Новости Центральной Азии

The Times: НАТО косвенно финансирует движение «Талибан»

12.12.2008 11:10 msk

Фергана.Ру

Запад является косвенным спонсором афганских талибов, которые получают его деньги за то, чтобы составы военного назначения НАТО могли благополучно добраться до своих баз на юге Афганистана, пишет 12 декабря The Times со ссылкой на анонимные источники.

Контрактами на поставку на базы стран-членов НАТО топлива, материалов и оборудования занимаются транснациональные компании, которые для переброски предназначенных для военных контингентов Великобритании, США и других сил коалиции грузов из пакистанского порта Карачи в Афганистан нанимают в качестве субподрядчиков местные компании. Последние, так как конвои проходят к пунктам назначения по опасным дорогам, для обеспечения безопасности колонн контактируют непосредственно с талибами.

The Times стало известно, что таким образом миллионы фунтов стерлингов, включая деньги британских налогоплательщиков, оказываются у движения «Талибан».

Информацию об этом газете подтвердили владельцы нескольких компаний, занимающихся импортом топлива, перевозками и обеспечением безопасности. По их мнению, в карманы талибов попадает примерно 25 процентов суммы, выделяемой Западом для доставки грузов на базы НАТО.

Масштабы поставок велики. К примеру, только основной базе британцев «Кэмп Бастион» в провинции Гильменд требуется более миллиона литров дизельного и авиационного топлива в неделю. В Афганистане находятся 70.000 иностранных солдат, которым продукты питания и оборудование доставляются, в основном, автомобильным транспортом. А в следующем году США планируют направить в Афганистан, по крайней мере, еще 20.000 военнослужащих.

По словам владельца одной из афганских частных охранных компаний, тариф на перевозку грузов составляет около $1000 (£665) за грузовик. Колонны, как правило, состоят из 40-50 грузовых автомобилей, иногда их число возрастает до 100.

На вопрос о том, почему компании платят талибам, бизнесмен ответил, что «каждый человек хочет поесть. Талибы нападают на конвои, поскольку не имеют рабочих мест, и с легкостью принимают деньги за ненападение». По его словам, в этом году нападения на кандагарской дороге стали почти повседневным явлением. 24 июня была разбита колонна снабженцев из 50 грузовиков, семь водителей были обезглавлены. Сейчас ситуация настолько крайняя, что конкурент его компании, работающий к югу от города Газни, нанял боевиков «Талибана» для сопровождения своих конвоев.

«Я не буду называть компанию, скажу только, что она из долины Панджшер [в северном Афганистане]. У нее очень хорошие отношения с талибами, которые приходят и сопровождают конвой. Как правило, они сидят в первом автомобиле состава для обеспечения безопасности колонны», - рассказал владелец охранной компании.

По словам главы одной из транспортных компаний, из-за такого сотрудничества с талибами ему приходится платить своеобразный налог властям, поскольку «это [сотрудничество] происходит на самом высоком уровне в афганском правительстве».

Он сообщил, что во время транспортировки грузов для баз НАТО приходится платить каждому командиру талибов, чьи контролируемые участки приходится пересекать. «Когда вы слышите о нападении на конвой, это значит, как правило, что какой-то участок дороги теперь контролирует новая группа талибов», - пояснил бизнесмен.

В свою очередь, как сообщает The Times, представитель сил НАТО в Афганистане Джеймс Гатер (James Gater), сообщил о том, что контракты на перевозку грузов НАТО были заключены с коммерческими фирмами, которые могут работать на условии субподряда с теми, с кем им удобно.