Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Свидетели со стороны Кыргызстана. Правозащитник Толекан Исмаилова – об Андижане 2005 года

Свидетели со стороны Кыргызстана. Правозащитник Толекан Исмаилова – об Андижане 2005 года

В эти дни мы вспоминаем андижанский расстрел 2005 года. Беженцы хлынули тогда из Узбекистана в Кыргызстан, и к ним приехали киргизские правозащитники. Сегодня «Фергана» представляет фильм «Люди, в которых стреляли», снятый НПО «Граждане против коррупции» в мае-июне 2005 года в лагере узбекских беженцев на территории Кыргызстана. 7 июня 2005 года этот фильм был презентован в Бишкеке, однако уже год спустя он был запрещен к показу. Толекан Исмаилова, которая сегодня возглавляет правозащитную организацию «Бир Дуйно – Кыргызстан», рассказала «Фергане» и о своих поездках в лагерь беженцев в те дни, и о самом фильме.

* * *

- Когда и как вы узнали о расстреле, о том, что произошло 13 мая 2005 года в Андижане?

Толекан Исмаилова: В 2000 году по всей Центральной Азии при партнерстве с Институтом Демократии Восточной Европы была создана гражданская сеть правозащитников и активистов под названием «Гражданские мосты - Центральной Азии», которые выступали против коррупции и говорили о нарушениях прав человека. Наш партнер была Ирена Ласота, президент Института Демократии Восточной Европы.

Мы знали, что происходит в каждой стране региона. Особенно мы переживали, что в 2001-2002 годах все больше сужалось пространство для НПО в Узбекистане, началось преследование правозащитников, которые говорили о нарушении прав человека. В итоге в 2005 году там был принят закон об ограничении деятельности НПО.

Об андижанских событиях мы узнали из выпусков новостей, как и о том, что сейчас на границе Кыргызстана с Узбекистаном якобы беспорядки, и люди, которых описывали как «бородачей», бегут через границу. По нашей правозащитной сети мы получали сообщения, что идут несправедливые судебные процессы над бизнесменами в Ферганской долине. Это были обычные молодые люди, которые владели малым и средним бизнесом, занимались спортивными благотворительными акциями и были очень успешны. Однако их всех обвинили в акромизме, сказали, что это, мол, была радикальная группа бизнесменов, которая выступала против конституционного строя и предоставляла угрозу безопасности страны. Шли масштабные судебные процессы, говорили, что людям дают большие сроки и отправляют в самые глухие колонии. Я думаю, что власть опасалась этих людей, потому что они могли влиять на молодёжь.

Мы были встревожены и решили поехать туда, где собирались узбекские беженцы, чтобы посмотреть, насколько эта информация соответствует действительности. Это было с 15 по 17 мая 2005 года. Я пригласила с собой журналиста телевизионной студии «Замана» Азиму Расулову, и мы вместе поехали на юг. Добрались на машине до местности Тешик-Таш, что в Джалал-Абадской области. И там, на открытой местности мы увидели огромное количество людей, которые расположились прямо на земле. Тогда там не было никакого палаточного городка, лагеря для беженцев, это было просто стихийное пристанище для беженцев. Людей было очень много: женщин, дети, старики и молодые люди. Среди них мы даже нашли троих, кто уже был осужден, но сумел убежать.

И все они рассказывали, что происходило на площади. Люди ждали, что приедет Каримов и все уладит, потому что конфликт назревал серьезный. Тем более и власти говорили людям, что приедет президент и разберется с несправедливыми судами. И люди вышли на площадь, а в небе появились вертолеты, а на площадь въехали бронетранспортеры и начали стрелять по мирному населению. Один мальчик рассказал, как он бежал вместе с маленькой сестренкой, она упала от выстрела и умерла. И так погибло очень много людей, пока они смогли убежать из города и пересечь границу. Поэтому и фильм мы назвали «Люди, в которых стреляют».


Лагерь беженцев в Кыргызстане. 2005 год.
 

Тогда было очень жарко, по детям ползали мухи, люди пили грязную воду из арыков, потому что другой не было, там же мыли руки и чистили зубы. Это было ужасно, очень страшно. Я побежала на ближайший холм, чтобы дозвониться тогда исполняющей обязанности Министра иностранных дел Розе Отунбаевой. И начала рассказывай ей о происходящем, о бегущих на нашу территорию людях, которые нуждаются в срочной помощи со стороны Кыргызстана.

- Беженцев выдавали обратно?

- Да, такие факты были, поэтому, даже оказавшись на территории Кыргызстана, люди продолжали бояться, что их сдадут обратно в Узбекистан. Люди прятались, где могли, мы находили их даже под кустами, и они в испуге просили нас забрать и вывезти хотя бы в багажниках в более безопасное место.

