Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Археология Южного Казахстана: Раскапывать и защищать

11.11.2014 17:54 msk, Константин Оболенский (Шымкент)

Казахстан Разное Общество Культура и искусство 
Археология Южного Казахстана: Раскапывать и защищать

В Южном Казахстане, в междуречье Арыси и Бадама расположены древние городища и курганы, которые археологи надеются включить в список Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО. Один только Борижарский могильник, которому больше тысячи лет, протянулся почти на 13 километров, и в нем около трех тысяч погребений. За 20 лет работы археологи раскопали меньше одного процента, хотя находки все редкие и уникальные. Однако на этой земле начался строительный бум, а разрешения археологов ни застройщики, ни местные власти, ни владельцы кирпичных заводов не спрашивают. О том, что происходит на раскопках, - в материале «Ферганы».

* * *

- Посмотри: по обе стороны от дороги вся земля распродана. Вот кирпичный завод, берут глину, а тут повсюду - курганы. И ведь никто ничего с археологами не согласовывал. Сколько уже памятников погибло, никто не знает, - горячится мой спутник.

Мы несемся на джипе на запад от Шымкента по территории Ордабасинского района, чтобы ознакомиться с раскопками, ведущимися на уникальных археологических объектах, которые сейчас номинируются в список Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО.

За рулем мой давний, еще со студенческих лет, приятель - генеральный директор института археологии имени Алькея Маргулана, член-корреспондент НАН РК, доктор исторических наук Бауыржан Байтанаев. Если обобщить все титулы, его можно назвать просто: главный археолог Казахстана.

Бауыржан Байтанаев
Бауыржан Байтанаев, главный археолог Казахстана

Разговор в пути

Дорогу, по которой мы едем, не зря называют археологической: здесь повсюду городища и курганы. Плодородные земли и благодатный климат междуречья Арыси и Бадама всегда привлекали людей.

В советское время местность особо не менялась. А теперь здесь повсюду строительство. Кирпичные заводы (уж очень глина качественная), тепличные хозяйства и иные строения, большие и малые, растут как на дрожжах.

По закону, если в зону застройки попадает памятник археологии, в отделе земельных отношений застройщика обязаны предупредить о необходимости получения заключения ученых. На практике местные власти этого не делают. Надзорные органы тоже молчат.

- Сейчас наказание за уничтожение археологических и исторических памятников ужесточили: срок от трех до семи лет, - говорит Бауыржан Абишевич. - А толку нет. Закон не работает. Вот когда посадят за это пару акимов (глав администраций), может, и другие задумаются. Кстати, по конституции все граждане страны отвечают за сохранение историко-культурного наследия.

Мы подъезжаем к первой цели. Справа и слева от шоссе до горизонта протянулись небольшие бугорки – древние захоронения Борижарского могильника.

- Видишь, дорога эта построена в пятидесятых годах. Уже тогда множество памятников погибло. Сейчас ее расширяют. Это - новое уничтожение. Я приостановил работы. Требую, чтобы трассу провели в обход могильника.

Бауыржан видит мой откровенный скепсис.

- А что, в цивилизованных странах так и делают! И на этом не экономят. Мы готовим этот могильник и городища Жуан-тобе и Караспан-тобе, которые с ним связаны, дл включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО. А там одно из требований – сохранение целостности памятника и аутентичность его исторического ландшафта. Надо и местным властям об этом задуматься.

Но пора от нынешних страстей перейти к седой древности.

Борижарский резерват

Сорок семь километров к западу от Шымкента. Это крупнейший домусульманский некрополь не только Казахстана, но и всей Центральной Азии – Борижарский могильник.

А еще внизу, на окраине села Колтоган, огромный бугор, обнесенный земляным валом, – городище Жуантобе, в прошлом - Кангха или Кенджида, неоднократно упоминавшийся арабскими путешественниками. Оба объекта давно исследуются археологами, но продолжают хранить свои тайны.

Жуантобе
Жуантобе. Фото Андрея Донца

Первые раскопки были проведены на могильнике еще в 1893 году. Затем здесь в научно-исследовательских работах в 1949 и 1951 годах принимали участие видные ученые А.Бернштам и Г.Пацевич. В 1967 году экспедицию возглавляли Б.Нурмухамедов и К.Акишев. Позже, в девяностых годах прошедшего века, Борижар стали тщательно и систематично изучать сотрудники Южно-Казахстанского музея совместно с Республиканским Институтом археологии имени А.Маргулана.

Продолжаются эти работы и сейчас. К моменту нашего приезда археологи как раз зачищали одно из вскрытых погребений. Это простая грунтовая яма. Внутри - человеческий костяк. А в качестве атрибуции - какие-то железные кружки, похожие на очень большие монеты, но что это такое, пока не ясно.

Грунтовые ямы здесь - наиболее ранний тип погребений. Человек, похороненный с железными кружками, мог быть ровесником Юлия Цезаря.


Костяк. Фото Андрея Донца

Во II веке нашей эры погребальный обряд здешних насельников поменялся, и они стали хоронить в катакомбах под курганами. Занятие это трудоемкое, но так пытались скрыть могилы от грабителей. Что, впрочем, не особо удавалось. Погребения в катакомбах археологи связывают с жившими здесь племенами сарматов.

В IV веке они по каким-то причинам покинули здешние земли, и опять произошла смена обряда. На расположенном рядом городище сложилась синкретическая тюрко-согдийская цивилизация. Согдийцы были огнепоклонниками и хоронили своих умерших в склепах-наусах. Тогда здешние места покрылись как бы маленькими домиками. Все оборвалось с приходом арабов, которые активно разрушали склепы. Такова общая канва истории могильника, который был действующим примерно 800 лет.

