Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Казахстан: Книга Бития, или Кто и что «разжигает»

Казахстан: Книга Бития, или Кто и что «разжигает»

Ситуация вокруг написанной 23 года назад и неизданной книги Мурата Телибекова «Ветер с улицы» сама по себе напоминает абсурдистскую повесть. За цитирование фрагментов из книги под арестом находятся два человека: одного можно условно считать сторонником книги, другого – противником. Сам Мурат Телибеков оказался между молотом и наковальней: одно уголовное дело пока приостановлено, по другому он проходит свидетелем.

Привет из прошлого

В далеком 1992 году Мурат Телибеков обратился в алма-атинское издательство «Кытап» с просьбой напечатать сборник его произведений под общим названием «Ветер с улицы». Сославшись на какие-то технические причины, издательство уничтожило вышедший небольшой тираж, извинившись перед автором и выплатив ему компенсацию, после чего все и забылось.

Однако даже для того относительно либерального времени размышления писателя о политической системе, о стране и о своей нации могли показаться слишком резкими.

Внезапно тема нации снова всплыла 7 апреля 2015 года, когда полиция возбудила в отношении Телибекова дело по «популярной» в стране политической статье – «Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни». Немногим раньше в Алма-Ате незамеченной для СМИ и общественности прошла пресс-конференция группы национал-патриотической «интеллигенции» с участием общественной деятельницы Гульбахрам Жунис, которая стала известна после хулиганской выходки: во время пресс-конференции ныне осужденного оппозиционного политика Владимира Козлова она сотоварищи забросали его яйцами и выкрикивали оскорбления за то, что русский заявил о своем намерении баллотироваться на пост президента. В этом году пресс-конференция Гульбахрам Жунис была полностью посвящена книге Телибекова. Участники обвинили писателя, этнического казаха, в «осквернении чести и достоинства всех граждан Казахстана». Но поскольку никто из обычных граждан Казахстана претензий не высказал, то нелегкую миссию доноса и обличения взвалили на себя национал-патриоты. А те, ради чьих дальнейших действий «пресс-конференция» и устраивалась, не замедлили отреагировать.

Как указывается в материалах уголовного дела, где Мурат Телибеков проходит подозреваемым, - оно возбуждено «по поводу публикации, размещенной весной этого года на сайтах Zona.kz и «Файлообменник». Полиция также назначила филологическую экспертизу и получила нужные ей подтверждения – в публикации (по всей видимости, лишь в одном ее фрагменте) содержатся выражения, оскорбляющие честь и достоинство казахской нации.

На что сам Телибеков ответил, что в целом книга его, но вменяемый ему определенный оскорбительный отрывок - чужой, тем более что за 23 года файлы, переданные в печать, могли оказаться у кого угодно. А вставить нужные слова в текст – дело техники. К тому же в единственном экземпляре отпечатанной книги Телибекова тех фраз и слов о казахской нации нет.

12 октября этого года вечером в Алма-Ате почти одновременно несколько десятков полицейских ворвались в офис Ермека Нарымбаева и в квартиру Серикжана Мамбеталина – двух оппозиционно настроенных общественных активистов. У обоих изъяли всю оргтехнику (у Нарымбаева обыск прошел еще и дома). Успокоив подоспевших супругу и адвоката Нарымбаева, что забирать его не станут, полицейские тайно все-таки вывезли Нарымбаева в департамент внутренних дел. Там же вскоре оказался и Мамбеталин. Обоих обвиняли в том, что на своих страницах в Facebook они процитировали крамольный отрывок из «Ветра с улицы». Причем, если Нарымбаев признал, что, несмотря на резкость, слова писателя честные, то Мамбеталин сопроводил их пояснением «Слова Иблиса». Этого оказалось достаточно, чтобы на следующий день обоим продлили арест на два месяца на период следствия по «групповому разжиганию» межнациональной розни.

Перед задержанием Нарымбаева и Мамбеталина также прошла пресс-конференция национально-ориентированной «интеллигенции», среди которых снова оказалась Гульбахрам Жунис. И опять раздались знакомые требования - обратить внимание органов на онлайн-деятельность обоих активистов. Для подстраховки в тот же день поступило аналогичное требование от еще одной группы национал-патриотов, возглавляемой поэтом Мухтаром Шахановым, и чтобы уж наверняка – был сделан контрольный анонимный звонок. Так что полиции «ничего не оставалось делать», как оперативно и шумно отреагировать на массовые заявления возмущенных граждан.

