Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Сетевые сообщества Узбекистана: Шмотки, знакомства, машины, но только не политика

Сетевые сообщества Узбекистана: Шмотки, знакомства, машины, но только не политика

После «арабской весны», начавшейся в 2010-2011 годах, весь мир осознал, что социальные медиа могут быть мощным инструментом объединения граждан, а также удобным каналом для пропаганды - от государственной до экстремистской и террористической. Некоторые исследователи пророчили, что обкатанная методика «твиттер-революций» со временем будет представлять серьезную опасность для других стран, в том числе, Центральной Азии, где быстрое развитие интернета также вызвало взрывной рост количества пользователей мессенджерами и фейсбуками.

Так чем же сегодня занимаются в популярных социальных сетях жители Узбекистана? Как показало исследование, проведенной «Ферганой», узбекистанцы по большей части не обсуждают политику, хотя и читают разные новости. Они обмениваются кулинарными рецептами, покупают автомобили, распространяют свои селфи, ищут врачей и сексуальных партнеров, надежных юристов и высокооплачиваемую работу.

Предлагаем вниманию наших читателей краткий каталог наиболее многочисленных и активных групп и сообществ узбекистанцев в Фейсбуке и в «ВКонтакте», а также каналов в мессенджере Telegram, ставшем в последнее время очень удобным способом распространения информации.

Мы сознательно не рассматривали сеть «Одноклассники», поскольку в ней присутствует огромное количество сообществ, большинство из которых посвящены развлечениям, сексу, котикам, но серьезных групп мало.

Итак...

Что происходит в Фейсбуке

Закрытая группа «Потребитель.Уз» (Potrebitel.Uz) насчитывает более 147 тысяч участников. Это одна из самых популярных групп в «узбекском Фейсбуке». Она является продолжением веб-сайта Потребитель.Уз, посвященного общественной экспертизе качества продуктов и услуг, предоставляемых в Узбекистане, а также юридической защите прав потребителя. Если вы хотя бы немного отойдете от темы или станете критиковать правительство, то вас немедленно выкинут прочь. Строгие правила группы прописаны здесь.


Самые популярные в узбекском сегменте группы - те, что посвящены приготовлению пищи. В закрытом сообществе «Чудеса на кухне» (1553289858233333) - более 119 тысяч участников, в тоже закрытых «Кулинарных прелестях» (kulinar.prelesti) - более 62 тысяч членов, а открытая «Кулинария.уз» (1681733562059506) насчитывает 13 с лишним тысяч участников. Часто знаменитые кулинары показывают тут свои мастер-классы. Заходить в группы на голодный желудок не рекомендуется.


Если съел что-то не то и почувствовал себя неважно, лучше обратиться к врачам. Найти нужного специалиста легко в группе «Врачи Ташкента» (vrachitashkenta), которая насчитывает более 58 тысяч участников. Это самая крупная группа, посвященная медицине, врачебным услугам, проблемам поликлиник и больниц, поиску нужных докторов. Здесь задают много вопросов на медицинскую тему и получают ответы от самих врачей.


В открытой группе «Есть вопрос? Ищу ответ! (Ташкент, Узбекистан)» (voprosy.uz) – свыше 46 тысяч участников. Правила простые: задаешь вопрос — все, кто хотят, комментируют. Но некоторые пишут, что боятся выступать даже в закрытых группах, особенно после ареста бизнесмена Олима Сулаймонова, который громко жаловался президенту на произвол чиновников и был арестован.


В закрытой группе «Адвокаты и Юристы Ташкента» (advokatyuristuzb) – около 18 тысяч участников. Здесь на вопросы юридического характера отвечают только юристы, либо обязательно приводят ссылку на закон или фотографию нормативного акта.


В закрытой группе «Потребитель плюс. Постим всё, что запрещено в группе Потребитель.Уз» (vecherniytashkent) - более 20 тысяч участников. Это своего рода «дочка» группы «Потребитель.уз». Строгих правил, как в «Потребителе.Уз», тут нет. Реклама разрешена, но только согласованная и по понедельникам. Чаще здесь обсуждают актуальные события в Ташкенте и стране в целом.


В группе «Selfie.Uz» (selfie.uz) – более 12 тысяч участников. Эта группа тоже закрытая. Её участники ежедневно выкладывают свои селфи, а кто-то - и видео. Нередко в группе проводят разные конкурсы с призами.


