Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: Для кого писаны правила дорожного движения?

17.02.2017 17:33 msk, Сид Янышев

Криминал Законы Узбекистан Общество
Узбекистан: Для кого писаны правила дорожного движения?

Несоблюдение правил дорожного движения и регулярное их нарушение как со стороны автолюбителей, так и «гаишников» в Узбекистане уже практически является нормой. Правил толком не знают ни водители, ни блюстители закона. Приезжие, встречаясь с многочисленными нарушениями на дорогах, приходят в ужас от царящего тут хаоса. Притом, что автопоток в стране с каждым годом все увеличивается, а в столице республики пробки, особенно в часы-пик, давно не редкость. Корреспондент «Ферганы» вместе с опытным автолюбителем прокатился по автодорогам Ташкента, чтобы понять, насколько все плохо. И вот комментарии нашего водителя (см. также видео ниже).

Где ремень?

- Начнем с самого элементарного – ремней безопасности, - рассказывает автолюбитель с 25-летним стажем Игорь Иванов. – Мало кто знает, что пристегивание по правилам дорожного движения обязательно не только для водителя и пассажира, сидящего на переднем сидении, но и для пассажиров на задних сидениях, если там изначально эти ремни присутствуют. И, например, в Кыргызстане или Украине за нарушение этого правила штрафуют не только водителя, но и пассажиров. У нас же даже водители пристегиваются очень редко, скажем, когда гаишник находится в прямой видимости. А пассажиры – ни передний, ни задние – практически никогда.

Почему? Потому что за это полагается самый низкий штраф, и это единственное нарушение, за которое на месте не отбирают права. И с гаишником, если у тебя есть высокие покровители, всегда можно договориться, чтобы за более серьезное нарушение он оформил штраф лишь за непристегнутый ремень.

Второе: если ты на перекрестке не успел при уже мигающем зеленом светофоре вовремя остановиться, то по правилам вполне можешь продолжить движение и проехать этот перекресток. Однако автомобилисты с пересекающейся дороги, как правило, не дают тебе это сделать и идут на таран, что, естественно, создает аварийную ситуацию.

И тут с их стороны очевидно нарушение другого правила: в Узбекистане в порядке вещей начинать двигаться не на зеленый, а на желтый, предупреждающий, сигнал светофора, хотя по закону это запрещено. То есть, если бы все начинали движение исключительно на зеленый свет, а не на желтый, подобных ситуаций и аварий на перекрестках было бы гораздо меньше. Однако данного нарушения, равно как и пересечения на светофоре так называемой стоп-линии гаишники попросту не замечают.


Нет контроля, все расслабились

Большинство нарушений связано с незнанием некоторых правил самими же гаишниками, и у водителя, даже хорошо знакомого с этими правилами, видящего, что гаишник его за какое-то нарушение не тормознул – один раз, второй, третий, постепенно в мозгу складывается представление, что у нас это вполне допустимо.

Вот это выборочное соблюдение ПДД со стороны гаишников вообще стоит во главе угла. Допустим, работники дорожной службы, отвечающие за прорисовку разделительных линий, установку светофоров и дорожных знаков, с чем-то не справляются. Но гаишники должны вовремя уведомить эту службу об обнаруженных проблемах, скажем, неправильно установленных знаках или неработающих светофорах. Однако, вполне возможно, они это делают не всегда.

Покричим в окно друг другу

Короче, бардак у нас полный, и меня удивляет, что многие, такое складывается ощущение, этого не замечают, как будто, так и должно быть. Практически, мы скатились к Бангладешу или Афганистану, где за время советского присутствия пытались насадить наши правила, но они там не прижились. Как я думаю, в этих странах сложились какие-то неписанные нормы. Но у нас-то таких норм по сути не возникло: если, к примеру, происходит ДТП, то разбор идет в любом случае именно по правилам дорожного движения. Хотя уровень знаний тех же гаишников оставляет желать лучшего.

Единственно, что у нас неукоснительно соблюдается, это, если один водитель въехал в зад другому, он в любом случае виноват. А во всех остальных случаях нарушения таковыми не считаются, и если ты своими действиями кого-то принуждаешь соблюдать правила, он тебе в окно кричит: «Эй, ты что, в Ташкенте так не ездят!»

Чужая колея

А основа основ, я считаю, это соблюдение рядности движения, которое у нас вообще не учитывается, и за это никогда не привлекают. Только одно считается законным, если ты пересекаешь прерывистую линию, чтобы перестроиться в другой ряд. У нас же часто ездят вот так: колеса находятся по разные стороны этой линии, и водитель таким образом может ехать не одну сотню метров.