Как бы ни были обидны слова, якобы сказанные Телибековым, - они выражают чувства писателя по отношению к собственной нации, а не к какой-то другой. И с этой точки зрения возбуждение уголовного дела по статье о разжигании межнациональной розни не поддается никакой нормальной логике. Если совершить экскурс в историю, то наиболее почитаемый в Казахстане поэт и мыслитель Абай, живший в позапрошлом столетии, не менее жестко отзывался о своих соплеменниках («О чем они говорят? Не о науке и знаниях, не о мире и справедливости радеет казах, ему бы разбогатеть, да не знает — как? Вот и ловчит, хитрит, чтоб хоть лестью выманить богатство у других, не удастся — будет люто враждовать со всем светом. Отца родного не прочь обобрать и не сочтет это позором для себя»). С постоянной критикой обращался к казахам и недавно умерший «последний казах» Герольд Бельгер – известный казахстанский писатель немецкого происхождения, безупречный знаток казахского языка, еще при жизни ставший совестью нации. И ему это прощалось, поскольку, несмотря на происхождение, душой он был казах и искренне болел за «свою» нацию.

Кстати, Герольд Карлович ранее прочел запретное произведение Телибекова. «Я бы не стал утверждать, что такая литература не имеет права на существование, - высказался он. - Есть, очевидно, поклонники и у такой литературы. Общественно вредной, опасной, разжигающей вражду, стравливающей народы, призывающей к свержению власти, сеющей смуту и пр. я эту книгу не считаю».

Можно было бы привести десятки фамилий европейских и русских писателей, которые более чем негативно отзывались о своих соотечественниках. Но на то они и писатели, чтобы показывать самые неприглядные стороны национальных характеров. Если они, конечно, действительно писатели.


Мурат Телибеков с экземпляром своей книги «Ветер с улицы»

«Корпус Д» не понимает шуток

Частично прочесть книгу Мурата Телибекова труда не составляет даже сейчас – и нужно быть «особо продвинутым» интернет-пользователем, чтобы в заявлениях и следственных материалах опираться на непонятный «файлообменник» (редакция ныне заблокированого сайта Zona.kz доказала, что не имеет к обвинению никакого отношения и у себя произведения не размещала).

Зачем Казахстану понадобилось разыгрывать весь этот бурлеск? Вряд ли кто узнает. Страна, следующая определенной логике во внешней политике, не перестает удивлять мир непредсказуемостью в политике внутренней. Запрещать книги уже доводилось. Генеральная прокуратура под угрозой уголовной ответственности запрещала читать гражданам книгу «Крестный тесть» беглого зятя президента Назарбаева Рахата Алиева, после чего все, конечно же, принялись скачивать ее из сети. Казахстанские суды умудрились запретить суру из Корана и приговорить к сожжению Библии. Так что при такой последовательности нет ничего удивительного и в отношении к книге Мурата Телибекова.

Но, скорей всего, дело в другом. Во время своей пресс-конференции в августе М.Телибеков высказал предположение, что преследования стали ответом на его попытку выставить свою кандидатуру на последних президентских выборах и местью за устроенный им скандал во время обязательного экзамена на знание казахского языка, процедура которого предельно непрозрачна.

- Люди предупреждали меня, что мое поведение на экзаменационной комиссии было непозволительно дерзким. И, несомненно, реакция будет, и я буду наказан за эту непозволительную вольность, - поделился тогда Мурат Телибеков.

Можно подробней остановиться и на личности общественного деятеля, чтобы попытаться понять, на каком этапе он все-таки «достал» власти.

Мурат Телибеков, председатель «Союза мусульман Казахстана» и «Мусульманского комитета по правам человека», человек, безусловно, талантливый, но для традиционалистского общества слишком эксцентричный, к тому же любитель мистификаций и стёба. Прекрасный публицист (в том числе автор еще одной табуированной пьесы «Абай IV») пользуется немалой популярностью в СМИ благодаря пресс-релизам, которые выходят от имени «Союза мусульман Казахстана».

