Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Умида Ниязова: «Почему мы говорим о революции в контексте Узбекистана?»

Умида Ниязова: «Почему мы говорим о революции в контексте Узбекистана?»

Ответ на размышления Ташпулата Рахматуллаева о пагубности революции в Узбекистане

Статьи самаркандского журналиста Ташпулата Рахматуллаева о нежелательности революции в Узбекистане (тут и тут) вызвали у руководителя правозащитной организации «Узбекско-Германский форум» Умиды Ниязовой желание высказать свою точку зрения. По ее мнению, мысли о революции или ином виде протеста возникают потому, что узбекская власть отказывается решать насущные проблемы людей, а все свои силы направляет на пропаганду и борьбу с критиками режима.

Кто сказал, что революция - это хорошо?

Возможно, в окружении уважаемого Ташпулата Рахматуллаева много людей, которые считают, что революция - это положительное явление для Узбекистана, и, вероятно, поэтому журналист настойчиво утверждает, что «революция ему не нужна». Однако я не знаю ни одного придерживающегося оппозиционных взглядов узбекистанца, который бы сказал, что революция - это благо для страны и ее необходимо осуществить. Я думаю, что это даже не предмет для дискуссии. Однозначно, революция сопровождается хаосом и беспорядками, и даже если ее лидеры хотят принести благополучие народу, результат таких потрясений совершенно непредсказуем.

Но почему мы заговорили о революции в контексте Узбекистана? Ответ очевиден: потому что безответственная власть отказывается решать насущные проблемы людей, вместо этого все свои силы направляет на пропаганду и борьбу со своими критиками.

Соглашусь с тем, что большинство людей в Узбекистане, возможно, продолжают уважать президента Ислама Каримова и во всех бедах склонны винить местную власть. Этим отчасти занимается и Ташпулат-ака, описывая проблемы людей из-за отсутствия газа и электроэнергии, сетуя на беспечность власти в Самарканде и взывая к совести руководителей «Узбекэнерго» и «Узтрансгаза».

Но что-то мне подсказывает, что обожаемый народом президент Каримов не имеет представления об энергетическом кризисе, охватившем страну. Не потому что, если бы знал, то начал решать проблемы, а потому, что насущные проблемы людей не обсуждаются в официальной прессе, нет дискуссий и предложений по выводу страны из энергетического кризиса. Президенту и его окружению проблемы людей не интересны, а главное - не угрожают их благополучию и дальнейшему пребыванию у власти. Пока не угрожают.

Тот самый «синдром отключенного сознания» помогает людям в Узбекистане выжить в этих реалиях, продолжать верить, что где-то на самом верху есть ответственная власть, что кто-то в состоянии начать, наконец, проводить реформы. Иначе во что можно верить и как надеяться на лучшее, если предположить, что политическая элита Ташкента бездарная, лживая и безответственная?

Без «массового прозрения», которое, по мнению Ташпулата-ака, нежелательно, в стране не будет изменений. Люди должны быть ответственными и думающими гражданами, иначе придется рассуждать о восстании и революции как о единственной возможности для изменений в Узбекистане.

Никогда не поздно начинать реформы, но вопрос состоит в том, кто их будет осуществлять. Есть ли в Узбекистане хоть малейшая возможность того, что политическая элита, спецслужбы и сотрудники президентского аппарата перестанут врать и воровать, задумаются о том, что страна нуждается в демократических и экономических реформах? К сожалению, я не верю, что способные на это люди в узбекской власти есть.

Приоритет экономики над политикой?

Приоритет экономики над политикой – эта мантра, придуманная президентом Каримовым или кем-то из его окружения, повторяется второй десяток лет. «Нужно сначала провести экономические реформы», говорит и уважаемый Ташпулат-ака. На практике это обернулось тем, что власти уничтожили политическую оппозицию, заткнули рот всем СМИ, изжили в инициативных и честных людях желание участвовать в управлении страной.

Разве у нас есть возможность открыто и без цензуры обсуждать в центральных СМИ проблемы отсутствия света и газа? Разве самаркандский хоким (глава администрации) или руководители газовых предприятий принимают решения об объемах поставок газа и электроэнергии населению страны? Разве не в президентском аппарате принимается решение о том, сколько газа продать Китаю, а сколько оставить собственному населению, чтобы оно совсем не закоченело от холода? Кто-нибудь из властей предержащих хоть раз объяснил людям, куда делись газ и свет?

Нам предлагают на время забыть, что существуют проблемы с отсутствием в Узбекистане политической оппозиции, гражданского общества, независимости судов, свободы прессы и так далее. Вместо этого, мол, нужно сосредоточиться на решении вопроса о том, как накормить народ. В данном случае народ воспринимается как некая безликая масса, над которой власть будет проводить эксперименты, а ей, этой массе, совсем не обязательно знать, что это за опыты, оценивать их и участвовать в реформах.

Но странным образом отсутствие политических свобод, сменяемость власти и свобода прессы имеют непосредственную связь с наличием в домах людей света, еды и тепла. Пример Северной и Южной Корей подтверждает этот тезис: всеобъемлющая любовь к вождю сопровождается голодом и холодом, а сменяемость власти - благополучием, брендом Samsung и успехом Gangnam Style.

Политические и экономические реформы должны проводиться одновременно. Открытое обсуждение экономических проблем в стране - это политика.

Когда президент Каримов выйдет к настоящим журналистам и сможет внятно объяснить людям, почему они мерзнут каждую зиму, почему миллионы соотечественников уезжают работать в Россию, кто виноват в царящей в стране коррупции и безработице, а главное, как и в какие сроки он собирается решать эти проблемы, вот тогда-то и вернутся свет и газ в наши дома.

Умида Ниязова
Украина как страшилка

«Нужно не допустить, чтобы иностранные «покровители» под надуманными предлогами вмешивались во внутренние дела страны», - считает Ташпулат Рахматуллаев. Революционная смена власти в Украине ему представляется как зло, которое нельзя допустить в Узбекистане.

Сравнив убранство домов президента Януковича и канцлера Германии Ангелы Меркель, приходишь к однозначному мнению, что у украинцев были-таки причины для возмущения. Любители заговоров скажут, что революцию на Украине устроила Америка. Однако нельзя отрицать, что без серьезных причин люди не выходят на улицу, тем более - не идут умирать под пули.

И это главное, над чем должны задуматься те, кто сегодня управляет Узбекистаном. Нужно забыть пропагандистскую шелуху о том, что те, кто их критикует, делает это на деньги иностранных покровителей. Нужно слушать людей, любящих свою страну и желающих изменений к лучшему, слушать таких патриотов, как, например, Ташпулат Рахматуллаев.

Умида Ниязова, политический беженец, руководитель правозащитной организации «Узбекско-Германский Форум», Берлин

Международное информационное агентство «Фергана»