Многие не понимают, что такое пропустить соседа. В правилах есть: «Уступи дорогу». А что это значит? Это когда ты своими действиями заставил человека, которому по идее должен уступить, изменить его скорость или направление движения. То есть, понятие «подрезал» как раз отсюда.

Еще я заметил, уже около года вошло в привычку поворачивать со второго и даже третьего ряда, хотя поворачивать можно только из крайнего ряда. Иногда на дороге нет никаких разметок, и в таком случае водитель по крайнему ряду имеет право ехать и прямо, а тут со второго ряда кто-то начинает поворачивать, и в таких случаях происходят ДТП.

Привлекать надо чаще

Уровень знаний правил дорожного движения нашими водителями крайне низок. Например, они знают наверняка, что нельзя превышать скорость, нельзя двигаться на красный свет. Но о том, что на въезде в туннель нужно включить ближний свет фар, некоторые даже и не догадываются, потому что за это давно не привлекают. И если раньше на выезде из тоннелей стояли гаишники и штрафовали за отсутствие света ближних фар, то уже на протяжении нескольких лет я такого не наблюдаю.

Но если вернуться к нарушению правил пересечения пунктирной линии, гаишник, который стоит где-нибудь на краю дороги, просто физически не видит, кто как ее пересекает и долго ли по ней едет. Для этого, я считаю, должны быть введены очень простые меры: мобильные группы гаишников, которые не стоят на месте, а движутся на автомобилях, замечают нарушения и их фиксируют. По десять таких машин на район, установить видеорегистраторы спереди и сзади – это для них вообще не проблема. Например, в прошлом году в новостях промелькнула информация о том, что в России введены такие мобильные группы, которые движутся на обычном автомобиле и, заметив нарушение, передают по рации гаишникам, стоящим впереди, и те нарушителей останавливают.


Пешеходы – тоже проблема

Еще одна глобальная проблема: водители пропускают пешеходов на обозначенном знаком и «зеброй» переходе только в тех местах, где чаще всего стоит гаишник, во всех остальных случаях – нет, и пешеход может стоять на переходе и пять, и десять минут, ожидая, что поток машин уменьшится, и он перейдет-таки дорогу. Хотя вот в соседнем Бишкеке или Алматы водители всегда уступают на переходах дорогу пешеходам.

Но здесь есть и другая сторона медали: если в том же Бишкеке пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте, всегда оштрафуют, а водитель, его сбивший, будет считаться правым, то у нас в любом случае пешеход всегда прав, хоть и не всегда жив.

Как вы тут ездите?

Меня всегда интересует отношение к нашим беспорядкам иностранцев. Так вот, они относятся к этому как к полному беспределу. В Ташкенте за руль иностранец просто побоится сесть. Те же казахстанцы задаются вопросом: «Как вы здесь ездите?» А вот как: в Узбекистане водитель должен думать за пятерых – за того, кто едет сзади, спереди, слева, справа и за себя. Ну и иногда еще за пешеходов. У меня огромный опыт вождения, поэтому все эти мысли приходят на автомате. А как быть молодым, начинающим водителям? Они просто не способны мыслить во всех направлениях, поэтому чаще всего и попадают в ДТП.

Удобнее нарушать, чем соблюдать

Однажды я остановился рядом с гаишником и спросил его: «Почему вы не останавливаете вон тех водителей, которые косяком поворачивают со второго и даже третьего ряда?» На что тот ответил: «Так пробка же будет…»

И в то же время гаишник может остановить кого-то ни за что и, пользуясь тем, что тот не знает правила, навесить на него ряд статей, и именно за это сотрудников госавтоинспекции никто из водителей не любит. Со мной же, например, такой беспредел не пройдет. Обычно, когда я на пальцах объясняю свою правоту, указывая на конкретные статьи из ПДД, мне говорят: «Ой, извини, езжай».

Я определенно могу сказать, что в Ташкенте легче ездить, нарушая правила, чем соблюдая закон. Например, желая повернуть, ты будешь стоять в крайнем ряду в длинной цепочке таких же законопослушных граждан и ждать – один светофор, два, даже три, потому что в это же время совершенно спокойно десятки автомобилей, подъехавших к перекрестку позже тебя, будут спокойно поворачивать со второго и третьего рядов...

Записал Сид Янышев

Международное информационное агентство «Фергана»