Например, была выдвинута инициатива построения отдельного Национального пантеона для самых достойных граждан и поиска под него места.

Для этой цели, по мнению СМК, как нельзя лучше подходит Луна, так как «захоронения выдающих личностей должны быть достаточно удалены от земли, дабы избежать актов осквернения и вандализма со стороны экстремистов и террористов… Принимая во внимание обожествление Луны многими народами, строительство на ее поверхности пантеона придаст Казахстану особый статус, что увеличит приток инвестиций в страну», а саму Луну при этом можно будет включить в состав Акмолинской области.

Или инициатива относительно президентского возраста. Поскольку по Конституции РК установлен минимальный возраст 40 лет, но отсутствует максимальный, то «в случае, если глава государства по достижении 80-летнего возраста стремится и далее управлять страной, он должен быть казнен вне зависимости от его желания», - указывается в пресс-релизе.

Еще была инициатива «Союза мусульман» по учреждению специального корпуса «Д» для чиновников с низким интеллектуальным уровнем. «Необходимость нововведения продиктована тем, что в последнее время участились публичные высказывания и предложения государственных чиновников, вызывающие всеобщий смех и недоумение. Тем самым в значительной степени подрывается авторитет власти и степень доверия к ней. Чтобы не допустить этого, предлагается всем чиновникам, входящим в корпус «Д», запретить выступать в СМИ и не допускать к решению важных государственных вопросов», но поскольку такие чиновники, как правило, дисциплинированы и исполнительны, им предлагается доверить курьерскую службу или организацию фуршетов.

Но вот как раз многочисленные чиновники «из корпуса «Д», а также силовики, как правило, не отягощены чувством юмора и все воспринимают буквально. И могут обидеться.

К тому же, помимо виртуального пространства, есть еще реальность, и в ней Мурат Телибеков несколько раз приговаривался к штрафам и административным арестам за участие в деятельности незарегистрированной организации и в акциях протеста. Также несколько раз успел «наступить на мозоль» официальному духовенству, так что противников у него хватает.

То же самое можно сказать и о двух других пострадавших за распространение отрывка из книги. Оба явно относятся к «несогласным». Ермек Нарымбаев – бывший политзэк, отсидевший четыре года по сфальсифицированной статье, но при этом не успокоившийся. Последняя административная отсидка за попытку публично задать вопрос властям после девальвации тенге у него произошла в августе 2015-го, и это был первый случай в Казахстане, когда за него лично вступился Специальный докладчик ООН по вопросам мирных собраний Майна Киаи. У Серикжана Мамбеталина перед предпоследними парламентскими выборами фактически отняли партию «Руханият», после чего он долгое время жил за границей, в том числе на Украине. Недавно вернувшись в страну, он вновь стал всё чаще заявлять о себе.

Как видно, и в их случаях хватило поводов для «показательной порки».

«Ветер с улицы» продолжает нагонять страх

Сейчас дело в отношении Мурата Телибекова приостановлено – официально полиция направила запрос в «файлообменник» по поводу того, кто же разместил там произведение. Однако опасная книга продолжает жить своей жизнью. Недавно еще одной гражданской активистке из Алма-Аты Бахытжан Торегожиной оперативно вручили прокурорское предупреждение, как только она заикнулась в facebook’е о намерениях начать кампанию по перепостам книги Телибекова.

В то же время адвокат Телибекова Серик Сарсенов обнаружил, что все сроки привлечения к ответственности писателя прошли, даже если бы и было за что привлекать. Полиция возбудила дело по статье Уголовного кодекса, вступившего в силу в январе 2015 года, хотя сама публикация была сделана задолго до этого. И хотя в прежнем УК такая статья имелась, но максимум, что по ней грозило, – штраф. Согласно же законодательства, «закон, усиливающий ответственность, не имеет обратной силы», - отмечает адвокат.

С разных сторон и за Телибекова, и за Нарымбаева, и за Мамбеталина встали вступаться местные и международные организации. В поддержку Телибекова высказался Казахский пен-клуб, в отношении двух других замолвил слово Human Rights Watch.

Но, похоже, что книга «Ветер с улицы», получив изрядную рекламу, уже стала инструментом в новом витке «охоты на ведьм». И за это автор уже никак не в ответе.

Арман Бейсинбинов

Международное информационное агентство «Фергана»