Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекский политолог: Победить коррупцию поможет прием в вузы всех желающих

25.07.2017 17:05 msk, Марьям Ибрагимова

Политика Экономика Наука Законы Узбекистан Общество
Узбекский политолог: Победить коррупцию поможет прием в вузы всех желающих

Приближается первое августа - день, когда в вузах Узбекистана проходят вступительные экзамены. Скоро разрешится главная интрига уходящего лета: кто и за какие деньги поступит в высшие учебные заведения?

С начала мая текущего года я внимательно слежу за указами, постановлениями, решениями на эту тему. Изучив указ президента «О приёме в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2017-2018 учебном году», я была, мягко говоря, глубоко разочарована, так как совершенно ясно, что взяточничество не прекратится.

Необходимо без ограничений разрешить всем желающим (за исключением душевнобольных) платить и учиться. Вместо этого власти создают ещё одну замечательную кормушку для высокопоставленных взяточников - государственную комиссию, которая будет решать, сколько принять абитуриентов и какой будет сумма контракта. При этом сразу указывают, что надо считаться с материально-техническими возможностями вузов и потребностями экономики в кадрах.

Для непосвящённых расшифрую.

Первое. Материально-технические возможности - это количество зданий, парт, компьютеров и так далее. Но если у вузов будут «контрактные» деньги, то все эти проблемы можно решить. Мы 26 лет говорим о развитии рыночной экономики, но при этом продолжаем мыслить устаревшими советскими стандартами. Самый дорогой и необходимый товар в современном мире – это прогрессивные знания. Как во всём нормальном мире, вузы должны гарантировать качество образования и брать на контракт всех желающих. Вот вам и деньги на материально-техническое обеспечение.

Второе. Якобы надо считаться с потребностями экономики. То есть, не будем учить лишних для экономики людей, раз не можем обеспечить их работой. Это ещё одна отговорка наших взяточников. Если общество провозгласило переход к развитию частного предпринимательства, то оно не обязано трудоустраивать выпускников. Искать место под солнцем - это забота самих граждан. Первая обязанность власти – проводить прогрессивные экономические реформы. Если экономика страны развивается, то место под солнцем найдется всем. Неужели за 26 лет госчиновники так и не смогли усвоить азы экономической теории?

Третье. Законы рынка диктуют: если есть спрос на товар, то предлагайте его. Раз граждане готовы оплачивать контракт и учиться, то пусть учатся. Разве обществу будет плохо, если в нём будет много образованных людей? Может, наконец, тогда народ очнётся от своей «дармоедской» философии, заключающейся в том, что государство обязано нас кормить и трудоустраивать? Перестанет мечтать о бесплатном образовании, медицине, транспорте, дешёвом хлебе и так далее. Пора понять, что надо учиться и бороться за свою судьбу самостоятельно. Даже богатые государства не могут себе позволить стопроцентно бесплатное высшее образование. Наряду с бесплатным образованием всегда существует дорогое платное. И всегда платное образование лучше бесплатного. А то, что зарубежное бесплатное образование лучше нашего платного, - другой вопрос, связанный с уровнем коррупции.

Конечно, государство обязано защищать самых слабых и гарантировать всем школьное образование, а мы обязаны честно работать и оплачивать своё высшее образование и медицину. Мы должны требовать от власти бороться с коррупцией и заботиться о стариках, сиротах и инвалидах, остальные пусть работают.

Марьям Ибрагимова
Я прошу прощения, что пишу о прописных истинах. Но оглянитесь вокруг – власть и общество делают вид, что не понимают этих простых вещей. Или правда не понимают?

Вот теперь о самом главном для нас вопросе - о борьбе с коррупцией. Приведенный выше указ никаким образом не уменьшит коррупцию при приёме в вузы. (Пока я готовила эту статью, определилась стоимость контрактов: за дополнительный контракт люди будут платить в 2, 5, 10 раз дороже). Любому понятно, что люди опять понесут взятки, чтобы их дитя набрало побольше баллов и училось подешевле.

Поэтому уверенно вам говорю: «бункер» будет работать в каждом вузе (бункер – это организованное вузовскими коррупционерами место, где решают тесты для абитуриентов, которые дали взятку).

Но поступлением в вузы вопрос о взятках не исчерпывается. В высших учебных заведениях Узбекистана практически не осталось людей, соблюдающих профессиональную этику, готовых бескорыстно учить за смешную зарплату. Если мы ждём от учителей и врачей честной и хорошей работы, то мы сами должны им честно и хорошо платить. Это ещё одна простая истина, которую могут оспаривать только лицемеры.

Принимать всех желающих на контракт - это и есть вопрос о зарплате. Этих денег достаточно, чтобы платить приемлемую зарплату (конечно, если администрация не будет подворовывать).

У этой проблемы есть оборотная сторона – работу учителей и врачей должно контролировать общество. Именно общество, а не начальник. Мы за 100 лет государственной собственности и власти бюрократии уже убедились: начальникам плевать на качество работы, их интересует только тот «левый» доход, который они имеют со своей должности.

Каким образом общество может контролировать? Очень просто! В каждой платной школе должен быть родительский комитет, который имеет право потребовать убрать бездарного педагога. В каждом вузе должен быть студенческий комитет, который имеет право требовать уволить бездарных преподавателей и взяточников. При этом последнее слово при увольнении должно быть не за администрацией, а за этим комитетом. Без этого дело с мёртвой точки никогда не сдвинется.

Хочу вернуться к проблеме школы. Яснее ясного, в каком плачевном состоянии находятся наши общеобразовательные учреждения. Выход только один – развивать сеть платных школ. Общеизвестно, что многие родители нанимают частных репетиторов. Так не лучше ли платить хорошей школе? В принципе, частные школы разрешены. Но их мало, и они не так уж сильно отличаются от государственных. Единственное, чего они добились, – это относительная дисциплина. Что касается прогрессивных методик и знаний мирового уровня, здесь они явно не соответствуют.

Почему это происходит? По очень простой причине: их мучают многочисленные проверки. А каждому в стране понятно, что эти проверки проводят не с целью улучшить работу, а с целью выбить взятку.

Представьте себе талантливого организатора, который задумал создать прогрессивную школу и учить по новым методикам. Он должен собрать профессиональную команду и хорошо им платить. Кроме того, всю свою душу, время, силы отдавать работе. Только тогда школа будет функционировать идеально. Вместо этого его заставляют отбиваться от многочисленных контролеров, которые набегают, как жадная саранча. Хочет он или нет, его заставят давать взятки. Если будет упорствовать, найдут подонка, который настрочит в Службу национальной безопасности (СНБ) донос, что в школе творятся какие-либо политические, религиозные или развратные дела.

Представляете, в какой ад превращается жизнь директора независимой школы? Он только успевает выживать и взятки раздавать. Ну и где брать деньги на высокую зарплату профессионалам? Где брать силы талантливо работать? В результате частная школа становится такой же плохой, как и государственная.

Пока мы не обуздаем коррупцию и безбрежную власть чиновников, в Узбекистане не будет прогрессивного образования.

Марьям Ибрагимова, политолог (Ташкент)

Международное информационное агентство «Фергана»