Сколько же человек было в нем похоронено? В официальном описании 1994 года сказано, что Борижарский могильник «вытянут на расстоянии 5-7 км вдоль реки, на 1-й и 2-й надпойменных террасах в виде полосы шириной от 1 до 2,5 км. Представляет собой могильное поле, насчитывающее сотни различных курганных насыпей. Могильник оставлен оседлым населением, жившим в 1-м тыс. н. э. в долине р.Арысь, и скотоводческими племенами, имевшими здесь свои кочевья».

Но более детальные исследования территории позволили установить, что длина могильника составляет до 13 километров. И здесь около трех тысяч погребений. А если учесть, что во многих погребениях похоронено по несколько человек, то можно смело утверждать, что в этой земле лежат не менее десяти тысяч представителей разных племен, сменявших здесь друг друга на протяжении около тысячи лет, за которые возвысились и рухнули Римская империя, Персидская империя Сасанидов и Тюркский каганат.


Фото Андрея Донца

В настоящее время раскопками могильника руководит старший научный сотрудник областного историко-краеведческого музея Айсулу Ержигитова. Она признает, что несмотря на все старания, сделано пока немного: «За двадцать лет работы на могильнике нами раскопано около ста склепов и несколько катакомб. Это меньше одного процента».

Наградой за упорный труд археологам служат серебряные и бронзовые пряжки и бляхи от наборных поясов, железные кинжалы и мечи, ножи, украшения и керамика.


Ляган. Фото Андрея Донца

Борижарский могильник, по мнению крупнейших ученых, - один из важнейших археологических памятников страны. Причем в его изучении могут открыться совершенно неожиданные аспекты.

- Это же настоящий археологический резерват. Здесь необходимы геномные исследования. Тогда мы и узнаем, кем были похороненные здесь люди, откуда они пришли сюда - с запада или, наоборот, с востока, - увлеченно рассказывает Бауыржан Байтанаев.

Значение Борижарского некрополя и близлежащих средневековых городищ Жуан-тобе и Караспан-тобе для изучения истории Центральной Азии столь велико, что они могут быть включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

За неимением времени нам не удалось детально осмотреть прилегающее к Борижарам городище Жуан-тобе. Зато со следующим археологическим памятником мы познакомились детально.

Он же Арсубаникет

Минуем бывшее переселенческое село Мамаевка, ныне Колтоган. Дальше - Торе-Арык (в советское время Комсомол), которому историческое название вернули относительно недавно. Есть данные, что именно в нем похоронен знаменитый Ахмет Кенесарин. Но это отдельная тема. Мост через Бадам, село Караспан (бывшая Обручевка, тоже переселенческое). И вот оно - массивное и величественное городище Караспан-тобе.

Обратимся к официальному описанию: «В 1-м км к югу от села Караспан (Обручевка), слева от автомобильной дороги на г. Арысь. Обследовано в 1898 г. Н.П.Остроумовым, в 1946 г. – Южно-Казахстанской археологической экспедицией (А.Н.Бернштам), в 1951 г. – этой же экспедицией (Е.И.Агеева).

Топография памятника: городище двухчастное с кольцевым рабадом. По форме дублирует городище Жуантобе, отличаясь от последнего большими размерами. Подпрямоугольный в плане бугор (цитадель) опоясывает аморфным кольцом рабад; высота 22-24 м.

Некоторые исследователи (Е.И.Агеева, Г.И.Пацевич) склонны отождествлять городище Караспантобе со средневековым городом Карасаманом, в котором, по свидетельству Низамаддина Шами и Шараф-ад-дина Йезди, в 1392 г. Тимур принимал послов хана Тохтамыша, а затем, согласно описаниям Хафиза Таныша, в 1581 г. находилась часть войск и обоз Абдаллах-хана».


Раскоп. Фото Андрея Донца

Есть предание о том, что в этих местах была большая битва казахов с джунгарами. Косвенно это может подтвердить одно обстоятельство. В начале 90-х годов мы проводили в этом районе археологические раскопки. Одна группа короткое время занималась изучением именно городища Караспан. Сделали разрез кольцевого рабада и сразу наткнулись на массу человеческих костей. Это было не погребение, а скорее, братская могила. Несомненно, так могли погребать только в том случае, если трупов было очень много. Раскопки прекратили, траншею засыпали, так что и сейчас неизвестно, кто были эти люди и когда они погибли.

Работающие здесь археологи сейчас вскрывают верхние позднесредневековые слои с небольшими и незамысловатыми жилищами последних жителей города.

- Вот типичная комната, - показывает Бауыржан Абишевич, - здесь - место для хранения продуктов. Здесь спали. В стенах были ниши для вещей и светильников.

Специалисты определили, что город прекратил свое существование в начале XVIII века. То есть, примерно в одно время с Отраром. Связано это может быть со знаменитым джунгарским походом 1723 года.

Одна из загадок - возникновение Арсубаникета. И здесь есть версия, от которой захватывает дух.

- В «Шахнамэ» есть упоминание... Помните советский фильм «Легенда о Сиявуше»? Многие ученые уверены, что это и есть тот город, - увлеченно говорит Бауыржан Байтанаев.

Согласно величайшей эпической поэме, созданной автором «Шахнамэ» (Книга царей) Фирдоуси, герой Сиявуш в силу трагических обстоятельств был вынужден покинуть Иран. Далеко на севере он строит свой город счастья, где все люди равны. Так что, возможно, это его остатки.

Тамерлан принимал здесь послов Тохтамыша, в городе был дворец. И этот дворец археологам еще предстоит найти.

Можно не сомневаться, что городище Караспан-тобе хранит еще немало сюрпризов.

Константин Оболенский. Фото автора

Международное информационное агентство «Фергана»