Заместитель председателя Погранслужбы Кыргызстана Абсабыр Эреженов сказал нам на камеру, что Узбекистану было выдано около 80 человек. Это было 17 мая. Сколько всего было выдано людей, нам неизвестно. Однако мы предполагаем, что все это делалось за деньги. Пограничники, похоже, были уверены, что это не беженцы, а преступники, и им платили деньги за их выдачу…

Потом стало известно еще о четверых, которые были официально выданы Узбекистану нашим тогдашним генпрокурором Азимбеком Бекназаровым. Это было ужасно. И Бекназаров до сих пор не понес за это наказание.

Тогда узбекская сторона была связана с нашими пост-революционными лидерами, оказывается, узбекский прокурор учился вместе с Бекназаровым. Возможно, поэтому он и выдал Ташкенту четверых беженцев в нарушение всех международных обязательств.


Лагерь беженцев в Кыргызстане. 2005 год.
 

- Какая роль и позиция была у Розы Отунбаевой?

- Она сразу же отреагировала на мой звонок. И повлияла, чтобы на этом месте был развернут лагерь для беженцев, этим делом стали заниматься международные организации, в частности, УВКБ (Управление Верховного комиссара по делам беженцев ООН). Итогом стал тот факт, что около 500 человек получили политическое убежище в третьей стране.

- Эти люди в лагере были террористами, как их обвиняли?

- Конечно, нет, и бородачей там никаких не было. Это были обычные люди, которые голодали и страдали от несправедливости. И мы просто рассказали о них всему миру. Второй раз я побывала там уже в июне, когда был создан палаточный лагерь и там работали УВКБ, ЮНИСЕФ, «Красный Крест» и другие международные организации. Тогда, в июне, людям уже начали выдавать удостоверения беженцев и обещали предоставить убежище.

- Расскажите про документальный фильм, который вы там снимали.

- Мы снимали оба наших приезда в лагерь беженцев, в мае и в июне. Люди были очень активны, тем более что наша организация («Граждане против коррупции») была широко известна, и рассказывали нам, что происходило на площади, как люди ждали приезда официальных властей, а их начали расстреливать.

7 июня 2005 года этот фильм был презентован в Бишкеке, однако уже год спустя он был запрещен к показу.

Из релиза 2005 года о фильме «Люди, в которых стреляли».

13 мая 2005 года, по словам очевидцев, все жители Андижана собрались на мирный митинг и скоро услышали в небе шум вертолета. «Мы подумали, что приехал Каримов, и обрадовались. Думали, он разъяснит нам ситуацию вокруг задержанных ровно год тому назад невиновных людей, которых посадили в тюрьму на 55 лет. Однако вместо этого по нам стали стрелять. Послышались крики: «Бегите! Прячьтесь!» Я стала убегать. Вдруг перед моими глазами упал молодой парень. Его голова была насквозь пробита пулями. Он был убит», - рассказывает в фильме одна из свидетельниц расстрела.

По словам детей, когда они бежали через мост, на деревьях сидели солдаты и стреляли по ним. «Один солдат целился в меня, но попал в бегущую рядом со мной двенадцатилетнюю Руди, которая умерла», - говорит один из мальчиков.

В фильме есть интервью с тремя бывшими заключенными, которым удалось бежать из тюрьмы в ночь с 12 на 13 мая 2005 года. По их словам, их, предпринимателей, год назад, в июне 2004 года забрали сотрудники СНБ. «Нас пытали, избивали, обвиняя нас в том, что мы состоим в террористической группировке «Акромия». Но мы - простые предприниматели, видно, кто-то завидовал нашему успеху в бизнесе и решил убрать нас таким путем. Нас заставили подписать бумаги, что мы принадлежим к террористической группировке «Акромия», грозили, что будут пытать наших жен и детей», - говорят они.

Лидер НПО «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова представила обращение узбекских беженцев, живущих в палаточном городке в Кыргызстане, недалеко от границы с Узбекистаном. Обращение направлено киргизскому, узбекскому руководству, а также к ОБСЕ, его подписали 377 человек. Жители палаточного городка рассказывают о случившемся в Андижане и просят все мировое сообщество не оставить без внимания их судьбы. «Мы знаем, что кыргызстанцы хотят, чтобы мы побыстрее возвратились в Узбекистан, но там нас ждет гибель», - говорят узбекские беженцы.

По словам Толекан Исмаиловой, Кыргызстан должен показать свою демократическую сторону и положить традицию политической гуманности по отношению к гражданам Узбекистана, бежавшим после андижанских событий и находящихся на киргизской территории. «Кыргызстан также должен взять обязательства по выполнению международных обязательств, которые подписало наше государство. Я думаю, что вопрос с беженцами должен решаться кыргызскими и узбекскими сторонами в соответствии с положениями Управления Верховного Комиссариата по делам беженцев Организации объединенных наций (УВКБ ООН)», - сказала Т.Исмаилова.


Лагерь беженцев в Кыргызстане. 2005 год.
 

Международное информационное агентство «Фергана»