«Довезу.Уз» (Dovezu.Uz) – узбекский аналог сервиса BlaBlaCar: здесь ищут попутчиков или просят передать посылку. Таким образом можно сэкономить на топливе и познакомиться с разными людьми. Группа открытая, насчитывает около 7 тысяч участников.


Впрочем, данная группа появилась как клон созданной значительно ранее веб-тусовки «Поедем вместе!» poedemvmeste, что была первой группой в узбекском сегменте Фейсбука, посвященной данной тематике. Здесь тоже под 7 тысяч участников.


Одна из самых крупных рекламных площадок в узбекском Фейсбуке – группа «TORG.UZ-Tashkent» (TORG.UZ.TASHKENT), она насчитывает свыше 88 тысяч участников. Группа общедоступная, в ней можно бесплатно разместить объявление о продаже бывших в употреблении или новых вещей.


В группе «HiShop Интернет продажи» (HiShopMarket) состоят более 39 тысяч участников. Открытая группа, позиционирует себя как «интернет-базар».


«ТЕХНОРЫНОК «МАЛИКА» (477098762457950) - название одноименной площадки по продаже техники в Ташкенте, около 60 тысяч участников. Здесь предлагают купить разные гаджеты, бытовую технику и тому подобное.


Группа «RUL.UZ - АВТОРЫНОК» (824696854270617) специализируется на покупке и продаже транспортных средств, запчастей для них, аренде автомобилей. Открытая, насчитывает 49 тысяч участников.


Аналогичное по задачам предыдущему общедоступное сообщество - «Авторынок.uz» (avtorinok.uz), свыше 42 тысяч участников. Группа создана для частных объявлений по продаже и покупке машин, а также запчастей к ним.


Но самая многочисленная группы, посвященная интересам автовладельцев — «Водители Ташкента» Drivers.uz. В этой закрытой группе — более 130 тысяч участников.


У общедоступной группы «Есть работа! (Узбекистан)» (182315195189726) около 60 тысяч участников. Это одно из крупнейших сообществ по поиску сотрудников и вакансий в узбекском Фейсбуке. Под запретом – сетевой маркетинг и объявления о работе без указания основных условий и сведений по теме.


«РАБОТА-УЗБЕКИСТАН» (1734634446766716) – ещё одна открытая группа для поиска работы и сотрудников. Здесь можно обсуждать, делиться советами о работе или просто помогать ташкентцам в трудоустройстве. Более 17 тысяч участников.


А ещё в узбекском Фейсбуке есть группы «Обнал карт в Ташкенте» (215101068836789) и «Обнал с карты в Ташкенте» (234641693596529, которые помогают узбекистанцам обналичивать деньги или проводить другие операции с банковскими картами. Обе группы открытые, первая насчитывает почти 8 тысяч участников, вторая – чуть более 1200.


«ВКонтакте»

Социальная сеть «ВКонтакте» в узбекском «интернет-сообществе» оказалась не очень популярной. Больше всего узбекистанцев привлекает в ней удобство размещения и прослушивания аудио и видеозаписей. Немало групп эротического характера, на них мы останавливаться не будем. Представим несколько наиболее заметных сообществ иного плана.

Группа «Узбекская махалля online» (uzbek.mahalla) общедоступна, у неё около 42 тысяч подписчиков. Позиционирует себя как «узбекское сообщество №1». Здесь масса фотографий и мемов, даже не имеющих никакого отношения к Узбекистану.


«Подслушано в Ташкенте» (pdtash) – один из узбекских вариантов серии сообществ «Подслушано». Здесь публикуются анонимные посты, чаще касающиеся жизни в Ташкенте и Узбекистана в целом, либо представляющие собой размышления и наблюдения о том о сём. Около 37 тысяч подписчиков.


«Uzbekistan | Узбекистан | O'zbekiston» (publicuzbekistan) предлагает своим более 14 тысячам подписчиков «все самое интересное и важное о нашей с Вами любимой Родине!». В основном, тут собраны перепосты из других групп об Узбекистане. Часто публикуют видеозаписи новостей, клипы, песни, фотографии и рецепты узбекских блюд.


