от премьер-министра, от кабинета министров, от республиканской прокуратуры (там тоже есть сельхозотдел). Как минимум две проверки в неделю.

Проверяющих надо встретить, провести по полям, устроить им хороший обед, если они приехали на своем автомобиле - залить им бензин в бак, а при отъезде - деньги в карман сунуть, чтобы он в отчете что плохое не написал персонально о каждом фермере.

Если какой-нибудь фермер не пожелал раскошелиться при приезде комиссии, то тот, кто привез проверяющих, специально сделает так, чтобы у него нашли какие-то нарушения и в отчете, например, указали: один гектар, например, от сорняка не очищен, или культивация проведена некачественно, или инструменты устаревшие, не отвечают современным требованиям. Можно найти тысячи поводов придраться.

Проверяющий уезжает и отчитывается перед своими руководителями. На следующий день всех фермеров района созывают в районный Дом культуры, туда же приезжает, допустим, хоким или прокурор области. Те, кто попал в черный список, получают нагоняй по всем статьям.

И чтобы не попасть в этот «черный список», фермер и раскошеливается каждый раз, когда комиссия приезжает. Дважды в неделю, восемь раз в месяц, сто раз в год. Если каждый раз платить хотя бы 10.000 сумов, то в год получится 1.000.000 сумов - 450 долларов.

Налоговики возьмут свое

Когда начинается сбор хлопка, по телевизору объявляют: за каждый собранный килограмм будут платить 200 сумов. Хлопзавод отчитывается по итогам сбора за пять дней, и министерство финансов отправляет ему деньги, которые хлопзавод и переводит на расчетные счета фермеров, каждому - согласно отчету. Именно в этот период в банки поступают наличные.

Тот, кто собирал хлопок, требует по 200 сумов за каждый свой собранный килограмм. Но в банке фермера уже подстерегают налоговики, чтобы удержать свои законные 7,5% подоходного налога и 6,5% отчислений в пенсионный фонд. В итоге фермер за каждый сданный килограмм получит не 200 сумов, а 176, с вычетом налогов.

Если фермер эту сумму отдаст собравшему хлопок наемному рабочему, тот обвинит фермера в мошенничестве. Но это еще не так страшно. Гораздо хуже, что хоким каждый вечер требует выполнения плана и сдачи хлопка заводу. И если работник уйдет, и фермер не сдаст нужное количество хлопка, то к нему направят проверяющих, и прокурор вынесет решение, что у того фермера есть огород, который тоже должен быть обложен налогом.

Поэтому фермеру нужно всеми силами удерживать сборщиков хлопка, а значит, платить им как минимум по 200 сумов за каждый килограмм, а значит, добавлять из своего кармана по 24 сума за кг. Кроме того, есть и состоятельные фермеры, которые могут платить сборщикам и по 220, и по 250 сумов, и все работники предпочитают работать у них. Поэтому, если хочешь удержать людей, придется раскошелиться.

Доплатить сборщику

Есть еще одно «но». Минфин выдает деньги за каждый кондиционный килограмм. А сборщик сдает «физический килограмм» и требует за это 200 сумов. Но влажность и засоренность добавляют грамм 90 (в среднем) на каждый собранный килограмм, поэтому если человек собрал 100 кг, то кондиционного хлопка там примерно 90 кг. Т.е. хлопзавод даст фермеру по 200 сумов за 90 - 18.000 сумов, минус 12% налогов, получается 16.800 сумов (получит в банке). Но сборщик-то собрал 100 кг и требует 20.000 сумов. И фермер, если он заинтересован в сборщике, отдает ему 20.000 сумов, а то и 22.000, и 25.000 наличными - за каждые 100 физических килограммов…

Взятки на «первой зоне»

Каждый раз, привозя на хлопкопункт сырье, фермер даст «чаевые» представителю первой зоны, - тому, кто определяет сортность и класс хлопка. От его оценки зависит многое, прежде всего, деньги. Еще чаевые нужно давать лаборанту, который делает анализ хлопка.

Как это происходит? Рассказываем.

