Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Охота на телегероев

30.06.2003 00:00 msk, Музаффар Асадов

Свобода слова

Настоящий шок вызвал у руководства Самаркандской частной телекомпании «СТВ» сюжет об отмене льгот работникам бюджетных организаций. Сюжет был подготовлен самаркандской журналисткой для программы «Замон», в производстве которой участвуют негосударственные телестанции Узбекистана. Техническую базу для производства этой программы, а также консультации специалистов предоставляет международная неправительственная организация «Интерньюс»-Узбекистан.

Как развивались события? В том памятном интервью, преподаватели 17 самаркандской общеобразовательной школы выразили свое недовольство по поводу отмены льгот на коммунальные услуги. Они говорили, что компенсация, предусмотренная постановлением правительства, не адекватна сумме отменных льгот. Директор школы высказала опасение, что отмена льгот приведет к ухудшению качества преподавания, и, соответственно, образования. Большинство учителей вынуждены будут уйти с работы, так как заработной платы с трудом хватит на расходы на дорогу. Привлечь новые кадры будет очень сложно.

В рамках сотрудничества «СТВ» еженедельно получала для размещения на своем канале информационно-аналитическую программу «Замон». Получив очередную программу с сюжетом из 17 школы, директор телевидения Геннадий Григорьянц позвонил начальнику районо Мухибе Бобобековой и пригласил ее к себе. По рассказам сотрудников районо, Григорьянц показал ей сюжет и возмутился: по его мнению учители не должны были обсуждать указ президента, тем более с журналистом, который сотрудничает с международной организацией. Г-н Григорьянц обвинил Мухибу Бобобекову в том, что она не уделяет должного внимания политической грамотности преподавателей. Он также добавил, что они, не зная сами, пошли против политики президента. А это может плохо сказаться как на выступивших преподавателях, так и на работе телекомпании, даже несмотря на то, что выпуск программы «Замон», содержащей этот сюжет, не был показан в эфире.

При встрече с журналистом корреспондентского пункта «Интерньюс»-Узбекистан в Самарканде Мухиба Бобобекова заявила, что подобного разговора с Григорьянцом не было. С директором телевидения она встречалась по личным делам.

А далее журналисту Гаяне Огановой директор 17 школы, сказала , что в сюжете все было представлено не так, как она говорила, и что из неё сделали «врага народа». При этом надо отметить, что самого материала она не видела, а на вопрос, откуда же она об этом знает, она ответила, что ей рассказал её зять, посмотрев выпуск «Замона» в Гулистане.

Руководство телекомпании «СТВ» этим не ограничилось. Очень скоро теме отмене льгот посвятили отдельное ток-шоу. Для этого в студию пригласили начальника городского отдела народного образования и преподавателей школ Самарканда. Ток-шоу прошло в духе ура-патриотизма. Ведущий направлял гостей на разговор о том, что указ президента был необходим.

Позже некоторые директоры школ признались одному из журналистов, сотрудничающих с международной организацией «Интерньюс», что после ток-шоу они были вынуждены заключить устный договор с директором телевидения Геннадием Григорьянцем. Он посоветовал директорам школ следующее: «Если к Вам будут обращаться журналисты, независимо от того, как они представятся, вы согласовывайте со мной стоит с ними беседовать или нет. Даже если они скажут, что работают на «СТВ». И только после моего подтверждения, что это мои журналисты, вы можете иметь с ними дело».

Автор популярной политической программы на «СТВ», а также председатель областного молодежного движения Баходир Шарапов, признался в разговоре с журналистом коррпункта «Интерньюс» в Самарканде Солехом Яхъяевым, что бывают случаи, когда чиновники, принимают журналистов, сотрудничающих с международными организациями, за работников телекомпании «СТВ», так как многие из них действительно раньше работали на «СТВ». Из-за чего, по признанию Шарапова, у телекомпании, нередко возникают проблемы с властями.

Так было и с председателем областного фонда «Махалля» Танаберди Курбановым. Когда к нему обратилась журналистка Гаяне Оганова с просьбой дать интервью, он согласился и назначил время. Но, когда в назначенное время она ему позвонила, он категорически отказался.

Как рассказал господин Шарапов, Танаберди Курбанов, на одном из собраний в хокимияте, спросил у него, не знает ли он, о чем пойдет речь в этом интервью. На что Шарапов ответил, что эта девушка уже не работает в телекомпании, и что сейчас она сотрудничает с международной организацией.

По словам Гаяне Огановой, она всегда представляется как журналистка, сотрудничающая с международной организацией, но чиновники, по старой памяти принимают, её за сотрудницу «СТВ».

Таким образом, руководители «СТВ», взяли на себя роль негласных цензоров по Самарканду.

Для этого, как считают многие работники «СТВ», у них было несколько причин. Основная причина, в том, что журналисты, готовящие материалы для международных организаций, являются сильными конкурентами своих коллег с «СТВ». Кроме того, телекомпания транслирует программу «Замон», в производстве которой, как указывалось выше, существенную помощь станциям оказывает организация «Интерньюс», заключившая соответствующие договоры со станциями. И в том случае, если в программу включались критические материалы из Самарканда, то строгий редактор убирал выпуск из эфира, даже если она была заявлена в программе передач. Таким образом, «СТВ» «вынужденно» нарушал договор о трансляции «Замона». А портить отношения с международной организацией руководство «СТВ» не хотело.

В конце прошлого года, более 4 месяцев, телекомпания находилась под наблюдением республиканской прокуратуры. По рассказам сотрудников «СТВ», проверяли все: от финансовых счетов до каждого интервью и закадрового текста. И сейчас «СТВешники» категорически сторонятся критических, проблемных материалов на своих каналах, якобы, чтобы лишний раз не обращать на свою деятельность внимания и не вызывать подозрение.

Не желая вызывать раздражения со стороны силовых структур, руководство «СТВ» стало выполнять их функции, что идет вразрез как с существующим законодательством в сфере СМИ, так и с политикой государства. И теперь, Григорьянцу, возомнившему себя цензором, уже не до выполнения договора с международной организацией «Интерньюс».

После полученного сюжета, программа «Замон» исчезла из сетки вещания.

Из Самарканда Музаффар Асадов, специально для «Вестника-ТВ»