Одной из наиболее многочисленных групп узбекского сегмента «ВКонтакте» является «Авиабилеты Узбекистан|O'zbekiston» (uzbekistan.airways) - почти 31 тысяча подписчиков. Это официальная группа национального авиаперевозчика «Узбекистон хаво йуллари» («Авиалинии Узбекистана»). Здесь публикуются новости авиакомпании и актуальную стоимость авиабилетов в разные страны и города.


У группы «UZ Football | Футбол Узбекистана» более 7 тысяч подписчиков. В сообществе рассказывают об играх, узбекских футболистах, клубах – в общем, обо всем, что связано с узбекским футболом.


Некоторого внимания заслуживает «Блог UzLector (Азам Азизов)» (uzlector). В описании страницы говорится (орфография сохранена): «В основном мы делаем видео про узбекских артистов, богачах, про самые красивые места, про великих людей, про необычные узбекские факты. А так же пранки и эксперименты, например, даем русским девушкам послушать узбекские песни, попробовать восточную еду, оценить фильмы и так далее. Мы первые и единственные в Узбекистане и Центральной Азии, кто делает такие видео». У блога – 1949 подписчиков.


У группы TROLL.UZ (trolluz) - 964 подписчика. Она представляет собой версию одноименного веб-ресурса, позиционирующегося как «первый cайт национального юмора».


Telegram

Специфика каналов в Telegram схожа с «ВКонтакте», что неудивительно, поскольку у них одни и те же создатели - братья Дуровы. Telegram становится всё более популярным в Узбекистане, им пользуются в госучреждениях и банках, в основном – из-за безопасности и повышенной защищенности. Замечено, что быстрее всего Telegram-каналы развиваются в арабских странах, странах Латинской Америки и Центральной Азии, где существует жесткая цензура. Вероятно, популярность Telegram объясняется тем, что это, пожалуй, один из немногих каналов связи, который не регулируется властями и позволяет сохранять хоть какую-то анонимность.


«Kun.uz» (kunuzofficial) - новостной канал на узбекском языке, свыше 136 тысяч участников.


«Toshqin Daryo» (toshqindaryo) – новостная служба на узбекском языке, более 95 тысяч участников.


«Gazeta.uz» (gazetauz) предлагает новости Узбекистана, рекламу и обзор событий. Свыше 9900 участников.


«UzReport.uz» (UzReport) – новостной агрегатор одноименного телеканала, 7800 участников.


«Darakchi.Uz» (darakchi) – канал популярной дайджест-газеты, здесь публикуют актуальные новости, истории, статьи. Почти 47 с половиной тысяч участников.


Канал «Latifa.Uz» (latifa_uz) предлагает афоризмы и анекдоты на узбекском языке. Более 73 тысяч участников.


«Pazandachilik» (Pazandachilik) - канал на узбекском языке, где публикуются, в основном, кулинарные рецепты. Свыше 65 тысяч участников.


«Зикр аҳлидан сўранг» (Savollar_kanal) – здесь можно получить ответ на вопросы, касающиеся традиционного ислама. Более 63 тысяч участников.


«Championat.asia» (championatasia) - новости спорта и футбола, более 17 тысяч участников.


На канале «Курс доллара в Узбекистане» (kursdollar) можно узнать рыночный и государственный курс иностранной валюты. Более 14 тысяч участников.


* * *

Разумеется, данный обзор ни в коем случае не претендует на полноту охвата. За бортом нашего наспех составленного каталога остались многие группы и страницы — частные и корпоративные, посвященные более узким интересам. Мы старались собрать для вас лишь наиболее популярные и содержательные сообщества. А вы можете помочь нам открыть малоизвестные, но, на ваш взгляд, очень полезные и важные группы! Пишите в комментариях к этой статье.

Напоследок скажем, что информационное агентство «Фергана» также старается не отставать от веления времени и все шире представляет свои публикации в социальных сетях и мессенджерах. Сегодня вы можете читать полные тексты наших статей и новостей:

- в Фейсбуке facebook.com/fergananews (свыше 19.000 подписчиков),
- в «Одноклассниках»: ok.ru/fergananews,
- в «ВКонтакте»: vk.com/ferganaru,
- в Telegram: telegram.me/fergananews,
- в Live Journal: ferghana-blog.livejournal.com,

а анонсы наших публикаций:

- в Твиттере: twitter.com/kurbanaka,
- а также в Твиттере главного редактора twitter.com/dan_ferghana.

Международное информационное агентство «Фергана»