Начальник первой зоны хлопкопункта,- его между собой называют «первая зона», - смотрит на ваш хлопок, затем его человек поднимается в вашу тележку с хлопком и берет два-три куска хлопка для анализа, вытаскивает, как правило, из загрязненных мест. «Первая зона» на ощупь определяет засоренность и влажность хлопка и объявляет, какой это будет сорт и класс. И смотрит на вас. Если вы соглашаетесь с его оценкой, он пишет это в вашу накладную и направляет во вторую зону, т.е. к весовщику. Обычно обоюдное согласие фермера и представителя первой зоны обходится фермеру в 10.000 сумов (в среднем). Если фермер не даст денег и не согласится с определением лаборанта, эту тележку загоняют во двор хлоппункта и вызывают разборщиков. Разборщики - обычно это начальник лаборатории и его лаборанты, председатель хлоппункта и сам фермер. Все вместе должны провести полноценный анализ привезенного хлопка и определить: какого он сорта и класса?

Как правило, большинство фермеров боятся такого реального анализа, и предпочитают дать 10.000 сумов «первой зоне», чтобы обойти проблему. Хотя анализа бояться не следует. Первый сбор, если хлопок выращен хоть в мало-мальски нормальных условиях, обязательно будет первого сорта. Другое дело, что класс определяют, исходят из засоренности и влажности. Реальный анализ покажет первый сорт, но разница в классах может привести к потере денег.

Первый сорт второй класс оценивается в 752.920 сумов за тонну, а первый сорт третий класс – в 602.480 сумов. Разница почти 150.000 сумов. Учтите, если в день вы сдадите 10 тонн, то на разнице в классе вы автоматически потеряете 1.500.000 сумов. Вот этого и опасаются фермеры, потому предпочитают сразу дать 10.000 сумов, не дожидаясь проверок.

Чтобы фермер оказался сговорчивее, «первая зона» выбирает для проверок хлопок погрязнее и настаивает на присвоении ему третьего класса. Кроме того, если хлопок первого сорта, но второго класса, то из-за засоренности и влажности могут «удержать» до 9% веса хлопка. А если хлопку ставят третий класс, то удержать можно от 9 до 15 процентов, и это уже разбой средь бела дня.

Водители, рабочие, ирригаторы

Надо давать чаевые трактористу-водителю, который отвозит хлопок: очереди у хлопзавода долгие, можно и всю ночь, до утра простоять. И чтобы на другой день тракторист был бодр, ему на каждый рейс надо давать около 20.000-30.000 сумов, чтобы он мог поужинать в чайхане и что-то себе оставить

Давать чаевые трактористу нужно и тогда, когда он приезжает на пахоту: по 5000 сумов за каждый гектар. Иначе весь год будете плакать и проклинать его, такое поле он вам устроит.

Не раз придется давать «на лапу» ирригатору, чтобы открыл вам поливную воду.

Нужно давать рабочим, чтобы не спали летом и направляли поливную воду к себе. Чтобы поливальщики всю ночь работали, нужно им устроить хороший ужин с водкой. Каждый такой «поливной» день обходится минимум в 50.000 сумов, за год их набирается десяток, значит, 500.000 сумов за сезон.

Кроме взяток

Не забудьте еще поездки на селекторные совещания - в среднем, каждые два дня собрания в райцентре. Кроме того, ездишь в банк, по своим делам в хокимият, по вызову в милицию, прокуратуру, на элеватор и хлопзавод. Тут тоже расходы - на дорогу и обед. Скажем, туда 2000 сумов, обратно 2000 сумов, обед – 10.000 сумов, в день получается 14.000 сумов. За год наберется примерно 200 таких «разъездных» дней, это 2.800.000 сумов (1272 доллара).

И все эти расходы - из личного кармана фермера, и ни в какие официальные сметы не вписываются.

* * *

«Фергана.Ру» обращается к экспертам по Узбекистану, ученым-экономистам, специалистам по сельскому хозяйству республики, а также ко всем, знакомым с темой. Объясните, пожалуйста, как хлопководство вообще может существовать в таких условиях? Что можно изменить, чтобы сделать отрасль прибыльной для сельхозпроизводителя? Ваши мнения и комментарии принимаются по адресу ferghana@fergananews.com или оставьте их на этой странице.

Соб. инф.

Международное информационное агентство «Фергана»